Поможет ли привязка зарплаты к выручке разгрузить склады?

Потрудитесь продать

Что нужно предпринять, какие механизмы задействовать, чтобы сдержать рост инфляции и повысить эффективность работы предприятий? На эти и другие вопросы отвечает декан экономического факультета БГУ Михаил Ковалев.


— Нередко доводится слышать, что необходимо реструктуризировать экономику. Это достаточно болезненный шаг. Мы пошли по другому пути. Вместо шоковой терапии — модернизация предприятий, встраивание их в глобальную рыночную систему. Но не слишком ли медленно мы движемся?


— Главный фактор модернизации экономики, ее конкурентоспособности — это производительность труда. Она должна расти быстрее, чем заработная плата. Мы в этом направлении сделали уже немало. Приведу несколько цифр. За последние двадцать лет нам удалось повысить ВВП по паритету покупательской способности на одного занятого работника примерно с семи тысяч долларов в 1994 году до 33 тысяч в прошлом. Рост почти в пять раз. Значит, движение есть. 

— Но как оценить такие факты: в 2012 году производительность труда выросла на 3,4 процента, а реальная зарплата — на 21,9 процента, в прошлом году — на 2,2 и 15,8 процента соответственно? То есть разбалансировка присутствует?



— Да. И нам надо стремиться к тому, чтобы денежные доходы населения составляли постоянную величину в ВВП, а остальная часть полученного страной шла бы на инвестиции.


— Во вступившем в силу правительственном Постановлении “Об оплате труда работников” показателем его производительности определена выручка от реализации продукции на одного среднесписочного работника. Насколько это справедливо и своевременно, на ваш взгляд?


— Государство как собственник большинства предприятий имело право принять такое решение. Посыл понятен: сегодня нужно работать не хуже, чем вчера, а желательно лучше. В целом постановление экономически правильное, необходимое. На мой взгляд, немного не продуманы некоторые технические детали его реализации. Разъяснения, которые дает Министерство труда и социальной защиты, носят слишком оперативный характер. Предлагается корректировать зарплату ежемесячно и, главное, почему-то за производительность труда взята выручка на одного среднесписочного работника. Это не совсем правильно. Во всем мире производительность труда определяют по добавленной стоимости, а не по выручке. К тому же не стоит так часто корректировать зарплату, достаточно одного раза в квартал или даже в полугодие, поскольку работа предприятия в рыночных условиях, с учетом сезонности в отдельных отраслях, не носит ритмичного характера. Не исключаю, что через пару месяцев будут внесены небольшие коррективы в этот правительственный документ.


— Понятно, что если завод работает без прибыли, то ему неоткуда брать ресурсы для повышения зарплаты. С другой стороны, логичны рассуждения простых людей, которые опасаются, что рост цен вкупе с неизменными зарплатами снизят их жизненный уровень. Какую стратегию выбрать?


— Мы более чем в два раза отстаем по производительности труда от Германии, где один работник создает товаров и услуг в течение года минимум на 80 тысяч долларов. Но я соглашусь с тем, что рядовой работник, например, уборщица не несет ответственности за то, что на предприятии плохо с маркетингом, продукция не пользуется спросом. Но ведь она в любой момент может уволиться и найти более доходное место. 


Возможно, вызвавшее резонанс правительственное постановление поможет предприятиям решить вопрос с “раздутыми” штатами. Ведь не исключено, что зарплата уменьшилась не только потому, что плохо работает директорат, но и из-за лишних сотрудников. А как только численность оптимизируется, все станет на свои места. Может временно повыситься безработица, зато рынок труда станет более мобильным. Это оздоровит экономику.


— Как научиться жить по средствам?


— Ни на одном частном предприятии просто так зарплату платить не будут. За границей даже есть города-банкроты, например Детройт. Оттуда нужно просто уезжать. Мы же поддерживаем неэффективно работающие заводы, вместо того чтобы просто их закрыть. Проблема наших людей в том, что они не приучены переезжать в другие места, менять работу. Но в условиях рыночной экономики это нормально.


— Однако как решить вопрос с трудоустройством?


— Для того чтобы активизировать внутреннюю трудовую миграцию, нужно больше строить арендного жилья. И каждый должен сам искать себе работу. Иждивенческие настроения пора оставить в прошлом. Кстати, у нас самое низкое социальное расслоение. Соотношение доходов десяти процентов самых богатых и самых бедных достигает четырех-пяти раз, в то время как в России — почти 20 раз, а в Европе — 8—10 раз. Если из-за августовского постановления эта разница у нас увеличится в два раза, ничего катастрофического в экономике не произойдет.


К примеру, если производительность труда на предприятии снизилась на 10 процентов, то это совсем не означает, что зарплата у всех автоматически должна снизиться на ту же величину. В постановлении говорится об уменьшении фонда заработной платы. Поэтому нужным специалистам сохранят зарплату, а другим ее могут уменьшить процентов на 20 и даже на 30. Тогда бездельники и дармоеды поймут, что надо думать о себе, своей семье, и станут больше вкалывать.


МНЕНИЕ

Светлана Клочок, председатель республиканского комитета Белорусского профсоюза работников химической, горной, нефтяной отраслей промышленности:

— Размеры зарплат на предприятиях теперь попали в прямую зависимость от конъюнктуры рынка (кризисных явлений, решений менеджеров, благополучия партнеров). Простые работники не понимают, почему они должны на равных отвечать за решения своих нанимателей, делить с ними ответственность и экономические риски. Люди должны получать вознаграждение по результатам своего личного вклада в производство, согласно заключенному трудовому договору.

У нас уже сформирована нормативная база, которая не позволяет расти заработной плате при низкой производительности труда. Никто не хочет вновь оказаться заложником “дутых” денег и снова, как в 2011 году, пережить значительную девальвацию рубля. Однако бороться за конкурентоспособность продукции нужно в рамках норм  существующего трудового законодательства. А с реализацией правительственного постановления “Об оплате труда работников” эти нормы  могут быть нарушены.  

Сегодня  человек, который долго работает на предприятии, достиг высокого разряда, может не только лишиться премии, но и надбавок за квалификацию, сложность и напряженность. И в первую очередь под это могут попасть те, у кого эта надбавка существенная, то есть профессионалы. А это неверный подход.

 В октябре только по нашей отрасли около четырех тысяч человек недополучили в среднем по 800 тысяч рублей. И это с учетом того, что Белнефтехим обеспечивает более 30 процентов ВВП и более 50 процентов экспортной выручки.  

Если в целом оценить ситуацию, связанную с выполнением постановления, то в организациях некоторых отраслей корректируют тарифы не в пользу работников, затрагивают механизм индексации заработной платы.  Например, недавно около 200 из 300 рабочих ОАО “Слонимской камвольно-прядильной фабрики” подписались под обращением к Министерству труда и социальной защиты, в котором просят отменить приказ администрации “О реализации норм Постановления Совета Министров № 744”, согласно которому работникам не выплатили индексацию заработной платы. В среднем люди недополучили по 400 тысяч рублей. 

Экономический эффект от данных мер получится небольшой, а моральный ущерб существенный. Человек должен быть уверен в завтрашнем дне, планировать свои расходы. Ведь многие платят по кредитам, за учебу детям. 

Если продукция предприятий не востребована, то необходимо проводить комплексную реструктуризацию этих предприятий, кадровую оптимизацию численности работников, объединив усилия министерств и местной власти. Следует развивать рынок малого и среднего бизнеса, создавать рабочие места с высокой добавленной стоимостью. Тогда все будет по-другому.


dev@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter