Поверить алгеброй гармонию

В лидеры шоу–бизнеса все чаще приходят не мальчики и девочки с музыкальным образованием, а выпускники технических вузов...

В лидеры шоу–бизнеса все чаще приходят не мальчики и девочки с музыкальным образованием, а выпускники технических вузов. За примерами далеко ходить не надо: химик Дима Колдун, зоотехник Дмитрий Кочаровский, выпускник БНТУ Иван Вабищевич (Дядя Ваня). Композитор Олег Елисеенков давно положил глаз на технарей. Теперь каждый год обязательно заседает в жюри вокального конкурса Белорусского национального технического университета, высматривает таланты. «Неужели есть математическая формула успеха на сцене», — спросил я у музыканта...


— Когда Колдун дошел до финала на «Евровидении» — это было просчитано?


— Продумано! В свое время я делал с Финбергом в Молодечно авторский концерт и предложил Михаилу Яковлевичу: «Давайте толкнем Колдуна на сцену с моей песней. Пусть попробует выступить перед двадцатитысячной аудиторией». Финберг — человек осторожный, он сомневался, а я все–таки Диму отправил на передовую. И у него получилось! Все остальное — «Фабрика звезд», «Евровидение» — было продолжением истории, начатой в Молодечно.


— А в БНТУ приметили уже талант, который бы взялись «толкать»?


— Там учатся 18 тысяч студентов — это примерно город размером с Воложин. Есть из кого выбирать! Несколько лет смотрю здесь конкурс песни, меня не перестает удивлять, что собирается полный зал людей, не имеющих музыкального образования. И реакция публики полностью совпадет с моей профессиональной оценкой. В этом году победила студентка первого курса автотракторного факультета Ольга Стрижеус — девушка довольно крупной стати. Похожа на певицу с Мальты, которая выступала на одном из прошлых «Евровидений».


— Может, ее в следующем году и отправим защищать честь страны?


— Она впечатлила меня во всех смыслах. Я бы как продюсер такую певицу послал прямо сейчас в Осло! После утонченных и стройных красавиц она покорила бы публику: у нее есть обаяние, хороший голос.


— Значит, точные науки утонченному творчеству не помеха?


— Казалось бы, технарям только рок подавай и «Ляписа Трубецкого». Ничего подобного! Оказывается, это люди, которые разбираются в музыке, могут отличить хорошее от плохого. Технический склад ума не мешает продвижению в искусстве. Может, не все знают, что в Средние века музыка относилась не к искусствам, это была точная наука. Помните, у Пушкина фразу в «Моцарте и Сальери»: поверить алгеброй гармонию? В мелодии все подчиняется законам симметрии, математики. Поэтому если у человека, кроме таланта, есть аналитический ум, это делает его натуру шире. Напомню, что многие композиторы из знаменитой «Могучей кучки» не являлись профессионалами. Бородин, который написал оперу «Князь Игорь», был химиком, соратником и зятем Менделеева, выдающимся ученым, лишь в свободное от работы время писавшим гениальную музыку.


— А что такое вообще гениальная музыка? Вы как–то проговорились, что не любите хит «А я лягу–прылягу»...


— Большинство людей всегда признавали эту песню хитом. Но в какое–то время я так не думал — каюсь. Для меня хитами были «Богемская рапсодия» Queen, рок–опера «Иисус Христос — суперзвезда». Я стилистически не воспринимал ничего иного. Но с возрастом перестал носить «стилистические» очки и с тех пор стараюсь понимать любую мелодию.


— Может, о качестве музыки должны судить не композиторы, а те, кто ее продает и покупает?


— Качество и продаваемость не всегда ходят рядом. Увы, мы осознаем ценность своих хитов в течение десятилетий. Когда песня сорок лет на слуху — тогда признаем: да–а–а, она классная! Это как фары ближнего и дальнего света. Так вот, мы светим только фарами ближнего света. Мол, давайте нам хит здесь и сейчас. А нужно понимать, что есть песни, которые светят далеко, а есть те, что светят близко. Есть песни, которые должны быть и хитами–однодневками. Без однодневок не будет сегодняшней эстрады. Помните хит Ханка «Потолок ледяной»? Ну вроде бы абсолютная однодневка, а вот прошло сорок лет с момента ее написания, она сто раз уже перепета, а кажется, что сочинена только вчера. Хотя, как бы мы ни рассуждали, очевидно, что вердикт выносит публика, голосуя рублем.


— Вот именно. Бесплатно поет только птичка. Что вы можете предложить девушке из БНТУ, чтобы она бросила автотракторную карьеру и перешла на большую сцену?


— Ко мне приходят и спрашивают: «А сколько стоит ваша песня?» Я всегда предлагаю сесть и поработать вместе. Может, я услышу ваш голос и буду вынужден еще заплатить, иметь удовольствие работать с таким великим гением, как вы. Хотелось бы найти артиста, которого бы не только приходилось тащить, но который был бы сам моторчиком — тогда ехали бы вместе с удвоенной скоростью. И тогда бы получались прорывы.


— Вы помогали Солодухе, Елфимову, ДиДюЛе пробиваться на сцену. И что же? Какая вам отдача?


— Александр как–то сказал мне: «Олег! Ты же делал то, чем теперь занимаются продюсеры». Но когда мы работали с Солодухой, еще слова «продюсер» не было.


— Как это называлось?


— А никак! Это считалось сотрудничеством певца и композитора. Между ними был посредник, который регулировал финансовые вопросы, — государство. У нас был замечательный тандем: «Песняры» и Игорь Лученок. Лученок ходил с песнями по ЦК, по радио, особенно в Москве, — тоже проталкивал.


— Я удивляюсь: почему же все вы, замечательные композиторы, не живете на проценты от своих звезд?


— Потому что законодательства о продюсерстве в советское время не существовало. А в наше время еще не сложилась традиция продюсирования.


— Как же? Есть продюсеры, они занимаются своими проектами.


— Но сложно сказать, зарабатывают ли эти продюсеры на своих артистах большие деньги. Однако эти люди должны быть немножко чокнутыми, думать в первую очередь о деле, а не о деньгах. Если думать только о прибыли, вряд ли что–то получится.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter