Вступили в силу изменения ПДД. Изучаем новации

Правила безопасных дорог

Александр Лукашенко:

— Беспокоит тема безопасности людей, особенно детей. Нужно возвращать город людям. Он должен быть удобным для перемещения прежде всего на общественном транспорте, электросамокатах, велосипедах. Проезжая по Минску, я просто радуюсь, видя, сколько людей сегодня перемещаются семьями на велосипедах.

2018 год, во время совещания с активом Минска.
Теперь водители будут обязаны включать ближний свет фар днем в конце и начале учебного года. Тем, кто выбирает электрокары, дают зеленый свет на передвижение по полосе для общественного транспорта. Необязательно возить с собой документы о прохождении техосмотра — инспектор сможет проверить информацию по электронным базам. Регулируется использование средств персональной мобильности. Что еще меняется?


Приравняли к пешеходам

Вот лишь некоторые факты из дорожной хроники. 34-летний минчанин на электросамокате не справился с управлением и сбил 59-летнюю женщину. У нее диагностировали переломы кисти в двух местах, множественные ссадины и кровоподтеки. Против парня возбуждено уголовное дело, ему может грозить наказание до 2 лет ограничения свободы.

Нередко в больнице оказываются дети. Летом 66-летний могилевчанин на Volkswagen поворачивал на зеленый сигнал светофора и сбил маму с 2-летней дочерью. Они вдвоем переезжали дорогу на электросамокате. Ребенка с ушибами госпитализировали.

Прошлым летом столичную дорогу не поделили водитель авто и парень на электросамокате, который мчался на скорости около 50 км/ч. На светофоре притормозил, к нему подскочил мужчина из остановившейся рядом машины. Завязалась драка. Что послужило ее причиной, неясно. Потасовку быстро прервали.

О том, что в ПДД нужен новый «термин средства персональной мобильности (СПМ)», говорили давно. Теперь тех, кто ими управляет, приравнивают к пешеходам. Кроме скорости и мест для езды, появилось еще одно ограничение для «тротуарных шумахеров» — возраст. Ездить разрешается лишь с 14 лет.

Полоса без препятствий

Что влияет на безопасность передвижения? Об этом беседа с Юрием Важником, председателем Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте.

— Нередко велосипедисты, электросамокатчики становятся виновниками ДТП. Почему это происходит?

— Залог безопасности кроется в двух вещах. Во-первых, это качественная транспортная инфраструктура. В идеале для автомобилиста, пешехода, велосипедиста должно быть обеспечено удобное неконфликтное пространство. Во-вторых, нужна культура, вежливое отношение друг к другу. Впрочем, как понимаете, тут речь не только о сфере дорожного движения.

— Самокаты, моноколеса, сегвеи... Что следует предпринять, чтобы они набирали большую популярность?

— В данном случае мы говорим об экологичном и удобном виде передвижения, который отлично комбинируется с общественным транспортом. Нужно приспосабливать для «новичков» то, что есть, а улицы в дальнейшем проектировать с учетом предполагаемых перемен. Еще важно не перегнуть с различными требованиями. Так, в свое время не дали развиться моде на мопеды.

— По новым правилам на электросамокатах предел допустимой скорости – 25 км/ч. Как будут контролировать процесс?

— По факту, разбираться, с какой скоростью ехал человек, будут только при несчастном случае. У СПМ нет номерного знака, по которому его можно идентифицировать. Мы привыкли, что любое ограничение требует подкрепления в виде штрафа и административного процесса. Но каждый должен понимать, что быстро передвигаться на электросамокате опасно для себя и окружающих.

— Какая, по мировой статистике, разрешается предельная скорость в крупных городах для всех участников движения?

— Городской максимум 60 км/ч остался в Минске и Москве. Во многих европейских странах уже давно нельзя разгоняться больше 50 км/ч в населенных пунктах. А средняя скорость там — 30—35 км/ч. В обновленных правилах ПДД зональные изменения скорости коснулись только участков в населенных пунктах, характеризующихся активным пешеходным движением, например старый город в Минске. При этом ограничение максимальной скорости движения может быть разным: 10, 30, 40 или даже 50 км/ч. Все зависит от ситуации. Напомню, 60 — смертельная опасность для пешеходов, 50 — нелетальная.

— Количество ДТП, а также погибших и травмированных в автоавариях снижается?

— Да, с 2006 года количество граждан, ежегодно погибающих в Беларуси в автоавариях, сокращается. Государственными и другими заинтересованными органами осуществляется скоординированная работа по повышению уровня дорожной безопасности. Нынешние изменения ПДД — это верхушка айсберга. Система содержания дорог должна перейти на более высокий уровень. Это поможет снизить аварийность. Конечно, местные власти также должны уделять внимание развитию в городах инфраструктуры, позволяющей предотвращать опасные действия участников дорожного движения. Принцип в том, чтобы сама дорога не давала возможности нарушать правила дорожного движения. Примеры этому уже есть.

— За городом разрешили ехать 120 км/ч. Некоторые говорят, что из-за этого может вырасти количество происшествий. Ведь с увеличением скоростных режимов должны расти и требования к исправности машины, культуре вождения. А всегда ли это есть? Какие еще изменения необходимо внести в законы и что сделать на ментальном уровне, чтобы дороги стали безопаснее?

— К счастью, ограничение скорости 120 км/ч будет действовать только на автомагистралях и дорогах для автомобилей. На немецких автобанах по умолчанию не было ограничения скорости. Но когда эксперты посмотрели статистику столкновений, то пришли к выводу, что необходимо гибко подходить к этому вопросу, ориентируясь на дорожные условия, погоду. Так, при рекомендуемой максимальной скорости должно быть сделано все для безопасного передвижения — проведен анализ состояния трасс, дорожной обстановки, технических средств организации движения. Такой подход гарантирует отсутствие различных «неожиданностей». Безрассудное вождение, например, даже без превышения скорости в дождливую погоду или гололед не остается безнаказанным.

У наших водителей нередко срабатывает психологический нюанс — лимит скорости многие воспринимают как рекомендацию: вот знак, значит, нужно ехать 120 км/ч, при этом не обращая внимания на погодные условия и массу других факторов. Уверен, система ограничения максимальной скорости требует гибкости. Статистика показывает: когда водитель разгоняется с 90 до 120 км/ч, это больше чем в два раза увеличивает тяжесть последствий при аварии.

Поворот на права

Что нужно делать и куда обращаться, если вас сбил электросамокатчик или велосипедист? Об этом рассказала адвокат специализированной юридической консультации Минска «Транспорт и право» Елена Мойсеюк.

Если речь идет о столкновении гироскутера, моноколеса или электросамоката с пешеходом, то следует учесть, что все участники дорожного движения в таком случае являются пешеходами, как на средствах персональной мобильности, так и без них.

При возникновении подобной ситуации рекомендуется:

1. Незамедлительно сообщить о случившемся сотрудникам ГАИ.

2. При необходимости оказания медпомощи сообщить врачу/медработнику подробные обстоятельства и механизм получения телесных повреждений, так как в последующем может понадобиться проведение судебной медицинской экспертизы.

3. Зафиксировать следы места столкновения, не изменять обстановку места происшествия до прибытия сотрудников ГАИ (можно сделать фотографии с места происшествия, записать данные свидетелей).

4. Специалисты проведут проверку и дадут правовую оценку действиям каждого из лиц. При причинении тяжкого или менее тяжкого телесного повреждения пешеходу виновный может быть привлечен к уголовной ответственности по ст.155 УК Беларуси.

Если будет установлен факт нарушения ПДД и пешеходу будет причинен незначительный вред здоровью или будет повреждено его имущество, то привлечение виновного лица к административной ответственности автоматически не восстановит права пешехода, поскольку административный штраф подлежит уплате не в пользу лица, которому был причинен вред, а в пользу государства.

Если пешеход, которому был причинен вред, желает возместить имущественный вред, получить компенсацию морального вреда (при причинении вреда здоровью, а не имуществу), то с таким требованием необходимо обращаться в суд. Здесь важно установить личность и контактные данные, включая адрес места проживания или регистрации лица, которое управляло мобильным средством передвижения.

Главное — предотвратить

Наша страна по уровню безопасности дорожного движения находится наравне с Бельгией, Италией, Португалией, подчеркивает Александр Занимон, заместитель начальника главного управления ГАИ МВД Беларуси:

— Необходимость внесения изменений в ПДД продиктована временем. Сегодня на улицах достаточно много людей, передвигающихся на самых разных приспособлениях. Сейчас появились четкие правила, регламентирующие использование СПМ. Задача нововведений — упорядочить движение средств персональной мобильности и свести к минимуму количество дорожно-транспортных происшествий. Перед нами не стоит задача наказать как можно больше людей. Когда мы инициировали изменения в ПДД, активно работали с представителями сообществ средств индивидуальной мобильности, поэтому те формулировки, которые появились, призваны сохранить как можно больше жизней на дороге.

Велодорожка нарисована не для красоты

В обновленных правилах дорожного движения основное внимание уделяется повышению культуры участников дорожного движения, снижению количества ДТП. Нововведения позволят повысить безопасность на дорогах и тротуарах, уверен председатель Постоянной комиссии по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи Палаты представителей Национального собрания Игорь Комаровский. Он отмечает, что урегулированы теперь и вопросы использования «портативного» электротранспорта. С одной стороны, пешеходам пора смириться с тем, что на тротуаре они больше не одни. Что велодорожка нарисована не для красоты, а потому это не место для прогулок и игр. С другой стороны, пользователям СПМ не следует пренебрегать элементарными правилами безопасности и здравого смысла, ведь на тротуарах и велодорожках мы часто видим семьи с колясками, людей в возрасте, занимающихся скандинавской ходьбой, спортсменов. Нужно выстраивать городское пространство дружественное и комфортное для всех. Очевидно, что решение проблемы заключается не только в законах, но и в повышении общей культуры.

Не надо разгоняться

Ограничение скорости до 25 км/ч для персональных средств передвижения вполне обоснованное, считает Вадим Осипчик, директор компании Kolobike.

Это подходящая скорость, чтобы успеть затормозить и не наехать на пешехода, и в то же время она вполне подходит, чтобы электросамокат был востребован. У каждого пользователя различная степень подготовки, плюс к средству персональной мобильности нужно привыкнуть, понять, как лучше им управлять, и здесь о высокой скорости не может быть и речи. Кстати, большинство травм связано с тем, что люди едут на самокате первый или второй раз и слишком сильно разгоняются. Всегда нужно быть предельно внимательным и к себе, и к другим.

Как будет осуществляться скоростной контроль? Вадим Осипчик говорит, что шеринговые компании в настройках без проблем поставят ограничения скорости. А если речь о личном средстве передвижения? И как быть с прокатом тяжелых самокатов? Их нередко можно встретить в столичном парке Победы, парке Горького. По сути, этот вид транспорта приближен к скутерам и при наезде на пешеходов последствия могут быть тяжелыми.

Анализ шеринговых поездок, отмечает Вадим Осипчик, показывает, что в основном они длятся от 6 до 15 минут. Это значит, что все больше пользователей рассматривают гироскутеры, электросамокаты, моноколеса не просто как развлечение, а как удобный и экологичный вид передвижения.

БЛИЦОПРОС

Кристина Воронович, инженер-микробиолог:

— Доказано, что использование телефонов за рулем приводит к увеличению количества аварий: водители теряют концентрацию внимания, поэтому в большинстве стран действуют ограничения на использование телефона во время вождения. Может, пора установить штраф за общение по мобильнику для пешеходов при пересечении проезжей части, а также для велосипедистов и пользователей других средств индивидуальной мобильности. Люди будут меньше отвлекаться на разговоры, СМС-сообщения, соцсети, видеоролики на участках повышенной опасности.

Марина Лукиянец, заведующая методическим отделом Дятловского районного центра культуры и народного творчества:

— Пока ПДД не обязывают при езде на электросамокате надевать средства защиты. Но в то же время статистика показывает, что шлем и другая амуниция — налокотники, наколенники — способны предотвратить серьезные травмы при падении. Особенно это актуально для детей и подростков.

А как в других странах?

В России ездить на средствах индивидуальной мобильности можно со скоростью не более 25 км/ч. В Москве есть спецзоны — в Сокольниках, парке Горького, на ВДНХ, там нельзя разгоняться свыше 15 км/ч. При этом некоторые арендованные самокаты будут автоматически снижать скорость, как только окажутся в «медленной» зоне.

Во французских ПДД появилась новая категория транспортных средств — «легкие мопеды». В нее входят электросамокаты, электровелосипеды без педалей и моноколеса. Максимальная скорость такого транспорта тоже 25 км/ч. Вводятся ограничения и для водителей: управлять «легкими мопедами» могут взрослые и дети с 12 лет. Ездить нужно с обязательными светоотражающими жилетами в темное время или в плохую погоду.

В США нет федерального закона, который регулировал бы эту сферу, поэтому многие решения принимаются на уровне штатов. Например, в штате Мичиган разрешено ездить не только по велодорожкам, но и по тротуарам. Главное — уступать дорогу пешеходам и предупреждать их звуковыми сигналами. Детям младше 12 лет ездить на электросамокатах нельзя, те, кто моложе 19 лет, обязаны надевать шлем. Самокат должен быть оборудован передним и задним фонарями. Можно ездить по дорогам, держась правой стороны, но нельзя лавировать между потоками машин.

hilkok@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter