Чем живет белорусский киберспорт

Повелители мыши

Для неподготовленного посетителя это выглядит как дверь в другое измерение. Десятки болельщиков, обсуждающих и бурно реагирующих на удачные действия любимой команды. Комментаторы, объясняющие замыслы игроков и нюансы стратегии. При этом на огромном экране кинозала всеми мыслимыми способами уничтожают друг друга фантастические чудовища.

Аудитория киберспорта уже превзошла футбол и хоккей.

Трансляция финального турнира чемпионата мира по Dota-2 собрала 14 полных залов в двух кинотеатрах Минска. Показ соревнований турнира серии “мэйджор” в Куала-Лумпуре — меньше, но недостатка в желающих наблюдать за событиями на компьютерном мониторе размером c киноэкран все равно не было. Более того, по мнению аналитиков, уже совсем скоро киберспорт будет способен не просто занять свою нишу в системе мирового спорта, но и серьезно потеснить позиции классических видов.

Для большинства белорусов все это пока в диковинку, но в мировом масштабе направление происходящих на спортивном рынке процессов очевидно. До включения в олимпийскую программу пока не дошло. Недавно глава МОК Томас Бах вновь заявил, что “компьютерщиков” не будет на Олимпиадах, пока в играх будут присутствовать насилие и дискриминация. На экранах, действительно, стреляют и сражаются с соперниками всеми мыслимыми способами. При этом ничуть по поводу оценки МОК не переживают. По данным одного из крупнейших инвестиционных банков — Goldman Sachs, к 2022 году аудитория киберспорта обгонит аудитории НФЛ и НБА. Еще через 5 лет — футбол. Причем речь не только о тех, кто сам берет в руки компьютерную мышку, но и о тех, кто готов просто наблюдать за игрой профессионалов. В конце концов, в футбол ведь тоже можно не только самому играть, но и смотреть его по телевизору. Один из лучших киберигроков мира — 21-летний Цзянь Цихао — начиная с нынешнего сезона красуется на рекламных постерах “Найк”. Или вот еще аргумент: в некоторых азиатских и даже российских вузах открываются учебные программы по киберспорту, введены специальные стипендии. Егор Малыженков — директор по коммуникациям Белорусской федерации киберспорта — объясняет, что мировые тенденции постепенно добираются до Беларуси.

— Мы теперь уже не просто организуем показы где-то в барах. Во время трансляции финала чемпионата мира постарались делать сопутствующее шоу. Были боди-арт, игровые зоны, аквагрим... Потенциально на показ крупнейших мировых киберспортивных чемпионатов по Беларуси можно собрать порядка 10 тысяч человек. Каждый год количество интересующихся такими трансляциями подрастает процентов на 20. Очень серьезная прибавка! Улучшилось и качество трансляций. Если раньше комментировать кто-то запросто мог, условно, сидя дома в трусах, то сегодня даже на чемпионатах Беларуси мы строим студию, привозим передвижную телестанцию. Даже республиканские турниры собирают тысячи просмотров. Причем из них лишь 45 процентов — белорусы. 

Чтобы в полной мере оценить масштаб приводимых цифр, можно вспомнить, что собравшее в нынешнем футбольном сезоне максимальную аудиторию на трибунах брестское “Динамо” довольствовалось 125,5 тысячи зрителей. Средняя посещаемость матчей чемпионата Беларуси по хоккею составляет 879 человек. У хоккейного минского “Динамо” этот показатель чуть превышает 11 тысяч, а телеаудитория матчей КХЛ в прошлом году сократилась на 15% — до 283 тысяч. Егор Малыженков убежден: считать киберспорт конкурентом для классических видов — ошибочно. 

— Как можно говорить, что легкая атлетика может конкурировать с футболом? Аудитория этих видов значительно отличается. При этом с киберспортом еще интереснее: его аудитория достаточно закрытая. Сегодня это — молодые люди, которые выросли на компьютерных играх, но с тех пор повзрослели, уже не играют так часто, но с удовольствием смотрят чемпионаты, болеют за любимые команды. При этом многим банально неинтересен традиционный спорт. Раньше эта аудитория попросту растворялась и терялась как для организаторов, так и для спонсоров. Сегодня ей заинтересовались.

В Беларуси уже есть и свои профессиональные игроки. Не так много, как даже в России или Украине (не говоря уже про Азию), но в нескольких профессиональных командах ребята получают зарплату и участвуют в турнирах. Малыженков заверяет: уже сейчас зарабатывают парни точно больше, чем в среднем по стране. При этом содержание команд, способных бороться за призы топ-турниров, может превышать полмиллиона долларов в год, а ведущие спортсмены, по оценкам аналитиков, уже через 5—7 лет будут зарабатывать больше футболистов. Кстати, многие футбольные клубы уже сейчас выставляют собственные команды в киберспортивных лигах. Так, виртуальные аналоги есть у турецких “Бешикташа” и “Фенербахче”, немецкого “Шальке-04” и до недавнего времени даже у ПСЖ. В России более 30 футбольных клубов держат в штате киберспортсмена, играющего в FIFA. В Беларуси турниры по киберспорту организует брестское “Динамо”, есть “виртуальные” инициативы у Белорусской федерации футбола и хоккейного “Динамо”. Одна из главных причин — достучаться до киберспортивной аудитории традиционными методами — через телевизор или офлайн-рекламу — просто невозможно. 

Одна из главных задач Белорусской федерации киберспорта сегодня, по словам Егора Малыженкова, добиться признания Министерством спорта. Денег компьютерщики не просят, но замечают, что в этом случае организовывать турниры стало бы намного легче. При этом в планах у Министерства образования — проект развития киберспорта есть уже сейчас. До примера Швеции, где в нескольких школах с нынешнего учебного года киберспорт был введен в качестве полноценного учебного предмета, нам пока не дотянуться, но Малыженков убежден, что предложенный вариант сотрудничества также выглядит перспективным.

— Будет организовано несколько групп подростков, которых научат не просто двигать мышкой, а готовить по разработанной специальной программе. Она учитывает и необходимость развития стратегического мышления, и должную физическую подготовку, и психологию. Сейчас программа проходит согласование, чтобы изначально сделать все правильно. Параллельно собирается команда тех, кто будет проводить обучение. Возможно, еще не все до конца понимают, что такое киберспорт, но они чувствуют масштабность этого явления, и поэтому у нас есть шанс не упустить момент и занять свое место в меняющемся мире. В противном случае его займут наши конкуренты.

Легкоатлет Максим Недосеков: “Киберспорт завоевывает мир”
На чемпионате Европы Максим Недосеков завоевал серебро, но успехов добивается и за компьютером.

Разобраться в том, что происходит на экране, для новичка киберспортивного мира непросто даже с помощью комментаторов. При этом виртуальная реальность способна затягивать. Примеров хватает. В том числе и среди представителей классических видов. Увлекающиеся есть и среди футболистов, и в гимнастике, а в легкой атлетике из “теневых геймеров” можно собрать целую команду. Или устроить турнир. Совмещения (порой соревнования и тренировки в виртуальной реальности проходят ночью) нередко сказываются на результатах, и потому один из главных “дотеров” при дворе королевы спорта серебряный призер чемпионата Европы в прыжках в высоту Максим Недосеков на каком-то этапе был все же вынужден сделать выбор в пользу реального мира. Но при этом замечает, что рано или поздно с компьютерщиками придется считаться всем.

На чемпионате Европы Максим Недосеков завоевал серебро, но успехов добивается и за компьютером.

— Серьезно я играю уже года четыре. В последнее время меньше. Как хобби. Чтобы развиваться, претендовать на победу в крупных турнирах, нужно собирать команду таких же игроков, проводить тренировки. Тех, кто готов отдавать этому значительную часть своего времени, пока не так и много. Тренировка легкоатлета длится часа 2—2,5, а в киберспорте можно и часов 10 готовиться, чтобы все детали карт выучить наизусть, адаптироваться к обновлениям, чтобы “замансовать” противника. Когда я в свое время серьезно увлекался, бывало, и свои тренировки переносил. Или вообще мог не прийти — играл. Или вот еще вопрос: что делать, когда турнир в киберспорте и атлетике совпадает по времени? Где выступать?

Эмоциональности и вовлеченности в действо на экране киберспортивным болельщикам могут позавидовать иные футбольные фанаты. Кричалок те, конечно, не скандируют и торсы не оголяют, но зато на происходящее реагируют живо и активно. Максим Недосеков, сегодня сам с удовольствием заглядывающий на такие “трибуны”, объясняет: наблюдать порой бывает даже интереснее, чем играть самому:

— Киберспорт завоевывает мир, и рано или поздно все поймут, что это серьезно. Иначе будет приблизительно, как с появлением электричества продолжить выяснять, какая из керосиновых ламп лучше. Киберспорт во всем мире сегодня интересен все большему количеству людей, и рано или поздно и в Беларуси он выйдет на качественно новый профессиональный уровень. 

komashko@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter