Повестка дня для будущей работы. Пресс-конференция Президента России Дмитрия Медведева.

Состоявшаяся на прошлой неделе пресс-конференция Президента РФ продолжает обсуждаться как российскими, так и зарубежными СМИ. Примечательно, что встреча прошла в Московской школе управления «Сколково», которая, как отметил президент, «для меня особая площадка, имеющая знаковое, серьезное значение, потому что именно здесь развиваются новые технологии, именно здесь был создан Сколковский университет, Сколковская школа, здесь будет инновационный центр».

Обратим внимание на экономические аспекты, затронутые Д. Медведевым в ходе пресс-конференции.
Говоря  о степени необратимости модернизации в стране, глава государства заметил, что «мы не должны исходить из того, что модернизация – это раз и навсегда данные какие-то рамки». Самое главное в этом процессе – добиться нового качества развития страны. По словам президента, «модернизация должна продолжаться, и я уверен, что те пять приоритетов, которые мною были обозначены, сохраняются в качестве таких технологических, но очень важных направлений работы. По всем этим направлениям есть государственные и правительственные программы, они финансируются, они выполняются».
Что касается непосредственно «Сколково», то Д. Медведев подчеркнул, что это не единственное место, куда нужно вкладывать деньги, потому что этот инновационный центр является  «важнейшим звеном модернизации, важнейшим, но, конечно, не единственным». «И я не исключаю того, что мы будем создавать представительства, филиалы, какие-то дочерние структуры «Сколково» в разных местах, тем более что существуют технопарки, существуют другие инновационные структуры, где, по сути, уже сегодня эти процессы идут. Важен вектор. И в этом смысле «Сколково» и есть этот вектор».
Когда речь зашла о развитии села, президенту было предложено ввести своим указом мораторий на банкротство сельскохозяйственных товаропроизводителей на период выполнения Доктрины продовольственной безопасности. А кроме того, освободить по примеру Китая сельхозпроизводителей от всех видов налогов.
Д. Медведев сказал, что ему «удалось почувствовать нерв жизни нашей деревни», где проживает более 30 процентов населения страны, и «об этих людях нужно заботиться и в то же время создавать им нормальные условия для того, чтобы они трудились». Был сделан неплохой задел – принята программа развития села, развития агропромышленного комплекса. Однако по интересам селян сначала ударил кризис, а в прошлом году еще и засуха. Были приняты оперативные меры для того, чтобы выжили наши хозяйства. «Не было юридического запрета на банкротство, но фактически было дано простое указание, по сути, использовать этот самый мораторий… Практически все живые хозяйства были перекредитованы и получили отсрочки по платежам». Д. Медведев констатировал, что наше сельское хозяйство пока не конкурентоспособное, а потому «ему нужно помочь, нужно создать такие условия, когда наши аграрии – те, кто занимается растениеводством, те, кто занимается животноводством, и те, кто занимается переработкой, – будут конкурентоспособны по отношению к иностранным товаропроизводителям, иностранным труженикам».
Отвечая на вопрос об экономическом развитии северокавказских республик и когда они перестанут быть дотационными, глава государства подчеркнул, что «развитие северокавказских республик является одним из наших приоритетов именно потому, что ситуация там все-таки существенно сложнее, чем на других территориях». Это прежде всего связано с «большим количеством безработных, особенно среди молодежи. В ряде республик это 30–40 процентов. Это провоцирует самые тяжелые, самые негативные процессы, включая, конечно, и экстремизм, уход молодежи в бандитские подполья, непримиримость позиций и так далее. Поэтому мы и вкладываем туда деньги, считаю, что это абсолютно правильно. Когда мне говорят, что нужно перераспределить эти деньги как-то иначе, это близорукая позиция».
По словам президента, «дотации – это временная мера, но они сохранятся до тех пор, пока там не начнет работать конкурентоспособный частный или государственный промышленный сектор и не начнет работать нормальная сфера услуг. В этом смысле кавказские республики очень неплохо, на мой взгляд, смотрелись бы в смысле точек для развития туризма».
Говоря о курсе, взятом государством на переведение  общения с гражданами в электронную форму, Д. Медведев рассказал журналистам, как во время недавнего визита в Сингапур ему было предложено зарегистрировать компанию, что он и сделал, затратив на процедуру семь (!) минут. «Нам к этому нужно стремиться, нам нужно стремиться к тому, чтобы в повседневной жизни использовались такие технологии, чтобы легко было получить свидетельство о праве собственности, зарегистрировать необходимые документы, договоры – для того чтобы общение с бюрократическими инстанциями проходило через компьютер, через айпад, чтобы не нужно было выстаивать в очереди. Это стратегический курс, и это полностью укладывается в концепцию модернизации».
У Д. Медведева поинтересовались, какую позицию занимает Российская Федерация в отношении евроинтеграции Украины, в частности создания зоны свободной торговли с ЕС, а также цены на газ для Украины. На это президент заявил, что его «нисколько не смущает европейская интеграция Украины. В конце концов это суверенная страна, и вам выбирать, куда интегрироваться: хотите – в Евросоюз, если вас там ждут, а хотите – в другие места. Единственное, что могу сказать абсолютно точно: если Украина, например, выберет европейский вектор, то ей, конечно, будет труднее находить какие-то развязки в рамках Единого экономического пространства и Таможенного союза, в котором принимают участие Россия, Казахстан и Беларусь, потому что это другое интеграционное объединение. Нельзя быть везде – или там, или там. Это должны понимать все, в том числе и мои украинские друзья и коллеги: нельзя сидеть на двух стульях, нужно делать какой-то выбор»
Что касается цены на газ, то она  формируется по известным экономическим законам на основании адаптированных и общепринятых формул – эти цены и должны применяться. В то же время Д. Медведев заметил, что могут быть использованы различного рода интересные экономические проекты, которые, будучи реализованы, могут смягчать эту ситуацию. «То есть, иными словами, здесь нет упертой позиции, что только такая цена – и всё, предложите то, что вы считаете правильным, и мы будем готовы рассмотреть эти варианты. Но до того, как одобрены какие-то крупные форматы сотрудничества, действует то соглашение, которое было подписано несколько лет назад. Договоры должны исполняться, это очевидно», – подытожил президент.
Серьезная проблема – отток населения с Дальнего Востока. Д.  Медведев считает, что для того, чтобы «закреплять людей», необходимо «создавать новые рабочие места, создавать новые точки роста, бизнес развивать, платить нормальные деньги. Только в этом случае молодежь будет оставаться, никто не будет уезжать, все будут жить с удовольствием. Программы, которые созданы и которые действуют, будут и дальше финансироваться, в том числе и программа развития Дальнего Востока. Во-вторых, нам нужны нестандартные меры, позволяющие в большей степени сплачивать нашу страну, включая возможности поездок в европейскую часть нашей страны, чтобы эти поездки, все эти коммуникации были проще и легче. На это тоже не следует жалеть денег».
По словам блоггеров, «Интернет на сегодня беззащитен перед атаками хакеров, различных киберпреступников». В ответ на это Д. Медведев сообщил, что у правоохранительных структур должен появиться инструмент, и юридический, и технологический, для того чтобы определять «авторов соответствующих атак и привлекать их к ответственности. …Представители интернет-сообщества встретятся по моему поручению с руководством МВД и ФСБ и обсудят юридические и организационные механизмы, которые можно было бы здесь выработать».
В заключение Д. Медведев ответил на вопрос о главных достижениях и неудачах за три года его президентства.
К очевидным удачам и важным достижениям этих трех лет президент отнес то, что в «самый сложный период развития нашей страны за последние десять лет, в период глобального финансового кризиса, роста безработицы, мы не потеряли нить развития страны. У нас сохранились все основные программы, не произошло драматического ухудшения положения людей, наоборот, мы достаточно быстро восстановились и двигаемся вперед. …У нас нет тех процессов, которые сегодня существуют в финансовой сфере Испании, Португалии, Греции. И очень важно, что мы смогли консолидироваться в этот сложный период».
Что касается неудач, то, по словам президента, «мы не добились кардинального улучшения положения наших людей. Мы развивались, но развивались не так быстро, как нам бы хотелось. Мы занимались решением социальных вопросов, но у нас еще очень много проблем: у нас высока бедность, у нас есть люди, которые живут за границей соответствующих критериев, их приблизительно 13 процентов. Это много для такой страны, как наша, хотя, напомню, еще некоторое время назад их было около 30 процентов. Тем не менее это очень серьезная повестка дня. Мы не смогли диверсифицировать ситуацию в экономике так, как нам бы хотелось. Мы не смогли уйти от сырьевого роста. Мы не смогли изменить в достаточной мере инвестиционный климат. Это не повод для того, чтобы предаваться унынию, но это повестка дня для будущей работы».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter