Правда и мифы про тарифы

В поисках ответа “Народная газета” обратилась к одному из разработчиков недавно утвержденной госпрограммы развития энергетической системы на период до 2016 года
В поисках ответа “Народная газета” обратилась к одному из разработчиков утвержденной госпрограммы развития энергетической системы на период до 2016 года.

Как будем платить за электроэнергию в ближайшие годы?

На повестке дня сегодня наряду с обеспечением энергетической безопасности страны – экономия электроэнергии.

Если цены и тарифы на электроэнергию “потяжелели” для граждан примерно на четверть, то возмещение затрат на производство электроэнергии несколько уменьшилось.

Следуя своей социальной политике, государство по-прежнему берет на себя значительную часть расходов. В поисках ответа на вопрос, какими будут тарифы, “Народная газета” обратилась к одному из разработчиков недавно утвержденной госпрограммы развития энергетической системы на период до 2016 года главному научному сотруднику Института экономики Национальной академии наук Беларуси, доктору экономических наук Леониду ПАДАЛКО.

— Леонид Прокопович, в чем причина нового пересмотра тарифной политики в области электроэнергетики?

— Прежде всего в том, что сегодня стало очевидным: в нашей стране в сфере электроэнергетики имеет место ярко выраженное перекрестное субсидирование. Судите сами: нынешние энерготарифы для промышленных предприятий в четыре раза выше, чем для населения. В то же время практически во всех, даже сопредельных с Беларусью, странах ситуация обратная: население там оплачивает больше, нежели промышленность. Даже в Советском Союзе граждане платили по 4 копейки за кВт•ч электроэнергии, а для промышленных предприятий этот тариф был вдвое меньшим — 2 копейки.

— Но с 1 января будущего года правительство собирается снизить тарифы на электроэнергию для промышленных потребителей...

— Думаю, это совершенно правильный шаг. Правительство хорошо понимает, что перекрестное субсидирование — явление нездоровое. Оно не только искажает ценовые ориентиры, но и бумерангом бьет именно по населению. Ведь промышленные предприятия из-за повышенных тарифов вынуждены поднимать цены на свою продукцию, которую в конечном итоге оплачивает рядовой потребитель. Кстати, перекрестное субсидирование ведет и к неэффективному потреблению энергоресурсов.

— Как в этом отношении обстоят дела в других странах и какой расклад должен сложиться в Беларуси при отказе от подобной практики перекрестного субсидирования?

— В Беларуси средний тариф на электроэнергию для промышленных потребителей на 1 января 2012 года составлял 13,73 цента за кВт•ч, для населения же — 2,56 цента за кВт•ч. В то же время в странах Евросоюза средний тариф на электроэнергию для промпотребителей составлял чуть менее 13 центов за кВт•ч, а для населения превышал 25 центов. Скажем, в Германии это соотношение составляет 10—12 и 20 центов соответственно, в Польше — 12 и 21 цент за кВт•ч. Более щадящий разброс в странах Балтии — в Литве 14,6 и 17,6 цента, в Латвии — 13 и 17. Как видите, население оплачивает, пусть и не в разы, но больше, нежели промышленность. У нас же, повторюсь, — в четыре раза ниже.

— Но как соотнести предстоящее выравнивание тарифных перекосов с реализацией социальной политики в нашей стране и сохранением уровня благосостояния граждан?

— Совершенно верно, это весьма сложная и многогранная проблема, решение которой требует вдумчивых подходов. В принципе, надо бы, чтобы население на оплату электроэнергии тратило от 1,5 до 2 процентов месячного дохода семьи. Другое дело, что уровень благосостояния семьи при этом падать не должен, поэтому требуется самое тщательное просчитывание перспектив. А для этого необходимо знать в совершенстве сферу энергетики, ее особенности и нюансы. В начале восьмидесятых годов я входил в состав рабочей группы Министерства энергетики СССР, как раз и занимавшейся вопросами ценообразования. И сегодня мы, энергетики, призываем создать аналогичную комиссию в Беларуси. Разумеется, сфера эта специфическая, специалистов для работы в ней необходимо готовить.

— Вернемся к тарифам для населения. Если утвержденные правительством меры дадут должный результат, сколько будут платить рядовые потребители в Беларуси в ближайшем будущем?

— В прошлом году население нашей страны оплачивало из своего кармана 38,5 процента затрат на производство и поставку электроэнергии и 21,4 процента — на отпуск тепловой энергии. Государственной программой развития энергетической системы на период до 2016 года предусмотрено, что в следующем году уровень возмещения гражданами затрат на производство и поставку электроэнергии должен составить 47,9 процента, в 2014-м — 72,7 процента. В 2015 же году, как предполагается, население будет возмещать эти затраты на все сто процентов.

Выбор есть всегда

У нанимателей или собственников, жилые дома или квартиры которых оснащены многотарифными электронными приборами учета электроэнергии или автоматизированными системами контроля и учета, сегодня есть два варианта оплаты за электроэнергию — по тарифам, дифференцированным по временным периодам, либо же исходя из одноставочного тарифа. При дифференцированных расчетах в выходные и праздничные дни применяются щадящие тарифы, установленные на период минимальных нагрузок.

Как поясняют в Министерстве энергетики, для расчетов по дифференцированным тарифам вышеупомянутым гражданам необходимо обратиться с соответствующим письменным заявлением в энергоснабжающую организацию по месту жительства. Там же можно получить и все необходимые дополнительные разъяснения по применению тарифов.

— В начале года широко обсуждалась идея отпуска населению по социальным тарифам 150 кВт•ч энергии на одно домашнее хозяйство и 250 кВт•ч — при наличии электроплиты, киловатты сверх — по полной цене. Однако вы уже тогда в одном из интервью уверяли, что проще было бы уйти от дотируемых социальных тарифов и продавать электроэнергию за те деньги, которые она стоит. Как программу планируется осуществить на практике?

— Ключевые проблемы, на решение которых нацелена новая программа, — это упразднение перекрестного субсидирования и разработка научно обоснованной системы дифференциации тарифов. Вторая из задач уже практически решена, что является, несомненно, весьма позитивным фактом. В целом вводить новую тарифную политику правительство собирается в два этапа. На первом из них — до 2014 года — намечено перейти к дифференциации тарифов на теплоэнергию для юрлиц и индивидуальных предпринимателей. На втором этапе, с 2015-го, предусмотрен переход к

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter