Повестка XXI века

Многие белорусские школьники уже знают, как не заблудиться на пути к устойчивому развитиюВ последнее время на международном уровне все чаще звучит термин «устойчивое развитие». В нашей стране тоже принята Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития на период до 2020 года. В соответствии с ней решается целый комплекс задач, предусмотрены конкретные мероприятия. В частности, в городах и микрорайонах, деревнях, школах и детских центрах создаются инициативные группы по разработке местных стратегий устойчивого развития -- Местных повесток на XXI век.

По определению ООН, устойчивое развитие -- это такое развитие, при котором удовлетворение нужд нынешнего поколения происходит без ущемления возможностей будущих поколений удовлетворять свои потребности. Иными словами -- гармоничное развитие производства, человека и окружающей среды. В ряде определений устойчивого развития акцент делается на не превышении предельно допустимых уровней антропогенного воздействия на экосистемы. Возможно, поэтому многие первые белорусские проекты Местных повесток-21 были направлены на решение конкретных локальных экологических проблем. Поделиться наработанным опытом педагоги смогли в конце прошлой недели во время работы так называемого научного кафе по устойчивому развитию «Опыт школьных местных повесток-21 в Беларуси и за рубежом».
«Устойчивое развитие невозможно в рамках отдельного государства или населенного пункта. Только совместными усилиями можно построить общество, основанное на принципах устойчивого развития», — сказала на презентации проекта руководитель Программы поддержки Беларуси федерального правительства Германии доктор Астрид Зам. Она также отметила, что в рамках научного кафе представлены результаты международного проекта «Планы устойчивого развития для школ» и проекта «Местные повестки-21 в школах», которые реализуются при поддержке Минского международного образовательного центра имени Йоханнеса Рау.  Проекты школ в области устойчивого развития — это 30 общественных инициатив, которые сейчас поддерживает Минский международный образовательный центр в рамках Программы поддержки Беларуси федерального правительства Германии. Проекты направлены на решение проблем в социальной сфере, образовании, энергетике, экологии и на поддержку малого и среднего предпринимательства. С 2002 года в Беларуси в рамках программы реализовано около 120 подобных проектов.
Как рассказала менеджер проектов международного общественного объединения «Экопроект-Партнерство» Ирина Ластовка, одна из целей инициативы «Планы устойчивого развития для школ» -- стимулировать подрастающее поколение активно участвовать в общественной жизни и принятии решений. Кроме того, участие в разработке и реализации планов устойчивого развития учит детей налаживать партнерские связи, выявлять основные проблемы, существующие в школе, и решать их с помощью взрослых. «Не надо забывать, — подчеркнула она, — что сегодняшние школьники завтра будут принимать решения, в том числе в области устойчивого развития».
Именно для молодежи и реализуется совместный проект Академии последипломного образования, Минского международного образовательного центра, Белорусского комитета «Дети Чернобыля» и Международного образовательного центра Дортмунда (ФРГ) «Местные повестки-21 в школах», направленный на устойчивое развитие школ и местных сообществ. Инициативу поддержали учебные заведения в Минске, Новополоцке, Борисове, деревне Камень Воложинского района и деревне Гребень Червенского района. В чем же заключается процесс создания и реализации своей школьной повестки? Схематично он выглядит так. В школе собираются все заинтересованные члены местного сообщества – учителя, ученики, родители, выпускники, представители городской администрации. Они обсуждают конкретные темы, которые затем трансформируются в проекты. Чтобы выявить проблемы, предварительно проводится опрос и анкетирование. В результате инициативная группа ставит на повестку дня реализацию таких проектов, как, например, оборудование кабинета биологии XXI века, увеличение видового разнообразия декоративных растений на пришкольном участке, создание возле школы зоны отдыха, омоложение яблоневого сада, замена окон в здании школы… Дети и учителя определяют потребности своих школ в области устойчивого развития и ищут пути их удовлетворения. Оценивают свои сильные и слабые стороны, угрозы и возможности. Обязательно обосновывают, что конкретно улучшится в жизни каждой группы участников.
Как реальный пример эффективности проектной деятельности Ирина Ластовка привела работу в Экологической гимназии № 19 г.Минска. В феврале прошлого года на общем собрании заинтересованных лиц там было предложено 18 новых проектов. Большинство из них осуществились в очень небольшие сроки, и сейчас не завершены всего 2--3 проекта. Пионером в области осуществления Местных школьных повесток можно назвать Новополоцкую среднюю школу № 12. В рамках Школьной повестки, разработанной еще в 2002 году, здесь были реализованы такие проекты, как «Создание экологического клуба в начальной школе -- детском саду № 1», «Создание природной экосистемы (небольшого водоема) на пришкольной территории», «Организация сбора макулатуры и других видов вторсырья». Также новополочане организовали оказание платных медицинских услуг населению микрорайона, спортивно-оздоровительные мероприятия для шефов и спонсоров, досуг для учителей.  На основе первых проектов в 2003--2007 годах учителя и ученики СШ № 12 г.Новополоцка предложили новые: «Зеленый щит микрорайона», проект благоустройства пришкольной территории, проект работы летнего пришкольного оздоровительного лагеря… С 2002 по 2007 годы в работе по реализации Школьной повестки в Новополоцке приняли участие более 450 человек. Это не только ученики, педагоги и родители, но и представители партнерских организаций, спонсоры и т.д. Очевидно, что в результате реализации проектов улучшилась не только жизнь школы, но и всего микрорайона. «Проект «Местные повестки-21 в школах» — шаг к устойчивому развитию сначала отдельных школ, затем регионов, -- отмечает Ирина Ластовка. -- Задача «Школьных повесток» как раз и состоит в том, чтобы показать, как много можно сделать в повышении качества жизни школьных сообществ исходя из реальных возможностей, учитывая интересы всех членов и не нанося ущерба окружающей среде».
Одна из авторов издания «Школьные местные повестки: первые шаги в Беларуси» Надежда Самерсова отметила, что пока педагогам не хватает информации о возможностях проекта «Местные повестки-21» и отсутствие его в каких-либо учебных планах. Однако, по словам специалиста, в Академии последипломного образования уже разрабатывается программа повышения квалификации по устойчивому развитию и Местным повесткам-21. «Находится в стадии подготовки и учебно-методическое пособие для школ по той же теме, которое будет опубликовано как минимум под грифом Академии последипломного образования», -- рассказала Надежда Самерсова.
В Германии сегодня более 2500 местных сообществ имеют свои местные повестки, которые позволяют успешно реализовывать принципы устойчивого развития. Сможет ли и Беларусь использовать эту возможность изменить к лучшему окружающий мир своими силами?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter