Николай Киселев спас свыше 200 евреев в ноябре 1942 года

Повесть о благородном человеке

Хотя с момента окончания Второй мировой войны прошло не одно десятилетие, события тех далеких лет по–прежнему привлекают внимание и продолжают изучаться историками. Более того, есть темы, которые только недавно начали фундаментально исследоваться. К их числу относится Холокост на оккупированной нацистами территории Восточной Европы и бывшего СССР. Так, в Беларуси установлено свыше 500 мест, где гитлеровские преступники уничтожили, по данным различных источников и исследователей, от 600 тысяч до 1 миллиона евреев — белорусских и депортированных из Германии, Австрии, Польши, Чехии и других стран Европы.



Почти детективный сюжет


В 2003 году, занимаясь в Национальном архиве поисками материалов об участии евреев в партизанском движении Белоруссии в годы Великой Отечественной войны, я обнаружила письмо политрука Николая Яковлевича Киселева, направленное в 1944 году первому секретарю ЦК КП(б)Б П.Пономаренко. В этом письме Киселев рассказывал о своей партизанской деятельности, кратко описывал вывод через линию фронта в 1942 году группы евреев, сумевших спастись из гетто Вилейского района Минской области, о подпольной организации в деревне Илья, в которой активно и самоотверженно работали и местные евреи. Постепенно в архиве отыскались еще письма Н.Киселева, адресованные другим руководителям партизанского движения в Белоруссии и датированные 1945 — 1946 годами. В них он доказывал, что партизаны под его руководством вывели из оккупированной зоны группу евреев, жителей деревень Долгиново и Илья. Однако в документах партизанской бригады «Народные мстители», руководство которой, по словам автора писем, направило его с евреями через линию фронта, о таком переходе нигде не упоминалось.

Прошло более года. И никакой информации. Я уже начала поиски уроженцев деревень Долгиново и Илья через белорусское землячество в Израиле, как вдруг в мае 2003 года в минский музей истории и культуры евреев Беларуси, который я тогда возглавляла, зашел немолодой посетитель — элегантный, подтянутый мужчина, говорящий по–русски с заметным акцентом. Видя его заинтересованность, поинтересовалась, откуда приехал гость. Он ответил, что из США, но до войны жил в небольшой деревне Долгиново километрах в ста от Минска. Я сразу же спросила: знакома ли ему фамилия Киселев? Мой собеседник мгновенно изменился в лице: «Я и моя семья обязаны этому человеку своим спасением...»



На следующий день Шимон Хевлин, так звали долгиновского уроженца, почти пять часов взволнованно рассказывал мне историю своей семьи и других евреев из Долгиново в 1941 — 1942 годах. Именно с его слов передо мной впервые предстал образ человека, который сумел вывести большую группу евреев, в основном женщин, детей и стариков, через линию фронта. Этим человеком был Николай Киселев.

И тем не менее по–прежнему не хватало главного — официальных архивных документов (не принадлежащих Н.Киселеву), подтверждающих то, что данное событие действительно произошло.

Но настойчивость, как всегда, побеждает. Сначала обнаружились ответы если не на все, то на многие вопросы в Москве, в архиве Министерства экономического развития и торговли (бывшее Министерство внешних сношений). Затем уже в нашем Национальном архиве наконец удалось отыскать приказ Белорусского штаба партизанского движения от 14 января 1943 года о награждении денежной премией 8 партизан под руководством Н.Киселева за «вывод из немецкого тыла 210 еврейских семей».

И все же ставить точку в этой удивительной истории было рано. Не давал покоя вопрос: зачем столько писем разным адресатам из руководства партизанским движением писал Н.Киселев об одном и том же — о своей деятельности в Белоруссии, о руководстве подпольной организацией в деревне Илья и о переходе с евреями? Что хотел доказать?


Николай Киселев с женой Анной и дочерью Таней. 1947 год

Краткая история перехода


В 2006 году в Израиле мне удалось встретиться с теми, кто шел вместе с Киселевым. Эти люди поделились воспоминаниями о том, как им удалось спастись из гетто и как они, вместе с Киселевым, пересекали линию фронта.

На границе Витебской и Калининской областей, в партизанской зоне, действовало свободное «окно» шириной в 40 километров, которое немецкой армии не удавалось закрыть. Так называемые Витебские (Суражские) ворота позволяли перебрасывать с Большой земли партизанам оружие, а обратно вывозить раненых, больных партизан. Даже продукты собирали на партизанских территориях и переправляли в Москву.

Вот руководство партизанской бригады и решило использовать эти ворота для вывода большой группы евреев из лесов. Но в бригаде «Народные мстители» никто из командиров не соглашался возглавить такой переход, и лишь Николай Киселев не стал возражать. Со своей стороны руководство бригады пообещало за успешное завершение операции наградить руководителей перехода званием Героя Советского Союза, а партизан, в этом участвующих, орденами: требовалось преодолеть около 1000 километров по территории, занятой фашистскими войсками.

Группа передвигалась ночами, по лесным тропам, очень медленно — пожилые, женщины, маленьких детей несли в мешках. Днем лежали, не шелохнувшись, в лесу, а уже наступали холода. Возникла огромная проблема с питанием. Очевидцы рассказывают, что в эти тяжелые дни Николай Яковлевич не просто выполнял приказ, а всячески старался помочь людям, которые доверились ему. Он мог в любой критический момент просто бросить их, но доброта, порядочность и человеколюбие не позволяли поступить подобным образом. Кроме того, сами евреи, участвующие в переходе, показали такое стремление к спасению, жизнелюбие, стойкость и выдержку, что, несмотря на жуткие условия, должны были победить и остаться жить.

При входе в партизанскую зону на границе с Россией группе чудом удалось ускользнуть от начинавших наступление гитлеровцев. 28 сентября, в день, когда группа уже прошла через ворота, немцам удалось их захлопнуть. Только благодаря мужеству, честности и порядочности Николая Киселева все удачно завершилось. И в конце ноября 1942 года группа, в которую собрали свыше 200 евреев из семейных лагерей, под руководством Н.Киселева и еще семи партизан перешла линию фронта в районе Торопца Калининской области, откуда всех эвакуировали в Среднюю Азию и Башкирию.


Кто же он, Николай Яковлевич Киселев?


Родился в деревне Богородское недалеко от Уфы в 1913 году в семье крестьянина. До войны окончил в Ленинграде Институт внешних сношений и стал работать в Москве. В 1941 году добровольцем пошел на фронт. Под Вязьмой контужен, попал в плен, бежал, так оказался в белорусской деревне Илья, где организовал подпольную группу, которая активно помогала партизанам. В марте 1942 года, опасаясь ареста, ушел к партизанам, где Николаю Киселеву поручили собрать отряд из людей, скитавшихся по лесам, — бывших военнопленных и евреев, бежавших из гетто. Так возник партизанский отряд «Победа», вошедший в бригаду «Народные мстители». Постепенно к отряду прибились люди из еврейских семейных лагерей — дети, старики и женщины, чудом спасшиеся из гетто небольших местечек и деревень. Они сковывали действия партизан и могли привлечь внимание оккупантов. Поэтому руководство бригады «Народные мстители» поручило Киселеву вывести еврейские семьи через линию фронта на советскую территорию.

После успешного завершения перехода Киселев в партизанский отряд больше не вернулся: долгое время ему пришлось лечиться в госпиталях от последствий контузии и ранений.


После войны


И вот после освобождения Белоруссии в 1944 году Николай Киселев начал обращаться к руководству белорусских партизан с напоминанием о награждении. Ведь, сражаясь под Москвой, получив там тяжелые ранения и контузии, будучи в партизанах, к концу войны он не имел ни одной награды. Но все усилия и ходатайства его и комиссара перехода Н.Рогова ни к чему не приводили. Лишь в 1948–м Н.Киселев получил орден Отечественной войны I степени. Но не за вывод людей через линию фронта и спасение их от гибели, а за подпольную работу в деревне Илья. Честный, благородный, необычайно скромный человек, Николай Яковлевич не афишировал свою партизанскую деятельность, поэтому многие десятилетия никто и не знал об удивительном Марше жизни.

В партизанском отряде «Мститель» Николай Киселев познакомился с молодой и красивой девушкой Анной Сиротковой, уроженкой Минска, после войны они поженились. В 1946 году Н.Киселев окончил Академию внешней торговли СССР. В его послужном списке различные должности, связанные с внешней торговлей. В 1966 году награжден медалью «За трудовую доблесть». В 1974–м Николай Яковлевич Киселев вышел на пенсию, и в тот же год внезапно умер.

За спасение с риском для жизни большой группы евреев по представлению музея истории и культуры евреев Беларуси и Республиканского фонда «Холокост» в 2005 году Институтом Катастрофы и Героизма еврейского народа (Иерусалим) Николай Яковлевич Киселев награжден (посмертно) званием «Праведник народов мира».

В 2014 году в честь Н.Киселева назван один из московских скверов.

За спасение семьи Хевлиных звания «Праведников народов мира» (посмертно) также удостоены жители деревни Слобода Вилейского района Гаранины — Анна, Петр и их сын Федор и житель деревни Замошье Юлиан Курьянович.

Обо всей этой удивительной истории написана книга, которая уже подготовлена к изданию.

Инна ГЕРАСИМОВА, кандидат исторических наук.

Минск.

Советская Белоруссия № 55 (24937). Пятница, 25 марта 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter