Календарь и традиции

Правила диктует Илья

Календарь и традиции

1 августа — православные отмечают обретение мощей преподобного Серафима Саровского чудотворца.


2 августа — день пророка Илии; обретение мощей преподобномученика Афанасия Брестского.


4 августа — память мироносицы равноапостольной Марии Магдалины.


Август — «жнiвень» — время уборки хлебов. У белорусов жатва — не только тяжелый труд, но и целый свод обрядов, начиная с «покрывания поля», когда младшая из невесток в семье вместе со своими празднично одетыми золовками зажинала первый сноп и подбрасывала его вверх со словами:


«Пакрыла нiўку на добрую спажыўку.

Парадзi, Божа, наша збожжа!»


Жатва в прежние времена проходила отнюдь не по команде. Даже в соседних деревнях эту работу могли начинать в разное время. Всегда придерживались главного правила — «как колос покажет», поэтому бытовала и такая поговорка: «У вас ужо жнуць, а ў нас яшчэ ждуць».


1 августа — Макрина. Имя преподобной Макрины не могло не вызывать ассоциации с дождями, «макрэчай», что, в свою очередь, рождало особые приметы. Если на Макрину непогода, то остаток лета и вся осень ожидаются дождливыми. А вот погожий теплый день обещает такое же «лагоднае надвор’е». Поэтому, чтобы не накликать непогоду, накануне и в этот день старались не заниматься прополкой.


2 августа — Ильин день: праздник в честь ветхозаветного пророка, почитаемого в народе как божество. По библейским преданиям, Илья творил чудеса, за что живым вознесся на небо. С принятием христианства в народном представлении Илья как бы слился с языческим божеством Перуном, переняв его «обязанности» и черты. По всем представлениям Илья, помимо опекунства над нивой и помощи хлеборобам, выступает еще и распорядителем дождей, молний и грома, он защитник от всякого рода нечисти и зла. Но, разозлившись, Илья мог наслать и сильные ливни, град или, наоборот, закрыть дорогу небесным водам и напустить засуху.


От поражения молнией существовал ряд оберегов. Один из них — «Перуноў знак» — круг с лепестками внутри. И не зря на счастье и здоровье и на все хорошее клали на крышу борону, на которой часто селился аист. Красные нити подвешивали под крышу — как громоотвод. И тушить пожар, случившийся от молнии, по представлению прадедов нужно было не водой, а молоком.


Хотя впереди еще целый месяц лета, август уже воспринимался как пограничный период, про что и говорили: «На Iллю да абеду — лета, а пасля абеду — восень», «Iлля жнiво пачынае, а лета канчае». С этого дня устанавливался запрет на купание в реках и озерах — к великому огорчению ребятни (хотя «цiшком» все равно купались, не страшась родительского гнева и ворчания бабушек). Запрет исходил из того, что хоть и медленно, но все же начиналось похолодание, наползали утренние туманы: «Iлля ўкiнуў у ваду кавалак льда».


Ильин день считался своеобразным закрытием сезона и для пчеловодов: «Толькi да Iллi паглядай на вуллi».


Внимательно наблюдали в этот день за погодой: дождь обещал «ядронае жыта», но считался неблагоприятным для вызревания орехов; теплый и ясный день обещал все еще, несмотря на «павольны» уход лета, хороший сенокос, а вот «спякота» предвещала долгую зиму.

 

Советская Белоруссия №137 (24274). Пятница, 26 июля 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter