Поцелуй в диафрагму

Существует такая несправедливость.
Существует такая несправедливость. Несмотря на то что любой фильм мы видим глазами кинооператора, его личность всегда остается на заднем плане. Мы запоминаем имена режиссеров и артистов и почти никогда - операторов. Во ВГИКе даже принят профессиональный кодекс: оператор-постановщик и режиссер на съемочной площадке - одинаково значимы. Но это почти ничего не меняет для зрителя. Только профессионал сможет оценить по достоинству полет операторской мысли. Обычный глаз не разглядит нюансов, зритель не догадывается, как ради одного удачного кадра операторы рискуют своей жизнью. Но в конце концов это и есть главная задача кинематографа - стереть грань между выдумкой и реальностью.

Чтобы хоть немного эту несправедливость исправить, я выбрала в собеседники неординарную личность. Кинооператор Анастасия СУХАНОВА более чем за четверть века работы на киностудии "Беларусьфильм" сняла десятки фильмов вместе с такими режиссерами, как Николай Лукьянов, Вячеслав Никифоров, Леонид Нечаев, Маргарита Касымова. Писала сценарии и снимала авторские видеофильмы как режиссер. Стала лауреатом Государственной премии СССР. Преподает на кафедре кинотелеискусства Белорусской государственной академии искусств. Словом, она - человек, знающий о кино практически все.

- Анастасия Александровна, вы работали у самого Лебешева ассистентом. Об этом человеке при жизни ходили легенды. Недавно он, к несчастью, ушел от нас. Давайте вспомним, каким он был замечательным человеком и профессионалом.

- Это счастье и везение, что после второго курса ВГИКа я попала ассистентом оператора к Павлу Тимофеевичу Лебешеву. Мы вместе работали на картине Никиты Михалкова "Свой среди чужих, чужой среди своих". Из всего списка студентов-практикантов он выбрал меня как единственную на курсе представительницу слабого пола. Дело в том, что тогдашние особенности киноаппаратуры требовали прямо-таки женской аккуратности и умения. Нужно было вырезать вручную светофильтры из фолия. Но уже на третий день съемок я работала у камеры вместе с Павлом Тимофеевичем. Ответственность была, конечно, огромная. Но все мы были молоды и буквально жили кинематографом. На мой взгляд, именно фильм Никиты Михалкова "Свой среди чужих, чужой среди своих" стал открытием Лебешева как великого оператора. И, естественно, я горжусь тем, что училась профессии у этого человека.

- А в современном кино есть такие мастера, как Лебешев? Я имею в виду новое поколение операторов.

- Работа на съемочной площадке - процесс сложный и мучительный. От работы каждого звена съемочной группы, будь то механик, ассистент, дольщик, костюмер, реквизитор, зависит результат воплощения творческого замысла режиссера, оператора, художника. Мне повезло, что я начала работать в кинематографе, когда существовала культура фильмопроизводства, когда профессия кинооператора была уважаемой, а изображение на пленке - не только фиксацией происходящего, а творческим процессом. Сейчас, к сожалению, профессионалы никому не нужны, востребованы, как правило, "съемщики": быстро и дешево. В настоящем кино нет случайных планов, каждый кадр задумывается заранее и требует определенной подготовки.

- С какими режиссерами вам было интереснее работать и почему?

- Каждый режиссер, если он действительно режиссер, интересен как творческая личность. С Валерием Пономаревым я работала над белорусскими комедиями "Дебют", "Соседи", "Троянский конь". До сих пор эти ленты знают даже в глубинке, а что может быть дороже любви зрителя? В творческом тандеме с Вячеславом Никифоровым прошло шесть лет жизни, в результате остались весьма высоко отмеченные фильмы "Отцы и дети" и "Большое приключение". С Леонидом Нечаевым получилась очень нежная и зрелищная сказка "Не покидай!", на которой выросло не одно поколение детей и подростков. Я очень люблю дипломный фильм Николая Князева "Безумной страстью ты сама ко мне пылаешь". Картину тепло приняли в России, но, к сожалению, не заметили у нас. Впрочем, если относишься к своей профессии серьезно, то, по крайней мере, для тебя самого нет проходящих фильмов. Так же, как нет неинтересных и некрасивых людей. Просто любое проявление жизни требует индивидуального подхода.

- Поддерживаете ли вы точку зрения, что оператор на площадке равнозначен режиссеру?

- Кино, пожалуй, единственное из искусств, создающее окончательный продукт коллективным трудом. Есть единомышленники - есть результат. Оператор, на мой взгляд, это глаза режиссера.

- Есть ли у вас операторская мечта, которую не удалось еще осуществить?

- Кинематограф, как говорят, это кладбище идей. Если оператору интересно, если он увлечен сюжетом, актерской игрой, то и камера становится "живой", и зритель ее практически не замечает. Конечно, мне всегда хотелось снять классический детектив, но с не меньшим вдохновением я работала и над фильмом для детей.

- С появлением различных компьютерных эффектов в кино работа оператора усложняется или, наоборот, облегчается?

- Оператор никогда не зависел и не будет зависеть ни от компьютерных, ни от каких-либо других эффектов. Несмотря на быстрое развитие техники, смену носителей изображения, всегда нужен профессионал, который умеет выстроить "картинку", которую видит зритель. Я сторонник того, чтобы все закладывать в кадр при съемке, потому что глубоко уверена: ни одна машина не сможет осмыслить идею так, как человек. Технические новшества - лишь инструмент для создания более сложных по замыслу изображений.

- Вы не только снимаете кино как оператор, но также являетесь сценаристом, режиссером, поэтом. Преподаете в Академии искусств. Откуда у вас столько сил для творчества?

- Ответ на этот вопрос, пожалуй, самый легкий. Ни академия, ни тем более поэзия не кормит, к сожалению. А силы, если честно, я имею в виду физиологию, оставляют желать лучшего. Позади 28 лет работы на киностудии "Беларусьфильм", впереди - кто знает, что нас ждет? Когда живешь в общежитии, будучи лауреатом уже не существующей великой страны, становишься философом. Ведь не стены и таблички украшают человека, а человек стены. Тем более что в них прошла вся твоя жизнь.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter