Повесть о настоящем человеке.

Отрадно, что и сегодня люди творчества не теряют интереса к героическому прошлому своего народа.

Отрадно, что и сегодня люди творчества не теряют интереса к героическому прошлому своего народа.

Уроженец Гомельщины дважды Герой Советского Союза летчик Павел Яковлевич Головачев в годы войны совершил 457 боевых вылетов, провел 125 воздушных боев, лично сбил 30 самолетов гитлеровцев. Его именем названы улица в г. Гомеле, Гомельский государственный профессиональный строительный лицей, совхоз на родине Павла Яковлевича – в Буда-Кошелевском районе. В райцентре установлен бюст дважды Героя. А в прошлом году журналист Валерий Алешко посвятил бесстрашному летчику свою документальную повесть «Крылья» (Минск, «Смэлток»). Признаюсь, до ее прочтения я непростительно мало знал об этом прекрасном и героическом человеке, тем отраднее было знакомство с книгой. Не менее порадовало и то, что и в наше прагматичное время люди творческие не теряют интереса к героической истории своего народа.

С автором повести я знаком давно, с университетской скамьи. Читал его предыдущие литературные опыты «Тебя отвергают свои» – о разведчиках «Красной капеллы», «Узнавая отца» и «Дорогами войны» – об отце автора, враче прославленного 523-го ИАПа разведчиков. Но если в них он состоялся больше как журналист, то в данном случае – как писатель. Автор прослеживает весь путь летчика Павла Головачева – от Гомельского аэроклуба, летного училища в Одессе до победных дней 1945 г. в Германии, живописует его боевых товарищей, в числе которых были дважды Герои Амет-Хан Султан, В. Д. Лавриненков, А. А. Алелюхин и другие выдающиеся летчики.

Звезды Героя давались нелегко. К чести автора повести, он объективно показывает, с какими искушенными в воздушном бою немецкими асами имели дело советские летчики. Вот один из них – Вернер Мельдерс, который отличился в Испании и к 15 июля 1941 г. превысил планку в 100 сбитых самолетов. А Ханс-Ульрих Рудель продолжал штурмовки на своем самолете даже после того, как сам фюрер запретил ему боевые вылеты из-за тяжелого ранения и ампутации ноги. Дурацкое оглупление немцев некоторыми авторами как бы понижало цену нашей победы.

В книге четко прослеживается и гражданская позиция автора, его личное отношение к событиям минувшей войны. Вызывает уважение знание сугубо «сухопутным» автором техники летного дела. Хотя это неудивительно: автор с детства рос и воспитывался в летной среде, в советских авиагородках...

Конечно же советские летчики не только гонялись за «фрицами» в небе. Они любили, расставались, «приземлялись за столом». Знаю, что показать эту стороны жизни героев-летчиков более рельефно также входило в планы автора, но пока оставлено на потом.

В последние годы своей жизни Павел Головачев, генерал-майор, продолжал службу в родной Беларуси. Был вхож в высокие властные круги. В книге Валерия Алешко приводится малоизвестный факт о том, как Головачев спас жизнь Петра Мироновича Машерова. Первый секретарь ЦК КПБ присутствовал на военно-полевых учениях вдалеке от Минска, когда внезапно почувствовал сильное недомогание. В сложнейших метеоусловиях, когда Минск не принимал и не выпускал самолеты, Головачев сам сел за штурвал и доставил Петра Мироновича Машерова к докторам, которые оказали ему необходимую медицинскую помощь.

Книга Валерия Алешко вышла в свет в 2011 году – через 70 лет после начала Великой Отечественной войны. Выросли поколения людей, не знающих ее ужасов и беспримерного героизма защитников Родины. Поэтому, думается, литературное подвижничество Валерия Алешко не должно остаться незамеченным.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter