Прагматичный век под вуалью

Книжный навигатор
Мiкола Ермаловiч. Яго чакала Беларусь чатыры стагоддзi. Зборнiк дакументаў i матэрыялаў да 85–годдзя з дня нараджэння Мiколы Ермаловiча. Мiнск, 2007.

Трудно переоценить значение этой личности для белорусской культуры. Даже на уровне внешнего, «персонажного» восприятия: полуслепой историк, не признанный официальной наукой, открывающий для зрячих, но не обладающих духовным зрением земляков целую неизведанную страну — Беларусь, какой она была в прежних эпохах. Какой ее не хотели видеть официальные историки. С золотым веком, со своей государственностью, своими политиками, стратегами, философами... В книгу вошли воспоминания и стихи о Миколе Ермаловиче, среди авторов — люди известные, талантливые... Но, наверное, наибольшее впечатление на читателя произведет раздел, в котором собраны письма, выступления и интервью самого историка. Если сопоставить то, что он в них высказывает, с датами — а это 1970 — 1980–е годы, — проникаешься восхищением: настолько это смело и актуально даже сегодня. Публицистические, сатирические «Гутаркi» Ермаловича выходили в рукописях каждую неделю в 1975 — 1976 годах. Это было самое настоящее диссидентство, инакомыслие, самый настоящий патриотизм... И еще одна если не сенсация, то новость — стихотворения Миколы Ермаловича. Тоже публицистические, призывающие, изобличающие... Еще один штрих к портрету.

Сомерсет Моэм. Разрисованная вуаль. Издательство АСТ, Хранитель, Москва, 2007.

В очередной раз издание классического произведения выходит благодаря получившей популярность экранизации. Стало уже правилом, когда на обложке — кадр из фильма. Да и название «Разрисованная вуаль» — киношное. Моэм–то назвал свой роман «Узорный покров». Содержание книги и фильма отличается так же, как обложка от суперобложки. Литературный оригинал жестче, безжалостнее, отношения между героями гораздо сложнее и, наверное, разочаруют тех, для кого вначале случился фильм. Главное разочарование — героиня так и не смогла полюбить своего мужа, которого в фильме бесподобно играет Эдвард Нортон. Не было у них страстных ночей любви, не было романтических прогулок на лодке. Правда, легкомысленная Китти научилась уважать супруга, раскаялась в том, что причинила ему такую боль. Но настоящую страсть так и испытывала к соблазнившему ее светскому красавцу, хоть и поняла всю унизительность этой любви... Да и доктор Уолтер в книге совсем не так романтичен. Ему не удалось простить жену. Сухарь, зануда, фанатик... Короче, нет там той разрисованной ностальгической вуали. Только безжалостно сорванный со страстей человеческих покров. Разумеется, это интересно, к тому же более правдиво, более художественно, чем в голливудском кино. Настоящая литература... Однако мое дело — предупредить.

Издания для обзора предоставлены книжным магазином «Академическая книга», Минск, пр–т Независимости, 72.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter