Поздние встречи: из серии «Камень на перекрестке»

Поздние встречи

Из серии «Камень на перекрестке»

Из серии «Камень на перекрестке»


Осенним воскресным вечером я сидел в кресле, пытаясь, щелкая пультом, выудить на экране телевизора что-нибудь интересное для себя. Не получалось. Но вот захватил самый конец какого-то фильма, герой которого спокойно и многозначительно заключает: «Красота есть и в том, что делает с нами время». 


Жаль, что дальше побежали титры. Хотелось услышать больше рассуждений на эту тему и даже поспорить с выводом героя фильма, поскольку в этот вечер я был настроен ко многому весьма скептически. 

Нередко в телепередачах нам показывают очень даже пожилых людей, которые пытаются создать семью. Ведущие, как правило, восторженно преподносят такое событие и радуются за стариков. 

А мне, когда гляжу на такие сцены, почему-то всегда грустно. И по-человечески жаль этих, скорее всего, хороших людей. Нет, я, конечно, понимаю, что вдвоем жить легче и все такое. Но все равно жаль. Почему? Думаю, что судьба в обнимку с Его Величеством Временем все-таки обманула их и слишком поздно преподнесла то, чему они уже не в состоянии по-настоящему радоваться, а может, и оценить.

Но вот, словно пытаясь стать моим оппонентом, память услужливо вернула меня к происшествию, которое случилось со мной нынешним летом во время отпуска на Браславщине. Стояла ветреная и дождливая неделя. Я давно приспособился к рыбалке и в непогоду, но в тот день дважды подходил к берегу и возвращался к себе на дачу. Зачем мучиться? Не конец же света. Убежден, что такое увлечение, как рыбалка, должно приносить радость и удовольствие. Иначе какой смысл в таком времяпрепровождении? Не от голода же мы берем в руки удочку или спиннинг.

Когда подошел в третий раз, то увидел в этот послеобеденный час удивившую меня картину. Высокий худощавый мужчина лет семидесяти накачивал «жабой» надувную лодку. Рядом лежали снасти. По берегу нетерпеливо ходила женщина. Даже в спортивном костюме и рыбацкой куртке она выглядела изящной. Была она под стать своему спутнику — немолода, но все еще очень красива. Смуглая, с карими глазами, она мне сразу напомнила одну из любимейших мною итальянских актрис — Клаудиа Кардинале.

Я поздоровался с немолодой парой и поинтересовался, неужели собираются рыбачить в такую непогоду? Женщина промолчала и не очень приветливо, как мне показалось, глянула в мою сторону. Перебросился несколькими фразами с мужчиной и перешел на соседний мостик, дав им понять, что они могут ловить рыбу с моего и вовсе не обязательно плыть на неспокойное озеро.

Минут через десять увидел поразившую меня сцену. Высокий мужчина возился у своей машины, а по озеру на лодке к другому берегу плыла его женщина. 

Клева не было. Подошел к незнакомцу и сказал о своих опасениях по поводу рыбалки в таких условиях.

— Она опытная рыбачка, — успокоил меня мужчина. — К тому же отговаривать Лидию — пустое дело. Я сказал ей, а она в ответ: охота пуще неволи. Вот и все…

Разговорились. Оба они — преподаватели в вузе. Он — белорусского языка, она — кандидат наук, но какой предмет читает студентам, не расслышал. 

— На этом озере мы впервые, — говорил Егор Власович. — Купили в Слободке небольшой домик и хотим объехать все озера Браславщины. И на каждом из них,  а их, как вы знаете, около трехсот, Лидия хочет порыбачить. Она — фанатик в этом плане. Я сам не слишком увлекаюсь рыбалкой. Просто вожу ее по самым красивым местам этого края, и оба радуемся жизни. 

Мы поговорили еще минут десять. Уходя, сказал, что если понадобится помощь, меня легко найти на усадьбе и показал рукой в сторону своего рыбацкого домика. 

Как в воду глядел! Прошло около двух часов, и у калитки со стороны озера показалась высокая фигура моего нового знакомого. Шел он быстро и решительно, что меня несколько насторожило.

— Понимаете, я все это время проспал в машине и вот уже минут двадцать звоню, а Лидия не отвечает, — взволнованно говорил Егор Власович. — Чует мое сердце что-то неладное. Помогите!

Я попытался его успокоить, сказал, что со связью в этих местах нередко бывают проблемы. Сам же мучительно размышлял над ситуацией. Конечно, моя «Маркиза» достаточно крепкая лодка, чтобы отправиться на ней искать пропавшую Лидию даже в такую погоду. Но как же не хотелось никуда плыть!

Тем не менее я не мог отказать в помощи. Взял ключ, весла, фонарик, и мы направились к берегу. 

Из-за горизонта мало-помалу наплывали сумерки, и озеро становилось спокойнее. Однако последовала другая напасть. Легкий туман уже скрывал очертания другого берега и скоро вполне мог накрыть все озеро. А это хуже темноты. Мне уже приходилось однажды на Нарочи попасть в такую переделку, когда мы конкретно заблудились в тумане на этом огромном озере. 

Егор Власович смиренно сидел на корме, а я усердно работал веслами. Знал, где примерно следовало искать непутевую рыбачку. Наверняка она заплыла за мыс, где не было высокой волны. Однако сумерки и туман незаметно делали свое гиблое дело. Минут сорок, сменяя друг друга на веслах, мы плутали по озеру, пытаясь отыскать Лидию. Нашли. Она сидела в лодке, положив голову на колени, и плакала от бессилия. Продрогшими руками не удержала мобильник, и он утонул. Но главная беда заключалась в другом. Якорь от груза надежно и крепко застрял в коряге, а сама веревка оказалась так завязана в узел, что освободиться от нее у женщины просто не было сил. Западня на воде. Делай что хочешь. Случай редкий. Опытные рыбаки достают нож и освобождаются от плена. У Лидии ножа с собой не оказалось.

Мы плыли домой. Егор Власович и Лидия сидели прямо передо мной на скамейке, обнявшись и согревая друг друга. Казалось, что я даже чувствую тепло, которое переливается от одного к другому. Они, несомненно, любили друг друга. Это было видно по их глазам и по тому, как они… молчали. Так я впервые столкнулся с тем, что это великое и непостижимое чувство может захватить людей и в весьма зрелом возрасте. 

Но, видимо, в этот вечер, а я вас предупреждал, что настроен скептически, почему-то думаю обо всем этом с грустью и даже некоторой иронией. Возможно, потому, что понимаю: истоки многих наших бед и потерь всегда покоятся в прошлом. Когда мы были моложе и красивее. Возвращаясь в мыслях к памяти, можно попытаться как-то увидеть это прошлое. Но прикоснуться к нему уже невозможно. Да и то, что увидишь, — как в том тумане на неспокойном озере, — расплывчато и неуловимо. А ведь именно там остается часто то, что могло стать главным событием в жизни, но так и не стало. И когда это самое событие приходит к тебе, когда ты чисто физически уже не в силах им насладиться, оценить — велика ли радость?

Благо у моих новых знакомых преподавателей вуза еще есть силы и некоторое время, чтобы порадовать себя и друг друга теплом общения. Тогда мы даже не обменялись телефонами, вероятно, надеясь, что еще непременно встретимся. В чем я почему-то сомневаюсь. Хотя, если честно, Лидию я хотел бы еще раз встретить…

Анатолий ЛЕМЕШЁНОК

Коллаж Николая ГИРГЕЛЯ
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter