Правда кадра

Если увидите книгу «Цена кадра», приобретите — не пожалеете

Если увидите в магазине книгу «Цена кадра. Советская фронтовая кинохроника 1941—1945 гг. Документы и свидетельства», М.: Канон +, РООИ «Реабилитация», 2010, возьмите, и приобретите — не пожалеете. Такие издания, к сожалению, большая редкость в наше непредсказуемое время. И вот маленькая радость — бесценный подарок в год 65-летия Великой Победы всем: и ветеранам, и молодежи.

Конечно, составителям В. Михайлову и В. Фомину пришлось потрудиться и покопаться в архивах немало. Но их труд, действительно, заслуживает самых добрых слов. Они подняли тот золотой пласт, о котором почти не вспоминали, а если и говорили в праздники, то вскользь. Почему? Сложилось мнение: дескать, фронтовые кинооператоры и фотокорреспонденты фиксировали и запечатляли подвиги других. А в чем их подвиг? Мол, это обычное будничное дело. Представьте на мгновение человека на войне с громоздким киноаппаратом или увесистым фотоаппаратом под пулями, в первой линии окопов, по сути, впереди атакующих, позади отступающих… Страх смерти выключен. А он такая удобная мишень. Но без этого опаснейшего риска ничего не снимешь. Такая у них судьба.

И мне вдруг вспомнились имена наших старших коллег-фронтовиков членов журналистского Союза — фотокорреспондента газеты «Красноармейская правда» («Во славу Родины») Василия Аркашова, кстати, закадычного друга поэта Александра Твардовского, мастеров «лейки» ветеранов войны — Александра Дитлова, долгое время работавшего в газете «Рэспублiка», и Михаила Ананьина, трудившегося в газете «Комсомольская правда». Их жизнь и творчество — пример для подражания. Эта волнующая книга и о них, хотя рассказывается в ней о кинооператорах. А ведь пути-дороги фронтовые, жизнь военная схожи, как две капли воды.

Книга «Цена кадра», по сути, сборник фронтовых документов, своеобразная летопись того сурового времени, имя которому — Великая Отечественная война. В ней собраны приказы, инструкции по съемке сюжетов, стенограммы обсуждений отснятого материала. Вердикты цензуры. Отзывы зарубежной прессы на наши документальные фильмы. Знакомясь с ними, душой чувствуешь, что очищать свои находки авторам приходилось не только от архивной пыли, но и от «песков» забвения.

И все же самое, на мой взгляд, ценное и важное — это то, что в книге опубликованы воспоминания самих операторов, обожженных пламенем далекой уже войны. И они, эти пахари войны, сами открывают правду тех лет, отметая как наговоры, так и лакировку. Прочитав искренние воспоминания, приходишь к выводу: идеологическая цензура советского времени, скрывавшая многое о всенародном подвиге, была все же меньшим злом, чем вакханалия переписывания итогов Великой Отечественной войны некоторыми ретивыми доморощенными лжеисториками.

Переворачиваешь страницы, и из недр памяти всплывают имена фронтовых кинооператоров Владислава Микоши, Ильи Копалина, Сергея Гусева, Абрама Кричевского… Благодаря их риску и профессиональному подвигу мы узнали документально, какой жестокой была та священная война.

Это книга-память, книга-документ, книга-свидетель. Все говорит с исторической точностью и правдой. А аргументы против отсутствуют напрочь. Правда есть правда — в этом суть книги «Цена кадра».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter