Правда — ваша!

Обратная сторона обмана

Обратная сторона обмана


Если верить высоким моралистам, то наш век — время беспросветной лжи. Она мутным потоком льется с экранов телевизоров и первых полос таблоидов, возводится в абсолют и обрастает бесплатными адвокатами. Запустить утку — закон шоу–бизнеса, прокатиться «зайцем» — милая шалость, и даже дети, замечают российские психологи, среди любимых героев все чаще называют ловких да изворотливых. Колобок — остолоп, ворона, уронившая сыр, — тупица, а вот с лисы, объегорившей и того, и другую, глядишь, начнут брать пример, ведь она умеет устраиваться в жизни. Но это не сегодня началось — считает психотерапевт Минского центра психотерапии и пограничных состояний Владислав Ивановский: «В Библии вы не найдете прямой заповеди «не лги». Зато в Новом Завете записано другое правило, которое никогда не утратит актуальности: пусть ваше «да» будет «да», а ваше «нет» будет «нет». Иначе говоря, слово нужно держать. Вот здесь двух мнений быть не может!»


А с «не солги», выходит, возможны разночтения? Да сколько угодно! Разве не кривили душой перед противником разведчики? Военнопленные? Капитаны терпящих бедствие кораблей, которые до последнего старались избежать паники? И неужели поднимется у кого рука кинуть камень в легендарного врача, который в годы Великой Отечественной войны спас целый госпиталь ценой заведомой неправды? А дело было так: груз с медикаментами разбомбили, тяжелораненые остались даже без элементарных бинтов. Что сделал главврач от отчаяния? Взял буханку хлеба и на пару со старшей медсестрой всю ночь катал из мякиша шарики. Утром медсестрички получили их со словами: «Это новейшее лекарство, которое захватили наши разведчики». То же услышали и раненые. Блеф удался, причем с поразительным успехом: поправляться начали даже безнадежные. Впрочем, с точки зрения медицины, если это и был обман, то благородный, во спасение. Так называемый эффект плацебо, когда есть маленькая ложь и очень большая в нее вера, оказывается, творящая чудеса. «Дело в том, что мозг может вмешиваться в работу любого органа и любой ткани, — объясняет Владислав Ивановский. — Это многократно доказано. Особенно красиво — на йогах, которые продемонстрировали, что могут проглотить желатиновую капсулу со смертельным ядом и через 15 минут вывести ее, целехонькую, из организма, нисколько себе не навредив. Документально описаны древнеримскими историками подвиги воинов касты берсерков, которые, свято веря, что во время боя в них вселяется медведь, к примеру, поднимали одной рукой колесницу. А уже в советские времена многие журналы обошла фотография русского моряка, упавшего с корабля и всю ночь плывшего за ним следом в окружении стаи акул. Обычный, казалось бы, паренек, только из категории людей, которые ни на йоту не сомневаются, что им море по колено. Можно привести еще сотни примеров, и все они будут доказывать только одно: возможности своего мозга человек использует хорошо если на 20 процентов!»


Максим Горький был категоричен: «Ложь — религия рабов и хозяев. Правда — бог свободного человека». Почему тогда жизнь за такую прямолинейность частенько наказывает? И правдолюбцу шишек достается побольше, чем патологическому лгуну? Да–да, бывают и такие экземпляры, это не выдумки! Хотя в кабинет психотерапевта, конечно, приходят не с признанием «что–то я, доктор, вру, как дышу», а поначалу с жалобами на проблемы в общении, на работе, депрессию, на отсутствие взаимопонимания. Вся штука в том, что большинству лгунов просто плохо, неуютно в жизни, они люди, как правило, тревожные, невротичные, плохо переносящие стресс, вот и стараются вывернуться, изловчиться. Как могут. А могут, увы, только так — сочиняя и завираясь. Это с детства засело в них, сделалось шаблоном поведения. По словам Владислава Ивановского, чаще всего лгут «на автомате»: «Еще Фрейд доказал, что мы едим по шаблону, двигаемся по шаблону, думаем по шаблону, по шаблону говорим. И крайне трудно изменить себя, переделать «программу»!» С другой стороны, а смысл? Ложь приятна и вкусна. «Ее, лестную, выпиваешь залпом, а правду, если она горька, то по каплям», — сетовал Дидро. Ну и что, что многие вкусные вещи вредны? Что все тайное становится явным? Долгое время ведь ничего вокруг не меняется. Врунишка остается неразоблаченным и даже худо–бедно маскирует свои психологические проблемы от всего белого света. Доходит иногда до того, что организм уже не выдает реакций, по которым ложь обычно распознают детектор лжи и другие полиграфы, — ни усиленного сердцебиения, ни изменения электропроводимости кожи, мышечного напряжения, глубины и частоты дыхания, количества кислорода в крови и т.д. Что остановит «милого лжеца»? Брезгливость окружающих? Угрызения совести? Или страдания его собственного ребенка? «Детей обманывать нельзя! — предупреждает доктор Ивановский. — Логически они многое не могут понять, зато все тонко чувствуют. Один раз нарушите слово — и доверие можно потерять на всю жизнь. Малыш перестанет верить, причем всем вокруг, вырастет тревожным, с сознанием, что мир ненадежен. И никакие уговоры, убеждения, никакая ваша родительская любовь потом не перекроют это внутреннее ощущение».


Справка «СБ»


По статистике, взрослые люди, контактируя между собой, привирают или что–то утаивают около 25 процентов времени. По телефону доля неискренности увеличивается до 40 процентов, а при общении через интернет или письма, наоборот, снижается до 14 процентов. Почему? Психологи объясняют это так: видимо, не все еще потеряно — в человеке до сих пор живет бессознательная ответственность за то, что он пишет и под чем ставит свою подпись, а также вера в печатное слово.


Жить не по лжи


Советует врач–психотерапевт Владислав Ивановский


Как увидеть обман?


Вычислить лгуна просто. Хотя «профессионалы» навострились подделывать и голос, и жесты, и мимику. Но практически невозможно манипулировать движением глаз. Так и знайте: человек сочиняет, если, говоря, что где–то побывал, отводит глаза вправо, если рассказывает о своих ощущениях, а глаза поднимает вверх, или если делится планами, а взгляд переводит влево.


Что делать, если близкий человек не искренен?


Задумайтесь, почему у вас возникла такая степень недоверия. Что его может угнетать? Чего он боится? Если это превратилось в систему — ищите «болевую точку». Для кого хорошо наказание рублем, для кого — словом. Хрестоматийный пример попадания в яблочко приводит классик психоанализа Милтон Эриксон. На его глазах красавица дочка преуспевающего фермера, получив от грозы маленького городка, пропащего рецидивиста, приглашение на танцы, изменила ход событий одной–единственной «случайной» фразой: «Ну если ты джентльмен...» Этого оказалось достаточно, чтобы рецидивист взялся за ум, добился ее руки, стал образцовым мужем, потом образцовым бизнесменом. Его имя до сих пор носит одна из местных школ.


Чем наказать маленького лгунишку?


Он не таким уродился, это вы, родители, заставляете его быть таким. Дети обманывают, чтобы сделать свою жизнь чуть–чуть лучше. Ученые выяснили, что лгать человек начинает тогда, когда его мышление достигает определенного уровня развития. А именно: когда ребенок осознает, что окружающие не могут прочесть его мысли, что у него есть свой собственный мир, где он может делать все, что захочется. То есть примерно в 3 — 4 года малыш начинает хитрить, в 5 — 6 лет появляется ложь сознательная — чаще всего от страха быть наказанным. «Ах ты, такой–сякой, почему это сделал?» — говорит мама. А ребенок слышит: его не принимают таким, какой он есть, с его ошибками. И приходится врать, сначала коряво, потом все лучше и лучше. Слабость — поставить его на гречку, выпороть, лишить всего. Такие педагогические приемчики в 99 случаях из 100 научат одному: нужно в следующий раз быть хитрее! Правильная линия: что бы он ни натворил, прежде всего сказать и, главное, показать, что вы его любите. Что вы искренне расстроены, переживаете, что вам жалко наказывать, что вы, в конце концов, тоже живой человек. Один папа, узнав о художествах сына, только и воскликнул: «Мой сын — вор?!» Быть последним человеком в глазах отца — эта ужасная перспектива «перевоспитала» мальчика раз и навсегда.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter