Пожадничал и просчитался

За нарушение дисциплины цен 75 предприятий и ИП лишены лицензий

За нарушение дисциплины цен 75 предприятий и ИП лишены лицензий


Тема ценообразования не сходит с газетных полос уже не первую неделю. Почти каждый день появляются свежие новости. Вот последняя. По отношению к представителям торговли, которые в начале января завышали цены, применены суровые меры. По словам замдиректора департамента ценовой политики Минэкономики Александра Курильчика, должностные лица, работающие в торговле, оштрафованы на сумму 72,9 млн. рублей. Кроме того, приняты постановления взыскать с предприятий–импортеров, завышающих цены поставок, 103 млн. рублей.


Но не только штрафами наказаны нарушители ценовой дисциплины. 75 предприятий и ИП лишены лицензий на розничную торговлю. Этот список могут пополнить еще 55 субъектов хозяйствования.


Я поинтересовался у Александра Курильчика, не являются ли эти меры чересчур суровыми. Ведь одно дело — штрафы, их можно пережить. А другое — аннулирование лицензий. То есть фактически закрытие бизнеса, а значит, сокращение рабочих мест и налоговых поступлений в бюджет. Насколько это оправданно в нынешних экономических реалиях? Александр Курильчик ответил:


— Ряд должностных лиц субъектов хозяйствования и индивидуальные предприниматели проявили полную безответственность и за счет покупателя решили получить дополнительный доход. С этим нельзя мириться.


Что ж, разумеется, неприятно ощущать в своем покупательском кармане чужую проворную руку. И все же на первый раз, пожалуй, достаточно было бы строгого внушения. К тому же есть мнение, что скачок цен в начале января спровоцировали не только девальвационные ожидания покупателей и жадность продавцов, но и объективные причины.


По словам экономиста Александра Лученка, цены выросли и потому, что на протяжении последних лет рост доходов населения опережал динамику производства товаров и услуг. «То есть у населения скапливалась на руках избыточная денежная масса, которую не удалось полностью «связать». В начале января эта масса хлынула в магазины и на рынки, — объясняет А.Лученок. — Еще одна причина резкого повышения цен — отсутствие в стране реальной конкуренции. Многие товарные рынки у нас монополизированы крупными компаниями, активно продвигающими свои интересы. Эти монополисты хорошо известны. Надо только применить по отношению к ним антимонопольное законодательство».


О высокой степени монополизации внутреннего рынка говорят и в Министерстве экономики. «Почему, например, цены на рыбу у нас почти во всех магазинах одинаковые? Ведь этот продукт импортируется из разных стран и контрактные цены разные. Почему в магазинах этого не видно? Значит, имеет место ценовой сговор? — рассуждает Александр Курильчик. — То же самое и по цитрусовым, и по многим другим товарам».


Здесь, однако, возникает и вполне закономерный вопрос: кто, как не департамент ценовой политики, должен бороться против монополистов? Нам, покупателям, хотелось бы видеть конкретные результаты этой работы.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter