Как мир борется с дезинформацией о пандемии

Правданарушение

Тема коронавируса в последние месяцы заняла первые полосы газет, заполнила телеэфиры и сообщества в мессенджерах. Но наряду с проверенной и объективной информацией часто тиражируются слухи. Многим сложно отличить, где правда, а где ложь. Пандемия коронавируса переросла в инфодемию. И лучший ответ на фейки — правда.

Фото  pixabay.com

В Беларуси активно прорабатывается вопрос о закреплении в законодательстве таких терминов, как «фейк» и «дипфейк». Сегодня пре­ду­смотрено наказание за клевету, оскорбления и сведения, порочащие честь и достоинство. Новые нормы, предусматривающие ответственность за тиражирование псевдоновостей, вступили в силу с 1 декабря 2018 года. Изменения и дополнения были внесены в закон о СМИ и Кодекс об административных правонарушениях. СМИ может быть оштрафовано на сумму до 200 базовых величин, владелец интернет-ресурса, не зарегистрированного в качестве сетевого издания, — до 20 базовых, юрлицо — до 100 базовых величин.

Вброс фейков не обошел стороной и нашу страну. Интернет пестрит пугающими заголовками, цифрами и фактами на тему коронавируса, которые сложно проверить. Как показывает практика, люди нередко сначала делятся новостями в соцсетях, а уже потом задумываются об их правдивости и проверяют их. Более того, часто пользователи соцсетей готовы делиться теми новостями, в правдивости которых изначально сомневаются, сопровождая фейковое сообщение собственным комментарием в духе: «Я не знаю, правда ли это, но…», снимающим ответственность с того, кто тем не менее распространяет дезинформацию.

С ложными публикациями столкнулась и витебский дизайнер одежды Татьяна Ефремова, которая в свое время оказалась первой гражданкой Беларуси с подтвержденным COVID-19. Ведь некоторые источники не стеснялись публиковать непроверенную информацию, даже сообщать о смерти тех людей, которые живы. К слову, Министерство информации Беларуси вынесло предупреждение сетевому изданию media-polesye.by за обнародование недостоверных сведений о ситуации с коронавирусом.

В России уже ужесточили наказание за распространение фейков об эпидемии. Для граждан и юрлиц ввели штрафы и уголовную ответственность за публикацию недостоверной информации. Максимальное наказание можно понести, если ложь стала причиной смерти человека, — виновника могут на 5 лет лишить свободы или оштрафовать на сумму 2 млн российских рублей.

В борьбу за чистоту информационного пространства активно включаются крупные технологические компании. Например, Google News в ближайшие три года собирается потратить на эти цели около 300 млн долларов. Американские технологические гиганты Facebook, Google, LinkedIn, Microsoft, Reddit, Twitter и YouTube заявили, что вместе работают над противодействием дезинформации о коронавирусе, помогая миллионам людей оставаться на связи, а также предотвращать мошенничество и распространение фейков.

Twitter маркирует фейки о коронавирусе. Сообщения, которые вводят людей в заблуждение по ситуации с COVID-19, отмечают специальным значком. Одновременно под заметками со спорной информацией компания будет добавлять ссылку на официальные и достоверные источники. Пользователи также смогут получить актуальные данные о COVID-19, щелкнув на отметке с твитом.

Социальная сеть Facebook сообщила, что обнаружила 50 млн сообщений с фейковой информацией о коронавирусе COVID-19 за апрель. На сообщениях с недостоверной информацией соцсеть размещает специальную предупредительную отметку. К слову, в марте было обнаружено на 10 млн сообщений с фейками о коронавирусе меньше. 

Включилось в борьбу с дезинформацией по вопросу COVID-19 и приложение для общения Viber. Как компания борется с фейками о коронавирусе, рассказала Анна Знаменская, директор по глобальному развитию Rakuten Viber

— Для многих наших пользователей мы давно стали источником получения информации по разным темам. Поэтому на фоне общей паники и появления фейковых новостей о вирусе мы реализуем совместные проекты с правительственными и медицинскими учреждениям, средствами массовой информации для распространения только достоверных данных о COVID-19.

Например, в Беларуси запущена совместная инициатива с ЮНИСЕФ. В Viber появился стикерпак «ЮНИСЕФ в Беларуси #stayhome», который поддерживает позитивное мышление в период пандемии. При скачивании пака пользователь автоматически подписывается на сообщество «ЮНИСЕФ в Беларуси», где регулярно публикуются актуальные новости и информация для учителей, детей и их родителей с мерами профилактики и предотвращения заражения. В соседних странах мы запустили официальные сообщества — источники информации по теме коронавируса, которые курируются министерствами здравоохранения этих стран, там публикуются проверенные и правдивые данные о COVID-19 и его распространении. 

Такие сообщества — главный канал информирования в Viber. Это групповые чаты с неограниченным числом пользователей. Существует два вида сообществ. Первый — официальные (к ним относится и сообщество ЮНИСЕФ). Они проходят тщательную проверку со стороны Viber и могут считаться наиболее достоверными и безопасными. 

Второй вид — пользовательские. Они не являются официальными и модерируются создателями этих сообществ. Но в приложении для общения Viber разработаны специальные алгоритмы отслеживания недостоверной информации, которые применяются к таким чатам. 

— В начале апреля мы запустили также чат-бот Всемирной организации здравоохранения прямо в Viber. Там пользователи могут получить новости от ВОЗ, полезную информацию о мерах профилактики, пройти тест «Мифы» и проверить себя на знания о вирусе, — рассказала Анна Знаменская.

hilkok@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter