Поющая глина

На модернизацию предприятия ОАО  «Белхудожкерамика» в Радошковичах запланировано потратить 1,2 млрд рублей

А  еще  в  изделиях  ОАО  «Белхудожкерамика»  ценитель  всегда  ощутит  тепло  рук  и  свет  души  мастеров,  их  выполнивших 

До знакомства с участками производства ОАО «Белхудожкерамика» не представлял, как можно механизировать, поставить на конвейер такое деликатное и тонкое дело, как гончарное. Однако же прогресс не стоит на месте. В Радошковичах, по существу на единственном в республике подобном предприятии, за последние год-полтора появилось много новшеств, о которых в прежние времена могли только мечтать.

Адрес этих нововведений и преобразований подсказал управляющий делами Президента Республики Беларусь Николай Домашкевич, в чьем ведении находятся художественные промыслы страны. Впрочем, вышестоящему ведомству принадлежит и сама идея модернизации, технического обновления  предприятия.

— В программе развития малых и средних городских поселений наш проект перевооружения был рассчитан на 790 миллионов рублей, — уточняет заместитель директора по производству Светлана Каховская, — однако после посещения в прошлом году завода управляющим делами было дано согласие на увеличение инвестиций до 1200 миллионов.

Предприятие не обновлялось со времени пуска в строй в 1976 году. Изрядно изношено все оборудование. Но в один момент все не изменить, поэтому решили действовать поэтапно, точечно. Выбирая, что на сегодня главнее всего.

А начали, как говорится, со старта производственного процесса: отделения заготовки глиняной массы. Оно сдерживало дальнейшие стадии, влияло на качество конечной продукции. Теперь многие проблемы – в прошлом. Приобретены мембранные насосы, вибросита, пропеллерные мешалки. В итоге масса на формовку подается намного лучше приготовленной. Хотя о полном переоснащении отделения говорить еще рано.

Вторая ступень – механизация участка формовки. Здесь установлены полуавтоматические линии, которые позволяют повысить производительность труда, снизить трудозатраты, а значит, уменьшить себестоимость и снизить цену изделий.

Не остался без изменений и обжиг изделий: две новые электрические камерные печи позволяют производить теперь заключительную стадию обработки изделий при более высокой температуре. А это улучшение качественных характеристик товара и вместе с тем экономия электроэнергии.

Технические инновации расширили диапазон для творчества. И ассортимент стал более разнообразным. Сейчас в месяц на предприятии выпускается около 300 наименований изделий: ваз, кашпо, декоративных композиций, скульптур, посуды во множестве вариаций, в том числе местного радошковичского бренда – горшков для тушения, а также различной декоративной пластики.

— Обновление ассортимента ощутимо, — поясняет Светлана Каховская. – За год наши художники разработали 435 образцов, в производство внедрено свыше 300. Но в зависимости от спроса на рынке, на который  мы оперативно реагируем, меняется и номенклатура. В настоящее время, например, меньше выпускаем цветочных горшков, а больше посуды, декоративных миниатюр. Учитывая тенденции моды, стали выпускать тарелки прямоугольной формы.

Современный белорусский рынок керамикой не скуден. Приходится конкурировать если не с итальянцами, с изысканными, эксклюзивными и дорогими предложениями, то уж точно с китайцами, вьетнамцами, усердно наполняющими торговые ряды всем и вся, часто не беспокоясь о качестве товара. «Белхудожкерамика» же использует качественное, экологически чистое сырье и материалы. Тем не менее конкурентная борьба вынуждает держать ухо востро. Сейчас ведь выпустить продукцию полдела, главное — ее реализовать.

Кстати, эта часть производственной программы тоже отмечена некоторыми  преобразованиями. Установлена упаковочная машина для индивидуальной и групповой упаковки изделий в усадочную пленку. Закуплено три автомобиля для доставки продукции потребителям в значительно больших объемах.

Что же в результате? Если до прошлого года предприятие несколько лет снижало объемы производства, то теперь эта негативная тенденция наконец переломлена. Около 12 процентов прироста в 2008 году – это ступенька, ступив на которую керамисты должны постепенно пойти вверх.

— Для нас важно полностью задействовать все производственные мощности предприятия в Радошковичах, — делится планами генеральный директор ГПТО «Белхудожпромыслы» Управления делами Президента Республики Беларусь Валерий Грибанов. – Для этого предстоит найти еще один выгодный вид производства, чтобы в последующем в общем объеме керамическая продукция занимала около 60 процентов, а 40 – нечто другое.

Предстоит решить и ряд других неотложных дел. В их числе — доукомплектование коллектива грамотными кадрами, совершенствование маркетинга, поиск рынков сбыта, включая развитие уже начатых контактов с Санкт-Петербургом, Москвой, Калининградом, Литвой. На это и нацелен новый директор Юрий Кацнельсон, который верит, что нынешний год должен стать здесь переломным.

На снимке: гончар Иван Бура

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter