Правдивая ложь

Запуская "пулю" - слух, трудно угадать, в каком виде и куда она попадет.
Запуская "пулю" - слух, трудно угадать, в каком виде и куда она попадет. Разработавший целую теорию возникновения слухов председатель Гомельского областного Совета депутатов, кандидат экономических наук Валерий СЕЛИЦКИЙ (на снимке) считает, что жизнь каждого слуха подчиняется сложной системе закономерностей. Зная их, можно распознать вымысел, защититься от сплетни, обернуть информацию себе на пользу.

"Врут, как очевидцы"

- Валерий Степанович, как рождается слух? И зачем?

- Слух - это чаще всего правдоподобная ложь или предполагаемый вариант скрываемой правды. Очевидно, что слухи были всегда. Они являются непременным атрибутом человечества, заполняют "область незнания". Слухи порождают и солидная наука, и обывательское сознание. Тут целая гамма причин - от осознанного интереса до рефлекторных реакций. Особо питательной средой являются человеческие слабости - зависть, месть, злоба, страх, хвастовство... Изначальный вариант информации может быть совершенно безобидным, например: "Наш председатель колхоза вчера ездил в район с молодой бухгалтершей. И сам был за рулем". Будьте уверены, через неделю-другую колхоз сочинит на эту тему целый роман.

Каждый человек независимо от своего желания испытывал на себе действие слухов, был объектом, интерпретатором или распространителем. Чаще слухи касаются актуальных событий в общественной и личной жизни. Недостаток информации вызывает догадки, гипотезы. Наиболее увлекательные начинают распространяться. Передатчики ищут более убедительные аргументы, добавляют "достоверные" детали. Одновременно слух приобретает упрощенную, удобную для изложения форму. В результате информация может поменять смысл на прямо противоположный. Это, так сказать, "бескорыстный" вариант возникновения слуха.

Но, возможно, кто-то в силу заинтересованности захочет дать собственную интерпретацию событий. Цели могут быть разными - скрыть правду, сбить противника с верного пути, скомпрометировать кого-то, преувеличить чью-то роль...

- Кто запускает слухи?

- Активными генераторами и распространителями являются люди, склонные к фантазиям, имеющие психические отклонения. При определенной усидчивости многие из них могли бы стать неплохими писателями. Как правило, такие люди имеют чрезвычайно образное мышление и сами верят в свои рассказы, сны, видения. В общем, врут, как очевидцы.

Но куда более "грамотные" слухи порождаются солидными фирмами, политическими партиями, целыми государствами. Это мощное оружие как защиты, так и нападения, а потому слухи активно используются в информационных войнах, вызывая целые "психические эпидемии". Конкуренция на товарных рынках привела к тому, что теорию слухов взяли на вооружение менеджеры, коммерсанты. Я уже не говорю о чисто армейских технологиях, направленных на дезинформирование противника.

Кому приснились валютные счета

- В народе говорят: "пиар" слухом полнится...

- Сегодня в мире черный "пиар" используют открыто, технологии манипуляции общественным мнением достигли большого совершенства - и слухи в разных модификациях задействуются тут весьма широко. Посмотрите, как лихо проводят избирательные кампании люди, которые ни за что путное и важное никогда не отвечали!

- Как глава областного депутатского корпуса можете припомнить какие-то конкретные случаи "слуховой активности"?

- Конечно. Во время выборов в областной Совет распускались слухи о том, что некоторые кандидаты в депутаты имеют заграничные валютные счета, огромные особняки, по нескольку машин. В общем, слишком богатые. Но у нас это не проходит. Об одном кандидате запускался слух, что он рвется в Совет, чтобы не посадили в тюрьму за какие-то правонарушения. Ловко используются слова кандидатов, вырванные из контекста.

Очень интересны были приемы предвыборной борьбы у наших соседей - в Брянской области. Например, действующему губернатору подсунули в альтернативу однофамильца. И многие не разобрались, кого вычеркивать из списка. Думаю, процентов 10 - 15 голосов губернатор тогда потерял. Или еще один незамысловатый ход - модная девица ездит на шикарной машине, выдает себя за дочь кандидата и всем рассказывает, что она - владелица сети магазинов и бензоколонок. На фоне бедности многих людей все это действует не в пользу кандидата...

Обратный эффект

- Какими качествами должен обладать слух, чтобы пользоваться успехом?

- Главное - актуальность, иначе его просто не перескажут. По этой же причине слух должен быть прост, хорошо запоминаться. Важную роль играют люди, которые выступают передатчиками. Лучше всего для этой роли подходят женщины в силу их большой эмоциональности и любители что-то рассказывать, например анекдоты. Они умеют убедительно преподнести информацию, украсить ее деталями. А флегматики - наоборот, любой слух похоронят.

- Как бороться со слухами?

- Специалисты не советуют опровергать слух. Обычно это не дает желаемого результата. Более того, может иметь обратный эффект. Те, до кого слух не дошел с первого раза, могут заинтересоваться и начать по-новому обсуждать его. Аудитория увеличится. Кроме того, повторение способствует лучшему запоминанию.

- Получается, остается сидеть и слушать? И что делать нашему гипотетическому председателю колхоза, обвиненному в служебном романе?

- Возможно, иногда действительно остается "сидеть и слушать". Можно, конечно, попытаться быстро распространить свой "контрслух". Но не стоит забывать, что безобидный вначале слух может вызвать мультипликационный эффект с непредсказуемыми последствиями. Самый непродуктивный прием - попытка объясниться перед большой аудиторией.

Один из специалистов по теории слухов Жан Капферер сказал, что слухи - самые древние средства массовой информации. Они своеобразно формируют общественное мнение. Их наличие - нормальное явление, которое надо принимать как должное и изучать.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter