Позиция Минска в «газовом» вопросе

Тема поставок российского газа для Беларуси породила больше всего дискуссий в экспертных кругах. Объемы поставок голубого топлива на 2009 год известны, они составят 22,1 миллиарда кубометров. Осталось определиться с ценой. В интервью руководителям белорусских СМИ, состоявшемся накануне визита в Москву, Александр Лукашенко по этому поводу недвусмысленно заметил, что стоимость природного газа для белорусских потребителей должна учитывать падение мировых цен на нефть. «У России есть очень большой интерес по многим направлениям в Беларуси: от обороны до экономических и социальных вопросов.

Но это имеет какую-то цену. Мы хотели бы, чтобы Россия поставляла нам природный газ, нефть. Это тоже наш интерес. И надо прийти к разумному балансу, – заявил Александр Лукашенко. – У немцев 240 долларов – цена природного газа, но ведь это еще 3 тысячи километров надо качать, и нам 240 долларов. И как это вообще будет смотреться на фоне того, что упала цена на нефть? Естественно, и цена на газ должна уменьшиться. Мы не можем принять цену, которую нам «Газпром» предлагает. Это не поймут белорусы: при падении цен в мире у нас в два раза цена увеличится, до 200 или 240 долларов. В России должны понимать, что при падении спроса на нашу продукцию и при уменьшении доходов от нашей экономики мы просто не сможем заплатить. Вряд ли России нужна эта долговая яма, в которую мы можем попасть».
Как отмечают многие эксперты, Россия сегодня меньше всего заинтересована в новом газовом конфликте с Беларусью. Ей достаточно проблем с Украиной. Но с тех пор, как Беларусь и Россия подписали нефтегазовое соглашение, ситуация в мире и в регионе кардинальным образом изменилась. И сегодня все нефтегазовые договоренности нужно рассматривать с позиции нынешних реалий, быть более гибкими.
«Беларусь ничего не собирается выпрашивать у России», – заявил Александр Лукашенко на переговорах с российским коллегой. Но надо понимать, что взаимозависимость наших экономик сегодня настолько сильна и тесна, что ослабление одной стороны моментально аукнется другой. «Если экономика Беларуси остановится, вы прекрасно знаете, что Россия получит в ответ плюс 10 миллионов частично или полностью безработных, – сказал Александр Лукашенко. – Потому что остановятся предприятия, у которых мы берем комплектующие и ресурсы. Думаю, это не в интересах России, а тем более Беларуси».
По мнению белорусского лидера, Беларусь и Россия в состоянии разрешить все интересующие друг друга вопросы. «Российская Федерация для нас стратегический партнер, и не просто стратегический – это братское государство. Нравится это кому-то или нет, мы будем всегда исходить из этих позиций. Так настроен белорусский народ», – сказал Александр Лукашенко.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter