Репортеры «СОЮЗа» приняли участие в старинном обряде встречи весны в Белорусском Полесье

Поймали уточку

Пока в городах и весях бурно отмечали Масленицу, жгли чучела и карабкались на столбы, в глубинке Белорусского Полесья отдавали почтение старинному обряду, сохранившемуся только здесь в своем архаичном виде с незапамятных времен. Называется он «Чирочка». Это такая чубатенькая утка, которая, по поверью, накануне Великого поста прилетает в эти края с первой капелью и несет на крыльях весну.

1-gukanne.jpg


Небольшая деревушка Тонеж Лельчицкого района Гомельщины в день проведения обряда наполняется людьми до краев, словно курортный поселок в разгар сезона. Откуда только не увидишь здесь гостей: жители окрестных деревень и райцентров, Гомеля и Минска, российских, украинских, польских городов. Заезжих туристов легко понять. После того, как раз побываешь в Тонеже, сюда в конце зимы начинает тянуть какая–то необъяснимая сила. Несмотря на популярность в Гомельской области обряда «Гуканне вясны», ничего подобного в других уголках этого белорусского края точно не увидишь. Быть может, по той простой причине, что «Чирочку» в Тонеже берегут испокон веку, целыми поколениями от мала до велика встречая так прилет первых птиц. Хотя суть обряда та же: народными песнями и танцами убедительно позвать весну, чтобы скорее пришла и наконец принесла нормальную теплую погоду, открыла благодатный сезон полевых работ. Отличие же в деталях. Но каких...

В Тонеже мне уже доводилось бывать. Знакомые все лица. Деревенские раскланиваются с ряженым пареньком — Ящуром — одним из главных персонажей обрядовых гуляний. На прошлой «Чирочке» он как раз возглавлял шествие с другими деревенскими хлопцами:

— Доброго дня. А елку уже нарядили?

— Нет еще. Девчонки у Аврамовны хлопочут.

На «Чирочку» народ традиционно устремляется к дому местной 65–летней хозяйки Надежды Аврамовны Дриневской. Так положено по обряду, именно в хате самой гостеприимной и приветливой семьи наряжают елку — даром что весна идет — бумажными цветами и лентами.

К чему сейчас этот новогодний атрибут, тонежские школьницы, красующиеся в расписных платках да вышитых юбках, рассказывают, как им мамы и бабушки объясняли:

— Елочка — символ продолжения рода. Без нее в «Чирочке» никак. Цветов должно быть четное число, чтобы появлялись новые пары, рождались дети, жизнь продолжалась в деревне. Потом поставим деревце в горшок с зерном, а это уже символ достатка в семье. Украшают елку только девчата, парни же понесут ее на гору. За ними пойдут все деревенские. А по пути будем раздавать печеных «чирочек».

Этот пунктик в обрядовом действе мне особенно симпатичен. Местные жительницы все как одна подтягиваются к месту сбора с кошелками, полными ароматного «утиного» печенья. Заполучить такую «чирочку» — весь год не знать бед и пустых хлопот, жить в здоровье и радости. Хозяйки протягивают птичек из песочного теста с черничными глазками:

— Берите–берите. На домашней сыворотке, маслице...

С печеньем полный порядок — корзин нанесли столько, что всем гостям и участникам праздника за глаза хватит, как и положено по обряду. А вот с погодой нынче вышло недоразумение. Обычно перед «зазыванием весны» хозяйки должны набрать в ведра талой воды, капающей с крыш, — умыться на крепкое здоровье, скотину напоить, чтобы не хворала. В этом году талой воды нет.

— И что теперь делать? — спрашиваю у старушек.

— Ну что ты сделаешь. Одно слово: глобальное потепление. Обряд–то пришел с давних времен. А климат теперь вон как меняется. Надо приспосабливаться.

И вот уже весь народ в сборе. Пожилые люди рассаживаются по нарядным конным подводам. Лошади в праздничных лентах и цветах. Молодежь своим ходом. Впереди елочка–красавица. Рядом чучело Зимы. Как же без него? В путь! А путь, к слову, не близкий. Больше километра будет — на конец деревни, к местной горе, где и зазывают весну. Пока шествуют, выводят на разные голоса старинные песни–»веснянки», пританцовывают. У горы, похожей на курган, начинается главное действо. Молодежь просит благословения у стариков на зазывание весны. Мария Тушинская, методист по фольклору и этнографии районного методического центра, показывает глазами на девчонку невысокого росточка:

— Сейчас Мария петь будет. Голос у нее такой сильный, что весна точно услышит.

Ее звонкая «веснянка» разлетается по округе. Мальчишки карабкаются на старый дуб, растущий под горой, где наверху закрепляют елку, чтобы увидели птицы, когда будут лететь по своим весенним делам, и солнце, уже готовое греть землю. После начинаются старинные игры и забавы, в которые тонежская детвора играет не только по праздникам, но и в обычной жизни: «Грушка», «Ящур», «Ворота». Пожилые заводят хороводы, в круг вливается молодежь. А потом все, как по команде, укладываются «бревнышками» на землю и начинают кататься по горе. А земля–то голая, кочки да камни...

— Впервые так, — говорят старожилы, — чтобы «Чирочка» была совсем без снега. Но традицию надо чтить. В Тонеже свято верят, что земля дает силы человеку. Если на «Чирочку» скатился вот так с горы, значит, наверняка избавишься от болей в спине и здоровым будешь весь год.

Затем начинается звездный час тонежских поварих. Хозяйки несут на гору самое вкусное из своей стряпни, чтобы щедро угостить сельчан и гостей.

А девчата — чтобы обратить на себя внимание молодых людей: мол, при таких кулинарных талантах можно и замуж звать. Чего тут только нет: печеная яичница по–тонежски в глиняных мисках, пампушки с медом, колбаски, домашнее масло в горшочках, кислые блины, которые на вкус абсолютно сладкие...

Под занавес праздника бросают в огонь чучело Зимы. Загораться тряпично–соломенная баба с рисованными бровями никак не хочет. Люди перешептываются. Но вот пламя жадно «хватает» ее за рукав. И в считаные минуты Зима исчезла в огне. Старики торжественно объявляют:

— Зима хоть и цеплялась, а весна нынче быстро придет. Видно, будет ранняя.

dralukk73@mail.ru

Советская Белоруссия № 47 (24677). Четверг, 12 марта 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter