Правда времени

Достаточно ли полно и эффективно используется сегодня наше историческое и патриотическое наследие для воспитания молодежи?..

Мало стран в мире пережило в своей истории столько кровопролитных нашествий, сколько выпало на долю Беларуси. И каждый раз ценой неимоверных усилий, беспримерного мужества и героизма народ изгонял врага с родной земли. Достаточно ли полно и эффективно используется сегодня наше историческое и патриотическое наследие для воспитания молодежи? Каким языком надо говорить с молодыми о войне, которая им представляется уже далеким историческим прошлым? Что предлагают широкой публике учреждения культуры, издательства, музеи в преддверии 65-летия Великой Победы? Каков может быть вклад частных коллекционеров? Эти и другие актуальные вопросы обсуждали участники очередного "круглого стола": Александр Иванович СЛОБОДЧУК, заместитель министра информации; Сергей Николаевич ХОДИН, декан исторического факультета БГУ; Сергей Иванович АЗАРОНОК, директор Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны; Вадим Вениаминович СЕДОВ, начальник отдела лицензирования и государственной аккредитации Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области; Владимир Алексеевич ЛИХОДЕДОВ, историк-коллекционер, ведущий рубрики "В поисках утраченного" в "СБ", лауреат премии "За духовное возрождение".


"СБ": Надо признать, интерес к родной истории в последнее время стал заметнее. И военный период - Первая, особенно Вторая мировая война - здесь занимает отдельное важное место. Недавно в музее истории Великой Отечественной войны под эгидой культурно-образовательного проекта "В поисках утраченного" открылась очередная, уже шестая, выставка из коллекции известного белорусского исследователя-филокартиста Владимира Лиходедова. Она представлена тематическими экспозициями: "Беларусь на старых почтовых открытках конца ХIХ - начала ХХ вв.", "Минск: путешествие во времени", "Беларусь: эхо войны в памяти поколений". Ее логическим продолжением стала международная научно-практическая конференция, посвященная сотрудничеству частных коллекционеров и государственных организаций. И, наверное, сегодня уже можно говорить о первом успешном опыте в поиске новых путей сохранения живой памяти о прошлом.


С.Азаронок: В последние годы мы активно используем новые формы работы. Безусловно, этот проект оказался не только для нас явлением и открытием. Уже с первых выставок к нему проявился большой интерес. Читая многочисленные отзывы, мы убеждаемся, что идем в правильном направлении. Патриотизм не воспитывается красивыми словами. Патриотизм - чувство, которое исходит из самой души человека.


Выставки, подобные открывшейся в музее, рассказывают нашим современникам правду о событиях прошлого, участниками и свидетелями которых они не были. На что обратил внимание и Анатолий Николаевич Новиков, председатель Республиканского общественного объединения ветеранов, когда осматривал экспозицию. Вот теперь вдруг пошли какие-то невнятные разговоры о том, что, мол, Минск разрушили наступающие советские войска во время проведения операции "Багратион" в 1944 году. Мы же предлагаем посмотреть на снимки 1941 года из коллекции Владимира Лиходедова, где видно: уже тогда от города остались одни руины. То, в чем не убедишь словами, под силу одной-двум фотографиям.


В.Седов: Давайте вспомним, как раньше у нас относились к коллекционерам. В основном негативно, подозрительно. Нередко люди считали их утаивающими какие-то исторические ценности. Пример нынешней выставки свидетельствует: настроение постепенно меняется. Государственные учреждения и организации начинают понимать: с коллекционерами можно и нужно сотрудничать, частные коллекции необходимо использовать для общего блага.


У нас в Ленинградской области тоже существует подобного рода интересный опыт: создан частный детский музей почтовой открытки, где собрано около 700 тысяч экспонатов. Среди них есть много старых выпусков, даже дореволюционных. Но самое главное, что бы я хотел подчеркнуть: все сотрудники этого необычного музея - дети от 2-го до 11-го класса. Оказывает помощь музею и государство. Первоначально он возник на базе средней школы в Гатчине Ленинградской области. Постепенно расширялся и расширился до того, что в самом Санкт-Петербурге открылся центральный детский музей почтовой открытки.


С.Ходин: Мы все прекрасно знаем: лучше раз увидеть, чем сто раз услышать...


Я бы особенно хотел отметить новый уровень взаимодействия частных коллекционеров и государственных учреждений. Но здесь упрощать ситуацию, думаю, не следует. Не надо ставить вопрос только так: "Государство почему-то не очень хорошо в прежние времена относилось к коллекционерам". Скорее, проблема в том, как коллекционеры относились к государству. Они ведь сами нередко провоцировали негативное к себе отношение.


24 - 25 марта мы в университете открываем выставку, посвященную нашему выдающемуся нумизмату Валентину Рябцевичу. Свою коллекцию он подарил БГУ. Уникальное собрание, равного которому, пожалуй, нет ни в одном вузе СНГ. Так вот, Валентин Наумович рассказывал, что с настороженностью подходил ко всякого рода контактам с частными "искателями-копателями" и собирателями. Но у государства и коллекционеров есть общие задачи. И самое главное, что существуют такие коллекционеры, как, скажем, Владимир Лиходедов, которые сами прилагают значительные усилия, чтобы сделать свои коллекции широко доступными. И не просто доступными, а частью патриотического воспитания наших граждан. И детей, и взрослых.


А.Слободчук: Что касается выставки, она - явление уникальное с точки зрения проблемы взаимодействия государства и частного коллекционирования. И здесь я должен отметить большую заслугу нашего уважаемого Владимира Алексеевича Лиходедова. Но, безусловно, без помощи государственных органов и организаций, имею в виду и наши музеи, и исторический факультет БГУ, и министерства, в том числе Министерство информации, все это сделать было бы очень сложно. Мое мнение, даже не чиновника, а просто гражданина, - подобные инициативы частных коллекционеров необходимо поддерживать. Собранные ими экспонаты - ценный пласт истории культуры, науки, производственной деятельности. Такие коллекции должны быть доступны широкому зрителю. Но как того добиться - вопрос непростой. Нужно еще немало сделать, в том числе и внести соответствующие изменения в законодательную базу. Многих коллекционеров волнуют вопросы безопасности. Их можно понять. Но мы будем приветствовать любые инициативы со стороны коллекционеров в направлении более тесного сотрудничества с государством. И поддерживать их.


"СБ": Часть выставленной в музее экспозиции, непосредственно касающаяся темы Великой Отечественной войны, особенно впечатляет...


В.Лиходедов: Многие считают военную тематику наиболее важной составляющей патриотического воспитания молодежи. Патриотизм - это прежде всего любовь к Родине. Но такое чувство само по себе не приходит. Можно ли любить родную землю, не зная ее истории? Нет, конечно. Экспозиции формировались таким образом, чтобы затронуть души людей. И в первую очередь хотелось дойти до молодежи, потому как старшее поколение или само пережило ужасы войны, или помнит ее по рассказам вернувшихся с войны отцов и дедов. Мне кажется, мы своей цели добились.


"СБ": В связи с этим возникает вопрос: а все ли делается сегодня для того, чтобы донести правду войны, правду истории страны до нашей молодежи? Насколько эффективно используется историческое наследие белорусского народа для воспитания патриотизма в молодых людях?


В.Лиходедов: К сожалению, делается не все возможное. Потому-то мы и собрались здесь, чтобы обсудить новые подходы к воспитанию патриотизма. Важно не отставать от времени и учитывать особенности сложившейся ситуации. Сегодня молодежь не очень-то любит читать, а тем более слушать. Компьютер, интернет вытесняют все. Поэтому иногда одна немая документальная фотография скажет молодым больше, чем учитель за весь урок. А тем более соответствующим образом подобранная экспозиция таких фотографий и открыток. Смотри сам, тебе никто ничего не навязывает. Смотри, думай и делай выводы. В том числе и о том, что такое война, чем она обернулась для миллионов людей и что значит мирное время. И все ли ты сделал, чтобы этот мир сохранился.


"СБ": Здесь возникает еще одна проблема. Очень много обращений в редакцию, особенно в преддверии 9 Мая, 3 июля, поступает от ветеранов войны. Практически в каждом - просьба напечатать их воспоминания и пояснение: "Пусть молодые прочитают..." Эта фраза звучит заклинанием: пусть прочитают. Пусть! Вопрос лишь в том, как сделать, чтобы молодежь это прочитала. Письма с воспоминаниями представляют огромную ценность. Но как их эффективно использовать? Опубликовать даже небольшую часть - газеты не хватит.


С.Ходин: У нас уже давно вызревает одна идея. И мы начали над ней работать. Суть ее в том, чтобы максимально собрать все воспоминания очевидцев войны и особенно фронтовиков. Этих людей очень мало осталось и с каждым годом становится все меньше. Если не сумеем сейчас как-то использовать их воспоминания, может быть, удастся в будущем. И не важно, о чем они вспоминают: о военных действиях или личных переживаниях. В любом случае это память эпохи и ее поколений. Вот такие банки данных в электронной форме мы сейчас собираем. Мы готовы принять все письма ветеранов, передавайте нам.


С.Азаронок: Или нам, в музей. У нас есть просто уникальная коллекция писем с фронта. В одном из них маленькая девочка пишет отцу под Сталинград. Пишет большими печатными буквами, с ошибками - понятно, что она совсем еще несмышленыш. Девочка сообщает отцу, что у нее есть очень злой котенок, который царапается и кусается, и она пришлет его на фронт, чтобы кот царапал и кусал фашистов: они испугаются и убегут. Читаешь такие строчки - и перед тобой встает живая картина того времени. И слезы наворачиваются.


Конечно, все в газете не напечатаешь, да и стоит ли - задачи газет несколько иные. Другое дело - музей. И если вы сообщите ветерану, что его воспоминания переданы в музей, думаю, он только обрадуется. Ведь там материал получит категорию музейной единицы и будет храниться как музейный экспонат, которым всегда можно пользоваться.


"СБ": Интересное предложение.


С.Ходин: Мы здесь говорили, что молодежь не любит читать книги. Добавлю, она еще не любит и письма писать. Когда мы даем студентам задание написать сочинение, они нередко многое заимствуют из интернета. А вот если им показать настоящие фронтовые письма и предложить создать по ним, к примеру, эссе... Тут уже появится иной интерес, да и интернет не поможет.


А.Слободчук: Конечно, нашим ветеранам есть что сказать и рассказать. Потому они и пишут в газеты. Но опубликовать сейчас все эти материалы, понятно, нет возможности. Однако сберечь их мы просто обязаны. Поверьте, придет время и эти простые и душевные странички станут достоянием не только исследователей, но и всех наших граждан. И потому мы должны по крупицам собирать все, что сегодня осталось где-то в домашних архивах, в архивах организаций и газет. Я помню годы, когда обсуждалась книга "Я из огненной деревни..." Сейчас она - уникальное творение, где в хроникальной последовательности описаны события военного времени на территории Беларуси. Без всякого художественного вымысла. Правда, какая она есть, правда о том, как все происходило. Летит время, и самым естественным образом память стирается, факты с умыслом и без умысла искажаются. Где-то в литературе, например, приукрашиваются, где-то политики смещают акценты в угоду своим сиюминутным интересам. А в результате общая картина наших представлений оказывается далекой от того, что происходило в жизни. Если судить по некоторым зарубежным фильмам, основная роль в победе над фашизмом принадлежит не советскому народу, а другим странам антигитлеровской коалиции. А потом попробуй переубедить молодого человека, что все не так. Что именно на советско-германском фронте немцы понесли основные потери, именно там была сломлена мощь всей германской военной машины.


Когда-то моя мать, сельская учительница, сказала мне: "С годами понимание того, что мы пережили в годы войны, и даже значение победы будет постепенно стираться, притупляться. Это естественный процесс, такова природа человеческой памяти". Еще попросила, чтобы я в этот великий День Победы никогда не работал. Ее слова я запомнил на всю жизнь. Дело в том, что на селе работы всегда уйма, а весной тем более. И потому не работали только по большим религиозным праздникам. Я понимаю, почему она так сказала: она многое пережила во время оккупации и знала цену этому дню - дню освобождения от фашистского ига, празднику Победы. Теперь рассказывать детям и внукам о том, что такое война, что происходило в то время, - уже наша задача. С каждым годом ветеранов войны становится меньше и меньше. Их сегодня осталось около 44 тысяч человек. И если сегодня ветеран еще может поведать, что и как было, где есть ложь и фальсификация, то кто скажет об этом завтра? Через 20 - 30 лет? Поэтому мы должны собирать все их воспоминания, сохранить все, о чем они пишут сегодня в наши газеты. И не только в газеты.


Но надо помнить: патриотическое воспитание - не только рассказы о войне. Любовь к родной земле должна зарождаться в человеке с его первых по ней шагов, с букваря, с уважительного отношения к родителям, всем людям. От осознания, что такое малая родина к пониманию большой родины, к уважению символов государства... Но без знания истории, особенно истории военного времени, знания того, какими усилиями народ защитил свою землю, настоящего патриота не получится. И нужно подключать к этой работе местных коллекционеров, семейные архивы. Что толку, что бесценные реликвии будут пылиться в шкафах?


И еще. Мне кажется, что можно найти в Минске помещение, где проходили бы выставки частных коллекций любых направлений.


"СБ": Что-то вроде музея частных коллекций...


В.Лиходедов: Сотрудничество частного коллекционера и государства очень непросто наладить. Мне, наверное, просто повезло с руководством музея истории Великой Отечественной войны. Мы понимаем друг друга. А кое-где понимания не находишь. Ну привезли выставку, ну увезли - проблем меньше. Я могу сделать выставки во всех областных городах, однако без помощи государства мне не обойтись.


А.Слободчук: Плохо, конечно, когда в руках коллекционеров иногда собрано целое национальное достояние, а они сидят каждый в своей норке. Надо искать какие-то варианты, приемлемые для всех сторон.


В.Лиходедов: В основном коллекционеры - это историки, краеведы. Они собирают книги, фотографии, открытки... Так вот, в Украине создано общественное объединение - национальный союз краеведов, членами которого стали и многие коллекционеры. Может, и нам организовать нечто подобное?


А.Слободчук: Вы предлагаете общественную организацию коллекционеров?


В.Лиходедов: Общество коллекционеров у нас есть. Там свои специфические интересы. В том числе коммерческие. Есть патриотизм или нет его - не главный вопрос. Я понимаю, им же выживать как-то приходится. Нам необходимо сообщество краеведов, патриотов, которые много знают и могут рассказать молодежи обо всех уголках родной земли, ее истории, традициях и народе.


С.Ходин: Но коллекционеры - тоже граждане своей страны. Их интересы, интересы государства, интересы всех остальных должны быть ближе, в чем-то даже общими. Что касается создания общественного объединения краеведов, такая организация в Беларуси раньше существовала. В 20 - 30-х годах прошлого века прошло даже несколько краеведческих съездов. Традиции в данной сфере культурной жизни у нас есть. Но, с другой стороны, стоит ли увлекаться созданием новых бюрократических структур? Здесь необходимо все хорошенько обдумать. Иначе можно все так заформализировать, что от хорошей идеи ничего живого не останется. Да, в России, Украине действуют организации краеведов. Есть в том свои плюсы и минусы. Для нас важнее всего достичь максимально эффективного сотрудничества между министерствами, ведомствами и коллекционерами. Главное - наладить взаимную поддержку, чтобы дело двигалось, развивалось.


А.Слободчук: Создание общественной организации краеведов - дело важное и нужное. Но только в том случае, если это позволит существенно повысить эффект краеведческой и культурно-просветительской работы. А не так, что вырастет бюрократическая структура чиновников, которая сведет на нет все усилия инициативных людей, энтузиастов своего дела. Впереди должны идти краеведы, коллекционеры, самородки, на которых держится все дело. Без всякого "щеконадувания". Молодежь не обманешь никакими бюрократическими ухищрениями. Она у нас очень продвинутая.


С.Ходин: Действительно, современные школьники в основном черпают информацию из компьютера. Поэтому мы уже создали несколько пособий не только для школ, но и для вузов, где с помощью информационных технологий дети могут и видеть, и слышать, и прочитать необходимую им учебную информацию. Но... Сначала у них создается заинтересованность, а уже потом подается эта информация. И не обязательно в виде игры. Войну нельзя, я считаю, представлять некоей безобидной игрой.


В.Лиходедов: От компьютера детей не оторвать. Так почему бы все-таки не создать компьютерные игры с нашими историческими персонажами и героями? Тогда ребенок с детского сада узнает, кто такие Миндовг, князь Константин Острожский, Всеслав Чародей...


С.Азаронок: Уже есть белорусская игра "Операция "Багратион". Когда она готовилась, авторы обращались за помощью и к нам, и к ветеранам войны, выезжали на места боев, вели там съемку местности. То есть все сделано достоверно, ничего не придумано. В этой игре состязались юные участники из всех областей страны. Финал провели в Минске, в одном из залов нашего музея. Игра очень интересная и полезная. В ней никогда не выиграешь, если не будешь знать историю - военачальников, участвовавшие в операции части, армии, фронты. Там нет стрельбы по фигуркам людей, разлетающихся в клочья при попадании. Только стратегия, правильный выбор действий, передвижения войск. И умение мыслить, быстро принимать решения.


В.Седов: Мы знаем, в Беларуси работе по патриотическому воспитанию молодежи уделяется самое серьезное внимание со стороны государства, и ваш опыт, безусловно, интересен. Наша ленинградская земля так же щедро полита кровью защитников, как и белорусская, - и "Невский пятачок", и Дорога жизни... У нас к 65-летию Победы запланировано много самых разных мероприятий. И, думаю, вам было бы небезынтересно ознакомиться и с нашим опытом. После конференции мы договорились с Сергеем Ивановичем, что музей примет участие в одном из таких мероприятий, приуроченных к 65-летию Победы. Приглашение ему я уже передал...


"СБ": Как-то в разговоре с одним из опытных коллекционеров пришлось услышать беспокойство по поводу так называемого рынка нацистской символики. Что особенно настораживает: спрос на гитлеровскую военную атрибутику особенно высок среди молодых людей. И это в стране, где, пожалуй, нет ни одной семьи, не пострадавшей от гитлеровских оккупантов!


В.Лиходедов: Не сказал бы, что многие интересуются подобными вещами. Хотя не пойму, как такое вообще происходит? Правоохранительные органы должны здесь занять более жесткую позицию.


С.Азаронок: У нас в музее, конечно, такие экспонаты можно увидеть. И хранятся они на вполне законных основаниях. И символика, и образцы оружия самых разных видов. Например, автоматическая винтовка с прицелом ночного видения. Даже винтовка, из которой можно стрелять из-за угла. Оружие, надо признать, весьма совершенное по тем временам. Но, выезжая, к примеру, в регионы или работая с экскурсиями, перед тем как подвести к осмотру образцов оружия, формы одежды нацистов и так далее, наш сотрудник сначала рассказывает посетителям о сути фашизма. О планах порабощения народов, физического уничтожения людей, о нацистских лагерях смерти, показывает фотоснимки, запечатлевшие горы обугленных человеческих тел, черепов, костей из крематория. И тогда человек уже совсем другими глазами смотрит и на гитлеровское оружие, и на форму, и на символику.


А.Слободчук: Есть в некоторых странах небольшая часть молодежи, которую привлекают в силу психологических особенностей экстремальные ситуации. Есть те, кого тянет на запретное. Сегодня нацистская атрибутика хранится в музеях, используется при съемках фильмов... Но если ее продают, если она находится в свободном обороте, а кто-то даже делает на ней бизнес, это не что иное, как пропаганда нацизма. Прямо или косвенно, вольно или невольно. Чего в нашей стране допускать нельзя. Пропаганда фашизма очень жестко пресекается в самой Германии. Там понимают: из внешне маленького, может быть, даже невинного увлечения вырастает огромное зло. И такая профилактическая работа должна вестись постоянно.


В.Лиходедов: А вас не беспокоит, сколько советских наград сегодня покупается и продается? Чем торгуют?! А продают их неблагодарные потомки героев войны, которым ветераны оставили в наследство свои награды...


"СБ": Сергей Николаевич, насколько ваши студенты интересуются историей Великой Отечественной войны?


С.Ходин: На конференции мы отмечали, что патриотическое воспитание строится не только на примерах военной истории, но и на ярких событиях истории, культуры, спортивных достижений. Но военная тематика занимает особое место. А что касается того, под каким углом проходит изучение, здесь подходы очень разные. Молодых историков влечет то, что мы называем историей повседневности - человек на войне. Обращается внимание не столько, например, на передвижение полков, линий фронтов, масштабные воинские операции, что, впрочем, тоже важно, сколько на то, как человек переживает эти события. Возникают и новые темы. Например, белорусских остарбайтеров - людей, угнанных фашистами на работу в Германию. Немало работ, связанных со сбором воспоминаний о том времени и с методикой сбора таких воспоминаний.


"СБ": Планируется ли издать к юбилейной дате воспоминания ветеранов?


А.Слободчук: И в нынешнем году, и в последующем будет реализован ряд крупных проектов, связанных с военной тематикой. Думаю, все наши издательства выпустят к 65-летию Победы новые книги как художественные, так и документальные. Искать факты и писать правду - задача, которая стояла и всегда будет стоять перед исследователями и писателями. Если раньше пионеру, скажем, говорили, что такие-то люди - герои, что они положительный образ в истории, пример для подражания, а потом, спустя несколько лет, вдруг стали убеждать, будто все наоборот - чуть ли не предатели, что думать тогда? Человек начинает сомневаться во всем. Выход один. Чтобы иметь собственную позицию в оценке событий, необходимо знать исторические факты. И тогда никто уже не введет тебя в заблуждение своими, мягко говоря, субъективными рассуждениями. И если раньше больше увлекались беллетристикой, может быть, поэтому сегодня резко повысился спрос на документальные книги.


С.Азаронок: Хотел бы отметить в этой связи большую помощь, которую нам оказало Министерство информации. 65 лет пролежала в наших фондах уникальнейшая коллекция плакатов. Начиная со всем нам известного "Родина-мать зовет" и заканчивая плакатами, изготовленными партизанами. Ее практически никто не видел, за исключением некоторого количества специалистов. Благодаря тому, что Министерство информации нашло возможность выделить необходимые средства, эту коллекцию скоро увидят все желающие не только в нашей стране, но и за рубежом. Кроме того, будет выпущен огромным тиражом высочайшего качества каталог.


В.Лиходедов: Здесь я бы хотел добавить еще одну важную, на мой взгляд, вещь. Любому хорошему начинанию требуется реклама. Чтобы люди знали больше об истории, они должны сначала узнать, какие познавательные мероприятия проводятся, то есть где и что можно увидеть и услышать. Как бы мы ни старались проводить наши выставки, пока еще немногим известно о них. Чтобы быть услышанными, надо говорить громче. Не кричать, но говорить - уверенно, убедительно и ярко.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter