Пожар на биржах

К вопросу о кредитно-денежной политике РоссииВзоры всех людей ныне прикованы к Соединенным Штатам. От того, сумеют ли в этой стране обуздать разразившийся кризис, зависит и будущее экономики во многих странах. К тому же положение дел в национальных экономиках усугубляют собственные просчеты и проблемы. Не стала исключением и Россия. На эти и другие темы наш корреспондент беседует c руководителем Центра уровня и качества жизни Института социальной политики (Академии труда и социальных отношений) Сергеем УЛАНОВЫМ.

– Сергей Михайлович, нынешний мировой финансовый кризис, начавшийся в США, может иметь негативные последствия (да  уже имеет!) для России.  Насколько эффективны в этой ситуации меры денежных властей по восстановлению ликвидности банковского сектора?
– Если проанализировать позицию Минфина за последние годы, то мы убедимся, что нынешний кризис ликвидности в стране объясняется внутренними причинами. Министерство финансов в последние годы было озабочено в первую очередь стерилизацией денежной массы. В результате для обслуживания экономического роста крупнейшие российские компании и финансовые структуры, прежде всего коммерческие банки, вынужденно прибегали к внешним заимствованиям. Они набрали долгов больше, чем можно было себе позволить. Когда же обострились кризисные явления в мировой финансовой системе, то вот это уязвимое место отечественной финансовой системы – внешняя задолженность крупнейших банков и корпораций – и дало о себе знать.
Далее. Как свидетельствует статистика, промышленный спад и отток денег нерезидентов с нашего рынка тоже возникли не сегодня. Первый из них ощущается на протяжении всего текущего года. А экономика реагирует не на отдельные кризисные явления, а на всю их совокупность, тем более когда они совмещаются во времени. Но всегда оказывается ключевое звено, которое страдает больше, чем другие. В наших условиях таким звеном оказались коммерческие банки. Накачивание денег в банковскую систему, чем заняты сейчас Минфин и Центробанк, не сможет разрешить кризис, если не будет изменена денежно-кредитная политика страны в целом.
И еще один важный момент, без учета которого трудно понять ситуацию. Опережающее повышение цен на продукцию естественных монополий увеличивает потребность в денежных средствах для потребителей товаров и услуг этих монополий. Банки же не в состоянии выдать кредиты потребителям, поскольку сами оказались в непростой ситуации. И это еще больше обостряет положение на внутреннем рынке.
В результате мы имеем снижение объема инвестиций, практически парализован рынок строительства жилья, поскольку крупнейшие строительные компании не могут получить в банковской системе кредиты для продолжения строительства.
Можно попытаться решить острую проблему в пожарном порядке, но это не спасет положение, поскольку сохраняется возможность ее воспроизводства в будущем. Ситуация в реальном секторе экономики остается очень напряженной. В условиях снижения объема кредитных ресурсов и их цены стоимость наших производственных активов не может расти. Инвесторы понимают сложность ситуации, в которой оказалось не только денежное обращение, но и экономика страны в целом.
И они не торопятся вкладывать деньги в российскую экономику, поскольку продолжается рост цен, обусловленный дефицитом материальных и трудовых ресурсов, в 1,5–2 раза увеличилась сметная стоимость начатых строительных объектов. Все это не вселяет оптимизма в тех, кто занимается серьезным бизнесом.
Итак, повторюсь, поскольку меры по преодолению кризиса ликвидности в банковской сфере носят оперативный характер, они не устраняют воспроизводства этой ситуации и возникновения нового обострения под любым предлогом – будь это финансовый кризис или рецессия и спад производства в экономике азиатских стран, от которых пострадают наши экспортеры. Так что спусковой крючок для начала кризиса российской экономики может быть любой.
– Положение усугубляет принятое решение о постепенном, из года в год, повышении цен на энергоносители…
– Концепция социально-экономического развития на период до 2020 года  предусматривает повышение цен для отечественных потребителей на электроэнергию и газ к 2014–2015 годам примерно в 4 раза. Выравнивание внутренних и мировых цен на энергоносители было выдвинуто Евросоюзом в качестве условия присоединения России к ВТО. Такое требование было бы оправдано только в том случае, если бы низкая стоимость энергоносителей обеспечивалась за счет дотаций, налоговых льгот или другими подобными способами, а не за счет больших природных запасов дешевого углеводородного сырья.
Отрицательное влияние принятого решения на конкурентоспособность российской экономики очевидно. Нет отраслей, которые непосредственно и через технологических смежников не испытывают давления из-за кратного повышения стоимости энергоносителей. Влияние целенаправленного инфляционного удара будет многоплановым и отразится на перспективах экономического развития страны в целом.
В эпицентре окажутся энергоемкие производства. Резко возросшие затраты на газ потребуют искать ему замену. В то же время мы не сможем быстро перейти на преимущественное потребление угля, поскольку это потребует времени на строительство шахт и создание транспортной инфраструктуры. Рост затрат на топливо в условиях дефицита электроэнергии усугубит ситуацию. Все это не может не привести к спаду производства на отечественных предприятиях.
Снижение и удорожание отечественного производства увеличит спрос на импорт. Прогноз для инерционного сценария развития в уже указанной концепции предусматривает дефицит платежного баланса и повышение спроса на валюту. Спустя 6–7 лет доллар будет стоить около 40 рублей.
В результате совокупности упомянутых кризисных явлений мы можем получить ситуацию, в чем-то напоминающую  лето 1998 года.
– И тоже  с дефолтом?
– Дефолт маловероятен, потому что экономика за прошедшее время наработала определенный запас прочности. Однако можно прогнозировать резкое повышение цен по причине зависимости России от импорта продовольствия (нынешнее отечественное сельское хозяйство не в состоянии накормить страну), а также из-за роста цены денег (кредитов). Это приведет к тому, что основная масса населения просто не выдержит подобных ударов. Напомню, что после 1998 года средний уровень жизни населения восстановился за счет высокодоходных категорий, а не за счет основной массы россиян – наемных работников и пенсионеров. А это означает снижение норм потребления, которые и так уже запредельны у бедной части населения.
– И свертывание производства…
– Да, и свертывание производства. Возрастут объемы фальсификации качества товаров, люди будут приобретать одежду в секонд-хендах, вместо того, чтобы поддерживать отечественную легкую промышленность (которая вынуждена импортировать шерсть и хлопок). Платежеспособный спрос основной массы населения будет падать.
Спрос российских богатых не спасет ситуацию, так как он ориентирован на  потребление продукции не отечественной, а зарубежной легкой промышленности. Производства, ориентированные на внутренний рынок, не выдержат ценовой конкуренции за дефицитные ресурсы с экспортерами из-за худшего финансового положения и будут снижать объемы производства. Вместо необходимой, желанной диверсификации экономики произойдет усиление экспортного сектора и зависимости экономики от мировых цен на сырье.
– Приоритетные национальные проекты были разработаны для тех областей, положение в которых являлось наиболее критичным. Пока обрабатывающая промышленность не попала в их перечень, но может со временем  дойдет очередь и до нее? Будем надеяться, что заявление вице-премьера Александра Жукова о сворачивании национальных проектов явилось не более чем своеобразной импульсивной реакцией на происходящие негативные перемены в мировой экономике… 
– Даже если национальные проекты будут продолжены, они не в состоянии коренным образом улучшить положение дел в экономике. Фрагментарные решения, которые выхватывают отдельные проблемы, мало что дают. Нужны системные решения. Не случайно государственные корпорации начинают деятельность с того, что пытаются собрать под свою крышу предприятия – участников технологической цепочки, наладить их кооперацию. Дабы восполнить существующие пробелы. 
– То есть возникает необходимость проведения стратегической политики в области экономики…
– В прошлом году в Министерстве экономического развития под руководством заместителя министра Андрея Белоусова (ныне руководителя департамента экономики и финансов правительства РФ) был разработан проект федерального закона о долгосрочном прогнозировании и стратегическом планировании. Но в связи с переменами на верхних этажах власти этот законопроект где-то застрял.
Однако от решения данного вопроса мы никуда не уйдем. Необходимость в стратегическом планировании, причем на достаточно длительный период, очевидна.
– К сожалению, некоторые идеи, в свое время разработанные советскими экономистами и внедренные в практику, но отринутые затем на родине, ныне возвращаются из других стран, и у них теперь другое авторство. Так, например, произошло с идеями «национального планирования» и фирменного планирования, выдвинутыми в свое время американским экономистом Джоном
К. Гэлбрейтом.
– Планирование осуществляется везде, оно присутствовало даже в «рейганомике». В ее рамках была реализована энергетическая программа, которая позволила снизить потребление моторного топлива в США почти вдвое. Как видно на примере разных стран, в результате смены одних правящих  партий другими либо каких-то иных внутренних процессов выработка и корректировка долгосрочной социально-экономической политики неизбежно становятся в повестку дня.
Мы же упрямо придерживаемся старого курса, даже если его порочность обходится в триллионы бюджетных расходов.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter