Позови нас, Родина

Виктор Ливенцев, легендарный партизан, Герой Советского Союза – о нашей Победе, любви к Отечеству, о героическом и трагическом, о святой памяти павших...“Патриотизм – это не значит только одна любовь к своей Родине. Это гораздо больше... Это – сознание своей неотъемлемости от Родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и несчастливых дней” Алексей Толстой

Лицо нашей Победы, какое оно? Посмотрите в глаза фронтовикам, партизанам, подпольщикам. Вы увидите в них очень многое, то, что пережили эти люди, что осталось с ними навсегда. Сколько они, слава Богу, оставшиеся в живых и дожившие до 65-летия освобождения Беларуси от фашизма и Великой Победы, потеряли своих боевых друзей в жестоких сражениях. Разве можно их забыть. Потому День Победы – это праздник со слезами на глазах. Но слезы солдата – святые.
Послушайте их воспоминания о войне, и перед вами раскроются уникальные человеческие судьбы, не сломленные даже страшной войной. Ветеран иногда поведает такое, что смотришь на него и невольно думаешь: да как же он вообще остался в живых? И не потерял лучших черт своей души.

Такой народ – непобедим
Виктор Ильич Ливенцев, выдающийся организатор и руководитель партизанского движения на оккупированной территории Беларуси, прославленный комбриг, удостоенный многих наград. Герой Советского Союза. Мы с ним знакомы несколько десятилетий. И каждый раз вижу этого человека с гордо поднятой головой, с лучистыми голубыми глазами, в которых действительно океан доброты. Когда всматриваюсь в лицо, густо испещренное морщинами, когда ощущаю его крепкое рукопожатие – а ведь Виктору Ильичу на днях исполнится 91 год, – когда во всем его облике чувствуется душевный оптимизм, какая-то особая удаль, сила духа и воли, непременно думаю всегда об одном. Неужели гитлеровцы всерьез рассчитывали победить народ, у которого такие сыновья? Неужели думали это сделать с помощью многих тысяч танков, орудий, самолетов, которые им производила почти вся Европа? Или надеялись на свои многочисленные дивизии, вооруженные до зубов, вымуштрованные, легко завоевавшие многие страны?
Наш народ противопоставил врагу главное, что делает человека непобедимым. Силу духа, стойкость, мужество, безграничную любовь к Родине. В часы великих испытаний советские люди показали совершенную и полную способность оценить меру опасности, нависшую над страной, высокую моральную готовность выстоять перед ней. Именно в этом и заключается истинное мужество. Именно оно определяло мысли, поступки, дела боевых друзей Виктора Ливенцева во время нелегкой партизанской жизни, наполненной тяготами и лишениями, опасностями, боями, потерями.

“Лясная песня” – как молитва
Очень верно поется в знаменитой белорусской “Лясной песне”:
Ды ўспомню пажары,
I варожыя хмары,
I завеі халодных вятроў,
I слату, і нягоды,
I лясныя паходы,
I агні партызанскіх кастроў.
– Часто вспоминаете эту песню? – спрашиваю у Виктора Ильича.
– А то как же? – вскидывает глаза. – Самая что ни есть партизанская песня, потому нам очень близка и дорога. Жаль, что нынче ее редко поют, разве что в праздники, когда отмечаем день освобождения Беларуси от гитлеровцев. Что поделать, недаром ведь говорится, что новые времена – новые песни. Но для нас, бывших партизан, эта песня как молитва...
– Виктор Ильич, вы всегда верили в нашу Победу?
– Всегда, с самых первых дней войны, несмотря на отступление, страшные потери. Если бы у солдат части, в которой я встретил войну, не было такой веры, то мы, отходя от границы, побросали бы оружие там же, прямо на той границе. Но мы с оружием в руках, каждый день в стычках с врагом, доказывали неприятелю, что мы не уничтожены, воюем и будем воевать до нашей Победы. Мы продвигались на восток, чтобы соединиться с отошедшими регулярными частями Советской Армии. К сожалению, не удалось. И что – эти тысячи воинов разбежались в панике, попрятались? Отнюдь. Мы создали в тылу врагов свою, партизанскую армию, сделали гитлеровцев бессильными на уже оккупированной ими территории.

О чем думали у костра
Виктор Ливенцев начал организацию партизанского отряда с того, что в декабре 1941 года вывел из Бобруйска всю подпольную организацию, примерно 400 человек. Затем отряд вырос в знаменитую 1-ю Белорусскую партизанскую бригаду, которой Виктор Ильич командовал вплоть до соединения с частями Красной Армии.
Первые отряды до весны 1942 года на 60–70 процентов состояли из воинов отошедших от границы наших частей, местные мужики в партизаны идти не решались. В отряде Ливенцева, к примеру, сражался командир артиллерийского полка, комбаты, много кадровых офицеров должностью пониже, но все очень боевые, смелые ребята, в основном русские. Да ведь и сам Виктор Ильич родом из Воронежской области.
Что же вселяло в них веру в Победу в то тяжелейшее, поистине трагическое для нашей Родины время, когда враг стоял у Москвы?
– Словами это трудно передать, но была какая-то внутренняя убежденность, какая-то, я бы сказал, особая сила, – размышляет ветеран. – Наверное, в этом и есть главная отличительная черта характера наших людей. Представляете, как нам было тяжело в декабре 41-го. Мороз страшный, а мы даже землянку хорошую в лесу не умеем соорудить. Сидим у костра, без всякого настроения, – а что дальше? Что будет, если немцы захватят Москву? И каждый раз гнали от себя даже мысль, что это возможно: такого быть не может и не будет никогда. Мы победим, у нас найдется достаточно сил, чтобы остановить агрессора, заставить отступать и в конце концов разгромить его.
– Но эта вера должна была укрепляться и какими-то конкретными делами, боевыми успехами ваших партизан?
– Безусловно. Представьте только, нынешний райцентр Кличев мы освободили от гитлеровцев 20 марта 42-го! Очень тщательно, по всем законам военного искусства спланировали сложную операцию. Штурмовали укрепленный городок три отлично подготовленных отряда – мой, Изоха и Свистунова. Мои бойцы ворвались на центральную площадь, блокировали штаб вражеского гарнизона, штурмом взяли здание райисполкома, превращенное немцами в казарму, захватили в плен десятки гитлеровцев и полицейских. К восемнадцати часам вечера райцентр был полностью очищен от врага. Особая значимость данной операции в том, что ею мы завершили освобождение от немецко-фашистских захватчиков всего Кличевского района.

Советская власть в тылу врага
Так партизаны дали понять гитлеровским оккупантам, кто хозяева в этом районе. Решением райисполкома были восстановлены все органы советской власти. Работали сельсоветы, в деревнях вновь создавались колхозы. На партийном собрании избрали райком партии. Можно представить себе, как бесились гитлеровцы: в их глубоком тылу вновь жива советская власть. А у сельчан крепла вера в победу над фашистской Германией. Кличевский район стал одним из центров партизанского движения в Беларуси.
– Мы и надежно охраняли наш партизанский край, и одновременно помогали сельчанам заниматься их извечным делом – растить хлеб, – продолжает Виктор Ильич. – Вот примечательный документ – постановление райисполкома от 23 апреля о весеннем севе и пользовании землей на территории Кличевского советского района в 1942 году. Забота о посевной для наших командиров была наравне с планами боевых действий. Там, где требовалась помощь сельчанам лошадьми, помогали не раздумывая. Не хватало в какой-то деревне рабочей силы – посылали туда свободных бойцов. Ну и, конечно, не позволяли, чтобы гитлеровцы сорвали посевную, поэтому за плугом шли молодые ребята с винтовками на плечах, с гранатами за поясом. Частично были освобождены от оккупантов также Белыничский, Кировский и Березинский районы.

Печальные “фейерверки”  для гитлеровцев
И таких успешных боевых операций на счету бригады Виктора Ливенцева немало. Не меньше ущерба врагу приносили диверсии на железной дороге. По стратегическим дорогам, проходившим через Беларусь, беспрерывно шли на Москву и Сталинград эшелоны с огромным количеством живой силы и техники. Поэтому партизаны работали на “железке” беспрерывно. Ведь каждый пущенный под откос вражеский эшелон – реальная помощь своим солдатам на фронте.
Удивительную по своему замыслу и дерзости диверсию совершил в Осиповичах связной бригады Федор Крылович. В ночь на 30 июля 1943 года во время своего дежурства на Осиповичском железнодорожном узле он поставил две магнитные мины на цистерны с горючим. Рванули мины, и начался действительно настоящий ад.
...Эшелон горит, гитлеровцы пытаются растащить его, но безуспешно. Пламя быстро перекинулось на соседние составы, груженные снарядами, минами, авиабомбами, танками, броневиками. Подступиться к горящим эшелонам, когда бушует пламя, во все стороны летят осколки, а взрывы уже слились в сплошной гул, гитлеровцы не могли.
Чем обернулся этот партизанский фейерверк? Уничтожено 5 паровозов, 23 платформы с бензином, 8 цистерн с авиамаслом, 30 вагонов с боеприпасами, 33 вагона с авиабомбами и минами, 15 вагонов с продуктами, 20 танков “Тигр” и три “Л-10”, 7 бронемашин... Кроме того, повреждены блокпост и здание депо, разрушен склад с углем и выведены из строя пути Могилевского парка. Из концлагеря во время пожара разбежались все заключенные.
Сами гитлеровцы были поражены масштабами этой операции. Бывший офицер генерального штаба сухопутных войск Германии Миддельдорф в книге “Тактика в русской кампании” писал: “Крупного успеха добились партизаны также в июле 1943 года, когда на станции Осиповичи был уничтожен эшелон с горюче-смазочными материалами, два эшелона с боеприпасами и чрезвычайно ценный эшелон с танками “Тигр”.

Зов сердца? Да!
Ливенцев вспоминает:
– Всего же наша бригада подорвала 55 железнодорожных эшелонов, в том числе 12 полностью уничтожила. А сколько гитлеровцев нашли свой смертный час в боях с нашими бойцами. Наши рейды охватывали Октябрьский, Кировский, Кличевский, Осиповичский, Червенский, Пуховичский, Любанский, Стародорожский, Глусский районы. Мы несли нашим людям твердую веру в Победу и тем были счастливы. А люди, видя в бригаде внушительную силу, радовались этому. Представьте себе: в бригаде около двух тысяч отлично вооруженных бойцов. Даже своя артиллерия, станковые пулеметы. Боеприпасы добывали в боях, поэтому в них нужды тоже не испытывали.
Общее число партизан и подпольщиков в Беларуси достигало почти полумиллиона человек. Это же пятьдесят дивизий! И они не были призваны под ружье военкоматами, а пришли в партизаны по зову своих сердец, чтобы защитить от поругания свою Родину. Разве сомневались они в нашей Победе? Нисколько. Мы все были горячими патриотами, всегда верили, что непременно прогоним фашистских захватчиков со своей земли. Хотя, находясь в тылу врага, пережили немало тяжелейших испытаний, после которых даже не верилось – неужто выжили? Особенно во время блокад, которые нам пришлось пережить дважды.
...И вот наконец ноябрь 1943 года. Мы ведем бои на территории Октябрьского, Паричского и Глусского районов, как вдруг встречаем конную разведку в родной красноармейской форме. Это были бойцы 37-й гвардейской дивизии 65-й армии П. Батова. Нашей радости не было границ! Мы обнимали и целовали красноармейцев, все еще не веря, что армия уже с нами, что уже освобождена от гитлеровцев часть Гомельщины.
А вскоре почти 2 тысячи партизан моей бригады влились в состав 37-й дивизии и пошли громить врага дальше.

Память и забота
– Виктор Ильич, как вы считаете, достойно ли в Беларуси хранят память о прошедшей войне?
– Белорусский народ сам себе воздвиг памятник своей самоотверженной борьбой с фашизмом, своим мужеством, стойкостью, преданностью Родине. Этот памятник – вечный, ему в мире равных нет. Ведь в тылу врага были созданы и вели активную вооруженную борьбу 213 партизанских бригад, а также 258 самостоятельно действующих партизанских отрядов. За годы борьбы с фашистами они вывели из строя более полумиллиона гитлеровцев, подорвали 11 128 вражеских эшелонов, 34 бронепоезда, разгромили 29 железнодорожных станций, сожгли свыше 18 тысяч автомашин, сбили в воздухе и подорвали на аэродромах 305 самолетов, подбили 1355 танков и бронемашин, разгромили 948 штабов и гарнизонов врага.
К концу 1943 года под своим контролем партизаны держали до 60 процентов всей территории республики. И белорусский народ законно гордится своим вкладом в общую нашу Победу.
Однако этот подвиг народа стоил ему огромных жертв, жестокая война забрала каждого третьего жителя республики. Поэтому все, что делается сегодня в стране по увековечению великого подвига, признано во всем СНГ, вызывает чувство благодарности у наших друзей.
Мы обязаны свято беречь нашу святую память для наших потомков, для нашей истории. И разумеется, ныне живущие ветераны войны нуждаются в максимальной заботе, благополучии и обеспечении достойной старости. Ведь даже самому молодому ветерану войны сегодня уже за 80. Многие из них остались одни, поскольку ушли из жизни жены, близкие и родные.
Все это должны учитывать органы государственной власти при решении проблем ветеранов. Ведь нас осталось не так и много. В прошлом году умерло 7466 ветеранов, в том числе 5724 непосредственных участника боевых действий.

Что волнует и заботит
Размышляет:
– Меня часто приглашают выступать в школах. Разные чувства одолевают при таких встречах с молодежью. Волнуюсь и радуюсь, когда вижу, с каким вниманием слушают воспоминания о партизанской жизни, о моих боевых друзьях. Но, увы, встречается и полное равнодушие, от чего становится больно и обидно.
Да, события последнего времени привели, к сожалению, к нравственной и моральной деградации многих молодых людей, изменили отношение к гражданскому долгу и патриотизму. Ветераны крайне озабочены такой ситуацией, считают, что патриотическое воспитание молодежи должно быть более наступательным.
– Виктор Ильич, западные историки всячески стараются умалить решающую роль Советского Союза в разгроме фашизма. Тем самым и принизить значение именно нашей Победы.
– Это жалкие потуги, но они есть. После войны мне приходилось много ездить по странам Европы и мира. И везде меня встречали и воспринимали как представителя могучего Советского Союза, который сломал хребет фашистскому зверю. На всю жизнь запомнился прием у Президента Франции Шарля де Голля, который лично вручил мне медаль участника французского Сопротивления. Пройдут года, подчеркнул французский президент, но народы мира будут помнить имена тех, кто разгромил фашизм. Уж кто-кто, а он знал, что говорил.
Как бы ни тужились некоторые продажные историки в угоду определенным западным политикам бросить тень на величие нашей Победы, истина очевидна. О минувшей войне есть только одна правда, и она на нашей стороне.
К сожалению, встречаются иногда и доморощенные горе-историки, которые пытаются очернить некоторые наши боевые действия, в том числе и партизанские. Дескать, и воевали не так, и командиры у нас не те, и солдаты не так воспитаны. Полноте, господа! Мы были правы, а потому победители – мы!

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter