Позвони мне, позвони!..

В ментальности сотовых абонентов произошли необратимые изменения

Белорусским сотовым компаниям необходимо научить абонентов… пользоваться мобильным телефоном

Кризис поставил перед операторами рынка сотовой связи новые задачи. Население, доходы которого сократились, перешло на режим жесткой экономии, в том числе и на услуги связи. Не отреагировать на эти изменения компании не могли. С одной стороны, осторожно были повышены цены на связь. С другой – появились новые тарифы и дополнительные услуги, помогающие абонентам оптимизировать затраты.

По статистике, затраты на телекоммуникации у среднестатистической белорусской семьи составляют всего около 3 % от дохода. Так что повышение тарифов на услуги ударило по кошельку абонента пусть и чувствительно, но все же не категорично для бизнеса сотовых компаний. От использования мобильного телефона, по крайней мере, никто из многомиллионной армии пользователей не отказался. Один из интернет-опросов, проведенных в конце 2009 года, наглядно продемонстрировал, что к мобильным телефонам все привыкли и разговаривать по ним будут, даже если тарифы вырастут многократно. Выяснилось, что около 30 % респондентов тем или иным образом оптимизировали свои расходы на сотовую связь, а 10 % пользователей, наоборот, даже стали разговаривать больше.

Главный исполнительный директор «SB Telecom Ltd» по вопросам ИП «Велком» Гельмут Дуз признает: минувший год для белорусского телекоммуникационного рынка был непростым. Годовая девальвация в 30 % стала шоковой терапией для сотовых компаний, у которых вся выручка формируется в белорусских рублях, а инвестирование в свое развитие они осуществляют исключительно в твердой валюте. «Тем не менее рынок развиваться не перестал — он эволюционировал, прирастал количественно и качественно, и сегодня можно констатировать: уровень проникновения услуг на нем достиг 100 %», — говорит специалист. При этом Гельмут Дуз особо указывает: в 2010 году абонентам таких же финансовых потрясений, связанных с увеличением стоимости услуг связи, ожидать не стоит. Хотя при этом признает, что экономистам сотовых компаний приходится постоянно держать руку на пульсе, отслеживая все тенденции в национальной экономике. В компании «Велком» прошлогодний всплеск цен считают «оправданным»: меры позволили компании продолжить инвестиции в развитие сети и поддержание качества услуг на должном уровне. «Мы были вынуждены пойти на такой непопулярный шаг, как повышение тарифов. В результате часть нагрузки легла на инвестора, часть – на белорусских потребителей. Но основная наша стратегия в прошлом году базировалась на единой линии поведения — мы не жертвовали качеством услуг и, если бы потребовалось, даже прибегли бы к дополнительным инвестиционным вливаниям», — добавляет Денис Филазафович, заместитель гендиректора ИП «Велком» по экономическим вопросам.

Динамика подключений к операторам в 2009 году в целом не изменилась. Но никто из операторов не отрицает, что в ментальности абонентов в 2009 году произошли необратимые изменения. При выборе оператора клиенты готовы пожертвовать качеством связи и зоной покрытия сети в пользу более дешевого тарифного плана другой сотовой компании. Если ранее ротация абонентов шла внутри линеек тарифных планов каждой отдельно взятой сотовой компании, то сейчас люди чаще склонны отказываться от услуг своего «традиционного» поставщика и переходить на обслуживание к другому. Ранее, до выхода на рынок сотового оператора «Life», об этом никто и подумать не мог. Теперь новичок отбил себе долю в 10 % и градус конкуренции грозит раскалить добела рынок мобильной телефонии.

Интересы сотовых операторов сегодня сконцентрированы не только в сегменте голосовых услуг. Еще задолго до кризиса стало очевидным: только за счет разговоров сыт не будешь. В итоге операторы стали активно продвигать дополнительные сервисы, которые, впрочем, сегодня среди белорусов востребованы отнюдь не в той степени, в какой хотелось бы сотовым операторам. Как рассказывает директор компании «Белорусская сеть телекоммуникаций» Озджан Эрмиш, отечественные абоненты сегодня мало чем отличаются от абонентов других стран. Статистика утверждает: порядка 84 % пользователей сотовой связи используют телефон по прямому назначению и зачастую даже не догадываются о его дополнительных возможностях.

Основное «поле битвы» в нынешнем году – это услуги третьего поколения связи 3G. В компании «Life» отмечают, что порядка 200 тыс. абонентов уже вовсю пользуются преимуществами новой технологии – скоростным мобильным Интернетом и смотрят потоковое видео. В «Велкоме» обещают, что до конца марта 3G появится и у них. Не исключено, что до конца 2010-го на рынок выйдет и третий 3G-оператор – компания «Мобильные ТелеСистемы». «В итоге усилия, которые каждый из игроков рынка должен будет применить для завоевания своего клиента в 2010 году, должны возрасти многократно, – уверяет Гельмут Дуз. — Мы обязаны будем серьезно доказывать абонентам, почему он должен нас выбрать».

Фото: Юрий МОЗОЛЕВСКИЙ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter