Итоги совещания во Дворце Независимости по вопросам пассажирских перевозок

Правила для всех должны быть едиными, жесткими и понятными

Как найти управу на нелегальных перевозчиков и кто ответит за преступные схемы в молочной отрасли? Главные итоги совещания во Дворце Независимости и принципиальные требования Президента

Во вторник у Главы государства обсуждали горячую и весьма чувствительную тему — пассажирские автомобильные перевозки. На мероприятие пригласили руководителей Правительства, Парламента, Администрации Президента, силовых структур, губернаторов. Уже по составу участников можно было предположить, что разговор предстоит глубокий и критичный. В последнее время эта сфера услуг вызывает немало претензий и жалоб со стороны населения. Навести порядок должен соответствующий проект указа, подготовленный Правительством. Документ важнейший, ведь дело касается безопасности людей и экономической безопасности государства в целом. А потому он должен быть исчерпывающим, устанавливающим четкие правила и систему работы. Александр Лукашенко сразу же расставил акценты:
— У государства к данной сфере есть два простых требования. Первое — безопасность людей. Второе — легальная работа перевозчиков… Нам нужно досконально разобраться и установить единые для всех правила игры. Жесткие, прозрачные и понятные. Никого не надо давить, травить, увольнять и прочее. Правила игры одинаковые для всех!

«Бессовестных дельцов немало». Как изменить ситуацию?

Наверное, нет в нашей стране семьи, в которой не пользовались бы услугами общественного транспорта, маршруток и такси. Но всегда ли мы довольны их качеством? Уверены ли в своей безопасности? Насколько добросовестно выполняют свои обязанности и нормы законодательства сами перевозчики? Вопросы не праздные, да и статистика дорожно-транспортных происшествий с участием маршруток и такси заставляет задуматься. Однако Президент с самого начала конкретизировал, что дело не только в ситуации на дорогах:

— К этому вопросу мы подходим не только и не столько потому, что был ряд происшествий на дорогах. Но и потому, что зачастую в нашей жизни существует много направлений и вопросов неупорядоченных. А поскольку это безопасность людей, наших граждан (я уже не говорю о налогах, злоупотреблений хватает там), этот вопрос подлежит упорядочению.  
У государства к данной сфере есть два простых требования. Первое — безопасность людей. Таким видом транспорта пользуются многие наши граждане и гости страны. Второе — легальная работа перевозчиков. Потому что выручку занижают, прячут, в конвертах зарплаты платят, налоги не платят в бешеных размерах.  

Этим занимаются правоохранительные органы. Хотелось бы, чтобы Кубраков вместе с Тертелем (руководители МВД и КГБ. — Прим. ред.) мне доложили до нового года для принятия решений. Нечего с ними разговаривать. Налог не уплатил — туда (речь о привлечении к ответственности в соответствии с законодательством. — Прим. ред.).

Президент отмечает, что в общем понятные и справедливые правила соблюдают далеко не все участники этого бизнеса:

— Как показывают проверки Комитета государственного контроля, бессовестных дельцов немало. За девять месяцев 2023 года проверили чуть больше 10 тысяч автомобилей. Выявили 9 тысяч нарушений. Самое страшное, что нелегалы намеренно уходят от требований безопасности, которые предъявляются к регулярным перевозчикам.


Среди таких требований Александр Лукашенко назвал, в частности, наличие необходимой водительской категории и стажа:

— Людей возят все, кто хотят. А потом дикие аварии, как под Смолевичами. Гибнут дети… Стажа нет, категории нет, допуска в рейс нет, техосмотра нет, режим труда и отдыха не соблюдается. «Бомбят» с утра до вечера эти водители, потому что это же деньги для хозяина. Такое отношение к делу рано или поздно приведет к трагедии, подобной в Смолевичском районе, где погибло полтора десятка человек, и дети тоже.

Не уплатил налоги — отвечай!

Глава государства обратил внимание, что с финансовой точки зрения в сфере автомобильных пассажирских перевозок чаще всего выявляются такие нарушения, как сокрытие выручки, дробление бизнеса, зарплата в конвертах и неуплата налогов. Обращаясь к Премьер-министру Роману Головченко, Александр Лукашенко обозначил:
— Я думаю, нам надо ужесточить наказание по реальным вещам: раздробил бизнес — отвечай. Не уплатил налоги… Слушайте, кто нас упрекнет: в Америке пожизненное заключение можно получить за неуплату налогов — демократичная страна.

Отсюда, подчеркнул Александр Лукашенко, недобросовестная конкуренция с легальными перевозчиками, что сказывается на работе всей отрасли автомобильных перевозок:

— Возят бессистемно, крадут, воруют, не платят налоги. Конечно, какие автобусы и прочие могут с ними конкурировать?! То есть неравные условия. Мы что, этого не видим?  
Потери бюджета исчисляются десятками миллионов рублей. А добросовестные перевозчики вынуждены закрываться, увольнять людей. Вот и вся «справедливость». Поэтому сегодня нам нужно досконально разобраться и установить единые для всех правила игры. Жесткие, прозрачные и понятные. Никого не надо давить, травить и увольнять. Правила игры одинаковые для всех!

Президент также добавил, что предстоит еще определить, какие функции берет на себя государство как регулятор: как будет осуществляться тотальный контроль в этой сфере и какие дополнительные обязанности появятся у перевозчиков.

Все, кто не в реестре, — вне закона. Кого предлагается допустить к перевозкам

Правительство при участии Комитета государственного контроля и Комитета государственной безопасности подготовило проект указа, регулирующего отношения в сфере автомобильных перевозок пассажиров. Одна из новаций — предлагается организовать реестр легальных перевозчиков, диспетчеров и других участников процесса. Речь идет о перевозках нерегулярного сообщения. Глава государства, обращаясь к разработчикам документа, попросил определиться с единым, исчерпывающим подходом к системе работы:

— Чтобы опять не было там каких-то возможностей уйти от правил.  
Кто не включен в данный реестр, оказывается вне закона, его деятельность будет выявляться и пресекаться контролирующими органами. То есть тебе разрешили перевозить людей такси и маршрутками, ты в реестре — иди и вози.  
Правила будут тоже установлены. Если тебя там (в реестре. — Прим. ред.) нет и, не дай бог, ты занимаешься этими перевозками — к Кубракову и к Тертелю, там места еще есть. Жесточайшим образом надо пресекать это, чтобы понимали.


Главный вопрос от Президента: соответствует ли проект указа тем критериям, требованиям, которые были указаны выше, — безопасность и легальная работа? При этом белорусский лидер принципиально подчеркивает, что никто никого не давит:
— Не надо давать им повод, что «мы задавили, кого-то травим» и так далее. Все, кто может, кого допустили к этим перевозкам, — работайте, все в равных условиях. Шаг влево, шаг вправо — жесточайшее наказание.

Какая информация будет в реестре легальных перевозчиков

Заместитель Премьер-министра Анатолий Сивак, который представлял проект указа, пояснил, что в государственный реестр перевозок пассажиров будут включаться сведения о перевозчиках, транспортных средствах (автобусах, легковых автомобилях и автомобилях-такси), водителях и диспетчерах. Вице-премьер акцентировал, что это конечный перечень и в реестр попадет не только компания, но и используемый транспорт. Таким образом, если условный автобус эксплуатировался с нарушениями, компания не сможет перерегистрироваться и работать на нем под другим названием.

Кроме того, для субъектов вводится обязанность предоставлять государственным органам безвозмездный круглосуточный доступ к выполненным заказам; передавать заказы на перевозки только перевозчику, сведения о котором внесены в реестр.

Для повышения уровня безопасности установлена обязанность видеофиксации выполнения перевозок пассажиров. Для недобросовестных перевозчиков документом предусмотрены механизмы приостановления нахождения и исключения из реестра.

Серверы должны быть в Беларуси: как будут работать такси?

Еще одно предложение разработчиков касается интернет-агрегаторов. Президент заметил:
— Очевидно, что всем, кто хочет работать в Беларуси, необходимо разместить свои информационные системы на нашей территории. К новому году эта норма должна работать! Никаких польских, немецких и голландских фирм. Это непреложные требования государства как гаранта обеспечения безопасности, защиты персональных данных, пресечения противоправных действий.

Анатолий Сивак напомнил, что в 2017 году был принят Декрет № 7 «О развитии предпринимательства»:

— Государство пошло на то, чтобы либерализировать этот рынок (пассажирских перевозок. — Прим. ред.). Декретом было принято решение не давать лицензию на нерегулярные перевозки, хотя такие лицензии на такси до 2017 года были. Государство пошло навстречу, но бизнес это понял как вседозволенность. Начались нарушения законодательства…

— Нарушения, не платить налоги и так далее. Теперь пусть обижаются сами на себя, — отреагировал Александр Лукашенко.


В большинстве случаев работу по перевозке пассажиров вне регулярного сообщения (основная доля — такси) организуют иностранные субъекты (диспетчеры), информационные системы и ресурсы которых зачастую находятся за границей. Ограничений для их деятельности не установлено, не требуется получение каких-либо видов разрешений. Отсюда и соответствующий результат. Вице-премьер пояснил:
— Как показывает практика, эти компании заинтересованы лишь в получении доходов, невзирая на законность выполнения таких перевозок. Информация о выполненных заказах и сведения о заказчиках перевозок хранятся на серверах, находящихся за пределами Беларуси, что напрямую влияет на обеспечение национальной безопасности.
По словам Анатолия Сивака, для уменьшения импорта услуг, снижения рисков утечки персональных данных граждан указом установлено право иностранных компаний оказывать услуги диспетчера перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении (диспетчера такси) только в случае создания ими на территории Беларуси юридического лица, а также обязанность для субъектов использовать в своей деятельности информационные системы и ресурсы, размещенные в Беларуси.


На совещании обсудили тему поступающих от населения жалоб и обращений по поводу пассажирских перевозок. Глава государства поручил губернаторам найти ответы на все эти вопросы. Предстоит также проанализировать систему работы регулярных автопассажирских перевозок на местах от деревни до уровня района и области. При необходимости следует выработать новые схемы, возможно, где-то добавить количество транспорта на маршрутах.

ИЗ КОММЕНТАРИЯ ЗАМЕСТИТЕЛЯ ПРЕМЬЕР-МИНИСТРА АНАТОЛИЯ СИВАКА ЖУРНАЛИСТАМ

Анатолий Сивак.

Когда документ вступит в силу

— Основные моменты указа согласованы. Есть поручение Президента еще раз взвесить, собраться на уровне Правительства со всеми причастными госорганами. И те моменты, которые обсуждались у Президента, еще раз проанализировать и внести Главе государства (окончательный проект указа. — Прим. ред.) на подпись.

По словам вице-премьера, в первом квартале 2024 года на правительственном уровне следует доработать отдельные нормы — провести обязательные процедуры и принять постановления в развитие указа:
— Со второго полугодия следующего года указ должен заработать. К этому нужно всем готовиться. Необходимо создать программный продукт, в соответствии с которым будет функционировать государственный реестр.
Как новации повлияют на рынок пассажирских перевозок

Анатолий Сивак особо отметил, что нет никакого антагонизма между государственными и частными перевозчиками, как это порой пытаются преподнести. От недобросовестных игроков на рынке в равной степени страдают и частники, работающие по установленным правилам.

— Важно, чтобы эти изменения принесли плюс для населения. В результате реализации указа добавится больше маршрутов в сегменте регулярных перевозок. На конкурс будут выставляться дополнительные маршруты. Видим необходимость внести коррективы в работу такси. Это нерегулярная перевозка. Там тоже существует масса проблем, — сказал вице-премьер.

К чему готовиться интернет-агрегаторам

Если через ту или иную компанию с помощью интернет-приложений заказывается услуга такси, то к системе может быть подключен только перевозчик, который есть в реестре. Кроме того, появится требование для подобных сервисов в обязательном порядке создать юридическое лицо на территории Беларуси.

— Шло общение с основными игроками. Есть понимание. Если говорить, допустим, о «Яндекс.Такси», то здесь, я думаю, не должно быть у нас проблем. Потому что такие же нормы сегодня и в российском законодательстве, — сказал Анатолий Сивак.

Какое наказание будет применяться к нарушителям

Имеют место факты, когда нерегулярные перевозчики формально под видом обслуживания свадеб или корпоративов выходят на регулярные рейсы. А кто-то вообще пытается работать полностью нелегально. С принятием указа, по словам Анатолия Сивака, наказание за подобные нарушения станет еще более жестким:

— В этом случае мы исключаем из реестра. А если они не в реестре, то этим самым их деятельность признается незаконной. И тогда следует норма законодательства об изъятии орудия совершения преступления. Сегодня транспортная инспекция арестовывает транспортное средство, и начинается с перевозчиком длительный судебный процесс. А там уже работает норма — фактически по законодательству (без суда. — Прим. ред.) изымается транспортное средство. Это заставляет соблюдать законодательство.

С другой стороны, включение в реестр используемых транспортных средств позволит, например, отследить случаи, когда транспортная компания при выявлении каких-то нарушений может просто перерегистрироваться и продолжать работу с нарушением законодательства под другой вывеской.


ЦИФРЫ И ФАКТЫ

Автомобильным транспортом за девять месяцев 2023 года перевезено 690 миллионов человек (102,6 процента к аналогичному периоду прошлого года). Перевозки на регулярных маршрутах лицензируются, сегодня их осуществляют 905 юрлиц (из них 11 — государственные) и 767 ИП. Интересный факт: в автопарке у 11 государственных перевозчиков — более 5 тысяч автобусов и маршруток, у оставшихся 894 частных компаний — около 4 тысяч машин.

В 2023 году с участием перевозчиков пассажиров произошло 107 ДТП, в которых погибли 37 человек, ранены 145 человек.

Кроме того, на 13 процентов выросло число жалоб, связанных с работой транспорта и соблюдением расписания.

konon@sb.by

konoga@sb.by

Фото БЕЛТА
Лукашенко рассказал о вскрытии преступных схем в молочной отрасли
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter