Итоги «Экспо» в Шанхае, ускорение в транспортных коридорах: Валерий Садохо — о месте и роли Беларуси на Шелковом пути

Пояс общей выгоды

Сегодня товарооборот между Беларусью и Китаем составляет около 4 млрд долларов, и эта цифра постоянно растет. Обе страны видят друг в друге надежных партнеров. Не зря друзья отводят нам существенную роль в реализации инициативы «Один пояс и один путь». О перспективах белорусско-китайского делового сотрудничества, роли нашей страны в интеграции интеграций и цифровом итоге прошедшей выставки в Шанхае рассказал директор Национального центра маркетинга и конъюнктуры цен МИД Валерий Садохо. 
Валерий САДОХО.


Оптимальный путь

— Валерий Евгеньевич, как вы сегодня оцениваете совместимость ЕС, ЕАЭС и Китая в рамках инициативы «Один пояс и один путь»? Какова роль Беларуси в этой интеграции интеграций? Какие первоочередные вопросы нужно гармонизировать?

— Инициатива Председателя КНР Си Цзиньпина «Один пояс и один путь», озвученная пять лет назад, всесторонне поддерживается нашей страной. Беларусь является важным стратегическим звеном транспортного пути не только с востока на запад, но и с севера на юг. В этой связи реализация проекта Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень» — доказательство того, что мы, как стратегический партнер Китая, активно поддерживаем этот проект не на словах, а на деле. Уже сегодня в парке зарегистрированы и функционируют десятки компаний из Китая и других стран. На его территории в этом году заработала транспортно-логистическая структура, которая в том числе будет содействовать продвижению интересов КНР в странах ЕС. Вместе с тем и для Беларуси, и для других стран ЕАЭС данный проект интересен с точки зрения создания оптимального транспортного пути с востока на запад. 

Поэтому, учитывая интересы каждой страны — участника проекта «Новый Шелковый путь», можно сделать вывод о том, что проблемы совместимости ЕС, ЕАЭС и Китая не существует. Вопросы логистики, транспорта и таможенных процедур успешно решаются. Уже сегодня значительно сократились сроки доставки контейнеров с грузами, работает пункт таможенного оформления Минской региональной таможни. Развитие индустриального парка предусматривает также строительство железнодорожного терминала, который станет важнейшим звеном маршрута Китай — Европа в будущем. Таким образом открываются перспективы превращения Республики Беларусь в крупнейший международный логистический узел.

— Беларусь заявлена как узловая платформа экономического пояса Шелкового пути в Евразийском регионе. Помимо парка «Великий камень», какие еще практические решения необходимы для того, чтобы инициатива «Один пояс и один путь» развивалась?

— Мне представляется, что Указ Президента Республики Беларусь № 166 «О совершенствовании специального правового режима Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень» создал всеобъемлющую правовую базу для полноценного и всестороннего развития этого проекта. Освоена стартовая зона (354 га), завершены работы по строительству инженерно-транспортной инфраструктуры — дорог и инженерных сетей общей протяженностью 13 км, площадок инженерных сооружений водоснабжения, канализации, электроснабжения. Ведется строительство магистральных и внутриквартальных дорог с инженерными сетями, введено в эксплуатацию офисное здание площадью 12 тыс. кв. м, построен ряд других важных объектов. Уже сегодня в парке зарегистрировано около 40 резидентов, общая сумма заявленных инвестиций составляет более 1 млрд долларов. Парк динамично развивается: кроме 21 компании из Китая, на территории парка действуют также компании из Беларуси, Австрии, России, США.

Руководство страны создало все необходимые условия для динамичного развития данного весьма важного стратегического проекта. С учетом договоренности глав Беларуси и Китая на встрече в июне этого года в городе Циндао в парке планируется провести в следующем году Международный экономический форум инициативы «Один пояс и один путь». Мероприятие, несомненно, придаст дополнительный импульс интенсивному развитию этого мегапроекта.
transplo.com

Большие дивиденды

— Скептики говорят, что «Один пояс и один путь» выгоден только Китаю. Как бы вы охарактеризовали это утверждение? 

— Ответить на данный вопрос несложно. Срок доставки по трансконтинентальному железнодорожному маршруту Чунцин — Синьцзян — Уйгурский автономный район — Европа составляет 16 дней, а по традиционному морскому транспортному пути Шанхай — Тайбэй — Гонконг — Сингапур — Коломбо — Каир — Лиссабон — Дуйсбург — 36 дней. Поэтому все страны, через которые проходит этот железнодорожный маршрут, несомненно, получат дивиденды. Известно, что китайское государство и китайские банки более чем на 80 процентов будут финансировать инфраструктурные объекты инициативы «Один пояс и один путь». Тем не менее если такие объекты будут сооружаться на нашей территории, то и белорусские компании получат возможность принять участие в этих проектах. Следует также учитывать, что, несмотря на наличие у китайских компаний огромного опыта осуществления инфраструктурных проектов в КНР, многие из них мало знакомы с тем, как ведется работа за пределами Китая. В этом случае Беларусь может оказать всестороннее содействие, учитывая стратегическое партнерство наших стран.

Реализация проекта «Один пояс и один путь» имеет непосредственное влияние на рост товарооборота. Сегодня объем взаимной торговли между Беларусью и Китаем составляет около 4 млрд долларов, и этот показатель динамично растет. Так, во время выставки в ноябре в Шанхае подписано 22 контракта на общую сумму 125 млн долларов и около 30 соглашений о сотрудничестве, которые в ближайшей перспективе перерастут в полноценные контракты по поставкам белорусской мясо-молочной продукции, промышленных и химических товаров. Объем китайского рынка огромен. В прошлом году Китай импортировал сухого молока и сыворотки более чем на 2,7 млрд долларов, свинины — на 2,2 млрд, говядины — на 3 млрд, куриного мяса — на 1 млрд долларов. Даже если Беларусь сможет занять несколько процентов рынка этой продукции, то это составит около полумиллиарда долларов экспорта мясо-молочной продукции. 

Реализация проекта позволит сократить время доставки товаров, повысить эффективность экспорта и в конечном итоге будет способствовать увеличению показателей взаимной торговли не только между Беларусью и Китаем, но и еще между несколькими десятками государств, которые задействованы в этом проекте.

actuallno.com

Связи потеряны 

— Валерий Евгеньевич, давайте немного сменим вектор беседы в сторону ЕАЭС. Не могу не спросить вот о чем. Недавно в Минске большая делегация немецких бизнесменов озвучивала наблюдения: европейский бизнес пока еще мало знает о ЕАЭС, несмотря на то, что общий рынок стран союза огромен и перспективен. Что нужно делать, чтобы европейские бизнесмены и инвесторы активнее приходили к нам? 

— Проблема узнаваемости ЕАЭС возникла гораздо раньше, еще до появления этого объединения. В СССР в условиях «железного занавеса» внешней торговлей занимались внешнеторговые организации в Москве. Например, белорусские автомобили МАЗ, тракторы МТЗ и другая продукция экспортировались исключительно через Москву. В таких условиях большинство республик СССР, в том числе и Беларусь, не были узнаваемыми через собственную продукцию. Даже те товары, которые были весьма известны широкому кругу покупателей, например, «Советское шампанское», шоколад «Аленка», экспортировались как продукция СССР. А ведь в продвижении этих брендов роль Республики Беларусь как производителя данной продукции общеизвестна. К сожалению, и в настоящее время эта продукция не признается в качестве белорусской. А ведь если наша страна вносила свой вклад в раскручивание тех или иных торговых марок, то и сегодня не должно быть юридических препятствий для экспорта данной продукции.

Справедливости ради стоит отметить, что ЕАЭС не такая уж и неизвестная интеграционная структура. Объединение ведет активные переговоры с мировыми державами о создании зон свободной торговли (ЗСТ). Так, в 2015 году соглашение о ЗТС подписано с Вьетнамом, в 2018-м — с Ираном. Кроме того, подписано соглашение с КНР о торгово-экономическом сотрудничестве, а также соответствующий меморандум с Кубой. Сейчас ведутся переговоры о создании ЗСТ с Египтом, Индией, Монголией, Сербией, Сингапуром и Таиландом. Интерес к рынку ЕАЭС с населением 182 млн человек растет. С уверенностью можно сказать, что увеличение количества стран, с которыми будут подписаны соглашения о свободной торговле, станет способствовать росту взаимного товарооборота и масштабной узнаваемости ЕАЭС.

konoga@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter