Правда жизни. Большинство его произведений – из его биографии, из пережитого, пропущенного через собственное сердце.

Василь Ткачев – известный прозаик, драматург, публицист – живет в Гомеле, вдали от редакций центральных издательств и периодических изданий. Однако и в наше сложное для писательского ремесла время активно печатается и издается и в областном центре, и в Минске, и даже в Москве. Известный российский журнал “Наш современник” в декабрьском номере за прошлый год напечатал его рассказ “Дорога”.

Василь Ткачев – известный прозаик, драматург, публицист – живет в Гомеле, вдали от редакций центральных издательств и периодических изданий. Однако и в наше сложное для писательского ремесла время активно печатается и издается и в областном центре, и в Минске, и даже в Москве. Известный российский журнал “Наш современник” в декабрьском номере за прошлый год напечатал его рассказ “Дорога”.

Родился писатель здесь же на Гомельщине, в деревне Гута Рогачевского района. Окончив среднюю школу, работал в районных газетах, служил в армии в России и Казахстане, учился в Украине, потом жил несколько лет в Ашхабаде, работал журналистом в здешней газете. С 1980 года живет и работает в Гомеле – в “Сельмашевце”, в областной газете “Гомельская праўда”, с 1989 по 2005 год – председатель Гомельского областного отделення Союза белорусских писателей.
Я не случайно перечислил основные биографические вехи писателя, так как большинство его произведений – из его биографии, его жизненных дорог, из пережитого, пропущенного через собственное сердце, из бед и радостей, проблем и устремлений тех людей, которых он встречал, с которыми жил и работал. В художественной прозе В.Ткачева чувствуется дыхание времени, заметна очерковая школа, наблюдательность и пытливость журналиста, который хорошо знает своих героев, попробовал их хлеба, хватил их трудностей...
Книгу “Снукер”, которая выдвинута на соискание премии Федерации профсоюзов Беларуси, составили роман “Дом камуны” (в моем переводе на русский язык под названием “Между ночью и днем”он печатался в журнале “Неман”, 2008, № 5 и 6), повести “Гульня” и “Участковы і фокуснік”, тридцать один рассказ, а также пьесы “Снукер” и “Курорт для зяця”. Книга получилась не только объемная, но, гланое, интересная и читаемая.
Роман “Дом камуны”повествует о том времени, когда распался Советский Союз и люди начинали строить новые отношения, новую жизнь. Герои романа попадают в непростую ситуацию. Как жить дальше? И что там, впереди? Доктор филологических наук, профессор Иван Штейнер, высоко оценив роман (журнал “Полымя”, 2010,
№ 8), пишет: “В эпиграфе писатель отмечает: “У каждого дома есть своя история. Она неразрывно связана с историей города, с историей страны... Действительно, автор нашел интересный художественный ход, сделав, по существу, главным героем произведения Дом. Дом, который символизирует жизнь всего города. Василь Ткачев, словно главный герой повествования Степан Данилович Хоменок, смотрит с высоты соседних домов на все, что происходит в бывшем Доме, который разваливается на глазах, и воспроизводит историю конкретных людей, стремится проследить эволюцию человеческих отношений, взвесить, что зависит от человека в вихре труднейшей обстановки. И надо признать, что писатель умеет заинтриговать читателя, создавая динамичный, напряженный сюжет и точные портреты персонажей...”
Один из критиков, анализируя рассказы Василя Ткачева, назвал его мастером сюжета. С этим нельзя не согласиться. В жанре рассказа писатель работает давно и плодотворно, он неоднократно выходил победителем на различных конкурсах. Примечательно, что у автора нет крикливости, назидательности, нет и усложненных образов, надуманных эпизодов или сцен, замысловатых ходов, затянутых описаний. Рассказы его – житейские, иногда, кажется, слишком простые, даже как бы незавершенные, но в том их и выразительность, их особенность, их художественная ценность. Они, часто подсвеченные юмором, тонким подтекстом, включают читателя в происходящее, “заставляют” пристальнее осмотреться вокруг, осмыслить проблемы обыденной жизни, за которыми открывается что-то значительно большее.
Герои Василя Ткачева – зачастую люди потерянные, неудачники, прибитые серой или даже жестокой повседневностью. Они – жертвы прежних иллюзий, которыми жили, в осуществление которых верили и которые очернены, опрокинуты. Да и взамен их ничего пока не имеют, не видят. Слегка посмеиваясь над своими героями, автор в то же время глубоко сочувствует им, подбадривает их.
Писатель показывает, как новое время с его порой жестокими правилами разобщает, портит людей, делает их завистливыми, обозленными, эгоистичными. Как, например, слепой Митрофан (“Сляпы і відушчы”). Односельчанин Якут, также горемыка, придумал, как им вместе “заработать” денег на пропитание и выпивку. Взяв гармонь и старую шапку, они поехали в город. Якут усадил Митрофана на видном, бойком месте, а сам присматривал со стороны. Когда шапка наполнилась мятыми рублями, слепой, почувствовав запах денег, решает в следующий раз обойтись без “компаньона”, чтобы не делиться с ним: “Далей я ўжо сам. Як-небудзь. Я хоць і сляпы, але дарогу да кавалка хлеба, здаецца, сам бачу...”
О личном интересе, черствости, бездушии, грубости, поисках легкой жизни – рассказы “Крэсла”, “Так плача акно”, “Дурная баба”, “Конь бабы Дуні”, “Бубен”, “Дурань”, “Кассё”, “Старожка”, “Цывілізацыя”, “Так і жывём, брат”... Таковы директор музыкальной школы Мельник и подполковник милиции Стремоусов, для которых важнее устроить на учебу даже тех, кому медведь на ухо наступил, лишь бы от этого иметь личную выгоду (“Крэсла”). А чего можно ожидать от сержанта милиции Цедрика (“Так плача акно”), если он поднял руку на святое – беременную жену, приковал ее на день к отопительной батарее. И как понимаешь и жалеешь ее, когда она, поглаживая рукой большой живот, говорит своему еще не родившемуся ребеночку: “А вунь татка твой пайшоў. П’яны. Хістаецца. Не ў форме... 3 барадой... стаіць, глядзіць на нас з табой. Давай адвернемся? Вось і правільна. Так лепш. Нам абаім...”
Но наряду с грубостью, несправедливостью, бедами и тяготами простых людей, героев рассказов, писатель замечает, что в народе живы и доброта, и сострадание, и честность, и забота о других, и чудачество во имя того, чтобы оставить приятный след в памяти людей. Таковы и дачник Тиханчик (“Тратнік”), решивший подарить кому-либо в деревне свой лишний радиоприемник “Меридиан”; и преподаватель музыкальной школы Марасанов (“Крэсла”), для которого “лепш у адным касцюме хадзіць, чым замараць сумленне”, и Колька (“Чабаток”), который залез в колодец, чтобы высказать председателю протест за невнимательность к жизни стариков; и дед Макар (“Свята”), который, узнав, что одинокая Дуня родила неизвестно от кого ребенка, забрал ее из роддома, организовал сельчан, чтобы окружить Дуню и ребенка заботой, душевным теплом...
Поэтому, когда перечитываешь его книгу “Снукер”, еще раз убеждаешься, что в белорусской литературе работает своеобразный, талантливый писатель. А также хочется сказать издательству “Харвест”, выпустившему ее, спасибо за прекрасный подарок читателям.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter