"Лихие 90-е": погрязший в долгах коммерсант организовал убийство партнеров

Повязанные кровью

Во время тушения лесного пожара в Жлобинском районе был обнаружен труп. На место происшествия прибыла следственно-оперативная группа. Визуальный осмотр дал скудные результаты. Удалось определить лишь то, что найдены останки мужчины с кольцом на безымянном пальце правой руки. Опознать погибшего было невозможно, поскольку тело сильно обгорело. 

Коллаж Ольги Александровой

Трупы в лесу

Один из жителей близлежащей деревни рассказал, что незадолго до пожара видел, как из леса выехал «жигуль» первой модели. Но эта зацепка никуда не привела. 

А спустя две недели компания грибников нашла в том же лесу сожженный автомобиль. Внутри — еще один погибший мужчина. 

Установить день и время, когда сгорела машина, помогли найденные в салоне часы. Оплавившийся, чудом уцелевший циферблат зафиксировал 12:36 и буквы SUN (sunday — воскресенье). 

Вскоре сыщики установили, что машина принадлежала двум россиянам — жителям города Набережные Челны в Татарстане. 38-летний Юрий Зайцев и 43-летний Шамиль Мустафаев (имена и фамилии изменены) приехали в Жлобин, чтобы купить грузовик. В последний раз обоих видели в воскресенье. 

Оставалось выяснить, что случилось и кто убил этих людей. А в том, что произошло убийство, сомнений не было. 

По кривой дорожке

Игорь Скачков переехал в Беларусь из Якутии, где имел семью, трудился водителем. Однако супружеская жизнь не сложилась. После развода Скачков объявился в Лельчицах, где жили мать и сводный брат — Николай Лис. Последний много лет провел в местах не столь отдаленных. Впрочем, с годами остепенился, женился, нашел работу. 

Обзавелся новой семьей и Скачков. Избранницей стала вдова из Жлобина, к которой перебрался Игорь. А ее сыну Сергею Молчанову он заменил отца. Иначе как папой мальчишка отчима не называл.

В середине 1990-х Скачков подался в бизнес, выкупив станцию техобслуживания, на которой до этого работал мастером. Также обустроил магазин запчастей, со временем намеревался открыть кафе. Но вместо этого в какой-то момент свернул на кривую дорожку. 

Первый раз, очевидно, по глупости. Потеряв водительское удостоверение, Игорь, недолго думая, воспользовался документом покойного мужа сожительницы. Вклеил фото — и готово. Однако во время очередной проверки на дороге инспектор ГАИ распознал липу. В итоге — судимость и год условного наказания. 

Второй залет спровоцировало желание наварить побольше, а государству отдать поменьше. Начав торговать деталями нелегально, бизнесмен привлек внимание финансовой милиции. От тюремных нар спасла лишь амнистия, которая, впрочем, не освобождала от уплаты крупного штрафа. Вдобавок других кредитов накопилось выше крыши. Дела шли все хуже: клиентов было мало, прилавок магазина пустовал, рабочие получали копейки и в любой день могли разбежаться. 

Выстрелить не смог

В этот момент в Жлобин приехали Зайцев и Мустафаев, занимавшиеся перепродажей грузовиков. Скачкова они знали еще до приезда в Беларусь за три года до событий. Ему предложили быть посредником. За каждый найденный автомобиль платили комиссионные. 

Когда мысль о том, что россияне имеют круглую сумму, вызрела в зловещий план, Игорь отправился к брату. Ему отводилась роль киллера. Получил задание и пасынок Сергей — достать где угодно оружие. 

В беседе с родственником Скачков расписал свое положение черными красками. Дескать, если в ближайшее время не рассчитается с кредиторами, можно готовить место на кладбище. Во избежание этого нужно ограбить, а затем убить россиян. 

Брат Коля задумался.
Имея за плечами восемь судимостей, он понимал, что в случае чего ждать снисхождения ему не придется. И все же согласился. Будто бы из желания выручить брата. Но скорее всего, главную роль сыграл обещанный им гонорар. 
Два малокалиберных ружья с 12 патронами раздобыли у знакомых. После чего Скачков детализировал план. Изначально нападение должно было состояться на трассе Бобруйск — Березино. И в идеале — замаскировано под ДТП. В назначенное время Лис и помогавший ему Молчанов притаились в засаде. Однако в нужный момент Николай не решился стрелять в людей. 

Киллер в засаде

Разочарованный Игорь ругал сообщников на чем свет стоит. Ко второй попытке готовились более тщательно. Ранним утром поехали в лес на двух машинах Скачкова. 

Нашли место, куда Молчанов должен был заманить россиян. Неподалеку оставили микроавтобус, на котором с добычей рассчитывали вернуться в Жлобин. Позицию в кустарнике занял Лис.

Вернувшись в город, Игорь вызвонил россиян: 

— Один колхоз продает машины. С вами мой сын поедет — он знает дорогу. 

Смотреть товар отправился Зайцев — его напарник Шамиль отдыхал после бурной ночи накануне. 

Сергей всю дорогу смотрел в окно и, когда заметил ориентир — сломанные ветки, резко согнулся. Удивленному спутнику он пояснил, что его тошнит и надо срочно выйти. Оказавшись снаружи, принялся изображать рвоту. А спустя минуту раздался выстрел. 

Направляя ружье на машину, из кустов вышел Лис. Подойдя со стороны водителя, он увидел, что контрольного выстрела не требуется. Молчанов обшарил карманы убитого и покачал головой — денег у Зайцева не было. Из спрятанного в кустах микроавтобуса принесли канистру… 

Удар монтировкой

Узнав, что денег у Зайцева не было, Скачков принялся соображать, что делать дальше. Все указывало на необходимость убить второго россиянина. На ходу обсудив новый план с братом, Игорь позвонил Мустафаеву и попросил его срочно приехать. 

Когда ничего не подозревающий Шамиль зашел в полутемный гараж, Лис напал со спины. Со всего размаха нанес удары стальной монтировкой по голове. Мустафаев потерял сознание, а через несколько минут умер. 

В карманах второй жертвы Лис нашел восемь тысяч долларов, которые тут же передал брату. Приободрившись, Скачков позвонил пасынку и велел приехать. А когда тот явился, приказал замыть кровь на полу. После всего случившегося Молчанова трясло, однако перечить он не решился. 

Труп вывезли в лес, облили бензином и подожгли. 

Плата и расплата

В тот же вечер Сергей Молчанов уехал на место учебы. Убийство двух человек, совершенное братом, Игорь оценил в полторы тысячи долларов. Заплатил только после того, как Николай напомнил об этом. 

После первого допроса Скачков принес знакомому ружья и попросил их спрятать. Но это ему не помогло. Вскоре он был задержан, а вслед за ним арестовали сообщников. Отчим и пасынок валили все на Лиса. Мол, это он все придумал и заставил участвовать едва ли не силой. Однако запутать следствие не удалось. 

Просто мистика

Через пару недель в Жлобин приехали родственники погибших, чтобы забрать их тела. И тут нельзя не упомянуть один мистический момент во всей этой истории. Брат погибшего Юрия Зайцева рассказал, что вместе с его женой ходил к некой ясновидящей в Набережных Челнах. Изучив фотографию, та сообщила, что Юрий умер мучительной смертью. К его гибели причастны три человека, ждавшие его на месте убийства. 

Пройдет всего неделя, и выяснится, что экстрасенс довольно точно описала обстоятельства преступления, совершенного почти за две тысячи километров. 

В ТЕМУ

За организацию двойного убийства Игорь Скачков был приговорен к пожизненному заключению. Полностью признавший вину Николай Лис — к 30 годам лишения свободы. Сергей Молчанов отправился в колонию на два десятка лет.

prolesk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter