Поверх барьеров

Пандус под острым углом
Пандус под острым углом

О жизни инвалидов–колясочников в разных городах Беларуси, о необходимости создания «безбарьерной среды» «СБ» писала не раз. Но в редакцию по–прежнему поступают письма и телефонные звонки от людей с ограниченными возможностями, сетующих на то, что проблем у них меньше не становится. Возьмем, к примеру, колясочников из Могилева...

После аварии могилевчанка Ирина Можарова 5 лет провела в домашнем заточении. Спуститься в одиночку на инвалидной коляске с четвертого этажа «хрущевки» девушка со сломанным позвоночником не могла. «На свежий воздух меня раз в год выносили соседи, — вспоминает Ирина, ныне возглавляющая могилевскую городскую организацию «Республиканская ассоциация инвалидов–колясочников». — Пока я не переехала в квартиру на первом этаже». Увы, и после этого самостоятельно выбраться во двор она не может. 8 ступенек от своей двери до улицы для нее непреодолимое препятствие. Да и езда по пандусу у подъезда — чистый экстрим: спуск пологий, обрывается внезапно, нет поручней. Если ехать одной, можно покалечиться. И таких халтурных приспособлений в Могилеве немало.

— Проблемы с передвижением по городу знакомы, наверное, всем колясочникам, — вздыхает Ирина. — Нам обещают, что нормальные пандусы будут на почте, в аптеке, поликлиниках, магазинах, а дальше слов дело не идет. Но даже если они там появятся, какой в них смысл, если мы не можем выбраться из собственных подъездов?

В Могилевском городском объединении «Белорусское общество инвалидов» подтверждают: передвигаться по городу без сопровождающих невозможно. «Есть программы, призванные улучшать жизнь инвалидов, но с их исполнением дело обстоит скверно. У колясочников нет доступа даже в областной и городской исполкомы, — сетует председатель объединения Игорь Балакшин. — В здании городской мэрии пандус, правда, есть, но без поручня инвалиду самому на него не въехать... Нужны инвалидам и центр реабилитации, и социальное такси, оборудованное специальным подъемником. По Минску, к примеру, такие машины бегают».

«Микроавтобус «Мерседес–Спринтер» со спецподъемником появился в прошлом году в Бобруйске. В других городах пандусов больше, чем у нас, — обижаются могилевские инвалиды–колясочники. — Среди объектов, которые для нас вне зоны доступа, — вузы, магазины, поликлиники, спортучреждения. В городе проходят республиканские и международные соревнования среди колясочников, а в Дом спорта нам не заехать. Из–за того что в поликлиниках, за исключением 10–й, нет пандусов, мы вынуждены отказываться от услуг массажиста. Массажисты из поликлиники на дом не ходят, частник за сеанс общего массажа берет 10 долларов, а нам таких сеансов нужно минимум 10».

О нормальных дорогах, низких бордюрах, не для галочки сделанных пандусах много лет мечтают могилевчанки Лена и Лиля Платоновы. Сестры, с детства передвигающиеся в инвалидных колясках, знают, что такое «полоса препятствий». Асфальт во дворе — то яма, то канава, поэтому колеса частенько лопаются. Случались и ЧП: как–то коляска Лены угодила в яму, девушка упала, поранила руки и лицо. Экстремальная езда двором не ограничивается. Чтобы совершить покупки в торговом центре «Атлант», который рядом с домом, Платоновым приходится покорять 10 крутых ступенек. Кстати, приспособлений для колясок нет не только в «Атланте», но и в новом торговом центре «Максимус». Обещают, что и пандусы, и лифт здесь появятся после завершения второй очереди строительства, а пока для инвалидов доступен лишь первый этаж — продовольственный.

— А вот гомельским инвалидам–колясочникам легче: там большинство магазинов, поликлиник оборудованы пандусами, сами видели, — рассказала мне Лена. — На железнодорожном вокзале есть подъемник со специальной кнопкой, и все бегающие по городу автобусы — низкопольные, забраться в них легко. Мы же в Могилеве, чтобы съездить в центр, с утра звоним диспетчеру, узнаем, когда именно удобный автобус, а не «гармошка со ступеньками» будет на нашей остановке.

Низкопольные автобусы, перила, поручни и пандусы в зданиях системы здравоохранения, торговли, образования и культуры согласно целевой программе «Безбарьерная среда жизнедеятельности физически ослабленных лиц» должны появиться в Могилеве (да и не только в нем) до 2010 года.

— Есть распоряжение: пандусы делать во всех новостройках, — констатирует начальник отдела архитектуры Могилевского горисполкома Сергей Воронец. — Если из–за особенностей расположения, плотности застройки такой комфорт невозможен, проектировщики обязаны это компенсировать. Например, установить на здании магазина кнопку вызова продавца. Строящиеся учреждения торговли, здравоохранения, культуры должны быть снабжены лифтами. Что до старых зданий, то они будут «прирастать» пандусами постепенно, по мере ремонта или реконструкции. По программе «Безбарьерная среда» также переделываем съезды на тротуарах, пешеходных переходах, они станут более удобными для колясок за счет понижения бортов.

Хватит ли четырех лет на создание в Могилеве «безбарьерной среды»? Не натолкнется ли благое дело на банальный «барьер» дефицита средств? Очень хочется верить, что нет. Согласитесь, из–за проблем с передвижением инвалиды–колясочники не должны «выпадать» из жизни.

Фото Николая ТИТОВА.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter