Позиция без амбиций

Почему бы нам хоть раз не взглянуть широко раскрытыми глазами на то, что происходит с нами? Любим ли мы на самом деле трудиться до седьмого пота, как привыкли о себе говорить? Не часто ли прикладываемся к рюмочке? И не стоит с критикой на власть наседать.
Почему бы нам хоть раз не взглянуть широко раскрытыми глазами на то, что происходит с нами? Любим ли мы на самом деле трудиться до седьмого пота, как привыкли о себе говорить? Не часто ли прикладываемся к рюмочке? И не стоит с критикой на власть наседать. Лучше на себя оглянуться, на соседей и друзей. Начать критику с себя и своего окружения. Вот я лично с себя и начну: отсиживалась, скромно помалкивала, видя несправедливость. Занимала "пришибленно-гражданскую" позицию, а надо было - социально активную. Хорошо, что не поздно это поняла.

Татьяна КАРЕЛИНА, Минск.

"Рули" по-новому

Я водитель с 43-летним стажем и преподаватель Лидской автошколы БелОСТО. Поэтому к новым Правилам дорожного движения, введенным в действие с июля этого года, имею непосредственное отношение. А значит, могу высказать по ним свои замечания. В новых ПДД есть пункт, в котором сказано, что водитель обязан останавливаться только по требованию работников ГАИ. Но правила также обязывают водителя предоставлять свою машину работникам милиции, здравоохранения. Но как можно предоставить им машину, если тот, кто за рулем, имеет полное право не останавливаться по их требованию? Еще более туманно написано в следующем подпункте: "предоставлять транспортное средство уполномоченным законами Республики Беларусь на то лицам..." Так кто же эти лица: милиция, врачи, лесники, рыбоохрана?.. Почему было не перечислить эти "лица"? Вот еще одна несуразность в новых ПДД: "пешеходы имеют преимущество перед транспортным средством, но не должны препятствовать его движению". Так и остается невыясненным, кто кому должен уступать на дороге.

Правила дорожного движения тяжело будет усвоить водителям и тем более выполнять их из-за множества нестыковок и противоречий.

С.СИДОР, Лида.

Нужно ли быть рыцарем?

В номере от 25 июня прочитал письмо минчанина Павла Васюченко "У страха глаза велики", которое задело меня за живое. Автор призывал людей перестать бояться и дать наконец отпор преступникам. Я, наверное, как никто понимаю и разделяю чувства и настроение Павла: неприятно и стыдно, когда негодяи грабят и избивают беременную женщину, а защитить ее некому. Мы боимся - это верно. Но так же верно, что есть обстоятельства, которые... не позволяют вступиться за слабого, противостоять сильному. Наша правоохранительная система не признает рыцарства и благородства. Я это узнал на собственном опыте, когда вступился за свою невесту. Мне дали 3 года лишения свободы, потому что обидчик после разборок оказался на больничной койке. Я вину свою признаю - переборщил, проучивая хулигана. Но, с другой стороны, смешно думать, что, начни я ему всего лишь грозить пальцем, приговаривая "Но, но! Так поступать нехорошо!", хулиган бы оставил девушку в покое, ретировался. На суде меня успокоили, мол, после того, как я и моя невеста зарегистрируем брак, защищать я ее смогу по праву. И даже если обидчик снова окажется в больнице, то... судить меня будут по более мягкой статье с меньшим сроком наказания.

У меня есть три брата, которых, как и меня, родители учили защищать слабых, давать отпор негодяям. Все они были на судебном слушании, пришли и друзья, люди, которые знают меня давно и очень хорошо. Я вовсе не уверен, что после суда, идя по улице и увидев, как кто-то более сильный и наглый обижает слабого и беззащитного, они не пройдут мимо. Мне раньше казалось, что я точно знаю, каким буду воспитывать своего сына. Теперь я в этом не уверен. Видно, рыцарям без страха и упрека действительно место лишь в сказках...

Владимир РАКОВИЧ, Гродненская область, исправительная колония.

Оправдание добром

Немало людей старшего и среднего возраста по убеждению (или неведению?) идеализируют ушедшее время, которое нам, молодым, кажется зловещим и кровавым. Мы, поколение ХХI века, как-то очень легко забываем, что даже в самые страшные годы жизнь продолжалась. Люди любили, ревновали, справляли новоселья... А у памяти стариков есть удивительное свойство: она удерживает именно светлые и радостные воспоминания, забывая все, что наводит тоску и ужас. Сегодня правилом хорошего тона стало говорить о милосердии. Чистое, святое чувство! Только в чем истинное милосердие? В том, чтобы подать 100 рублей старухе на паперти у церкви или в подземном переходе? Или все же в том, чтобы оберегать, не тревожить воспоминания наших дедов и прадедов? В конце концов, разве не милосердно дать им уйти спокойно, с сознанием того, что жизнь прожита не зря? Я думаю, не стоит отнимать у стариков их символы: красные дни календаря, Мавзолей, пурпурные знамена...

Одна из лучших книг великого русского философа В.Соловьева называется "Оправдание добра". Быть может, нам всем нужно именно оправдание добром, терпимым отношением к людям, пережившим исторические потрясения, к их вере и памяти. В конце концов, и нам когда-нибудь может понадобиться понимание со стороны потомков.

Владимир ЕГОРЫЧЕВ, кандидат исторических наук, Гродно.

На грани фантастика

Недавно пересматривал старые номера "СБ" и наткнулся на материал Надежды Деколы "Они написали будущее". Меня приятно удивил тот факт, что в Беларуси есть молодые писатели-фантасты. Лично для меня фантастика - это возможность отвлечься от потока проблем и трудностей. Я прочитал гору книг, но сам даже не мечтал стать фантастом, хотя написал все-таки два небольших рассказа. Послать свои рукописи в какое-нибудь издательство - все равно что поставить на них большой крест. Издателей можно понять: кому нужны произведения "зеленого" (мне всего 17 лет) и никому не известного человека. И все же мне жаль, что белорусские издательства не проводят литературных конкурсов, подобных тому, который провело ESA (о нем писала Надежда Декола). Думаю, нашлось бы много молодых и талантливых авторов с интересными идеями. Наверное, я бы тоже попробовал свои силы. А вдруг бы повезло...

Николай, Витебская область.

Для тех, кто "под градусом", нужно изменить температурный режим

Врачи говорят, что алкоголизм - болезнь, правда, приобретенная по собственному желанию. Но лечить ее нужно фактически за наш с вами счет - за деньги, которые мы платим государству в виде налогов. Лично я считаю, что нужно изменить в обществе "температурный режим" для тех, кто постоянно "под градусом". Бороться с пагубной страстью нужно только законом. И в этом законе, по моему мнению, должны найти отражение следующие моменты. Всю продукцию "с градусом" необходимо продавать только в специализированных точках, где бы строго соблюдался возрастной ценз и даже, если хотите, осуществлялся "фейс-контроль". Не грешно повысить цены на алкоголь. Если это кого и возмутит, то лишь тех, кто склонен к частым возлияниям. Остальные (а их большинство) будут лишь благодарны государству. Водителя, севшего за руль в нетрезвом состоянии, нужно лишать права на управление автомобилем не на год или два - на всю оставшуюся жизнь. По всей строгости нужно поступать и в отношении тех, кто появляется на работе "под градусом", - увольнять без всяких предупреждений.

Нужно повышать и бытовую культуру. Нынче главным "блюдом" на праздничном столе стал алкоголь. Мы разучились веселиться на трезвую голову. Кто-то может мне возразить: мол, нельзя одному решать за другого, пить ему или не пить. А я думаю (да вы и сами не раз видели), что пьяный человек и на человека-то не похож, своим видом и своим бездумным пьянством он сам поставил себя вне всяких прав.

Григорий ВОРСОБА, Минск.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter