Потребители стали более требовательными, но все равно попадаются на уловки продавцов

За 15 лет существования белорусского Закона «О защите прав потребителей» претензий к торговле стало меньше, а вот многие потребители по-прежнему попадаются на уловки ушлых продавцов, заявила SB.BY председатель общественного объединения «Защита потребителя» Ирина Коноплицкая.


Белорусы со временем стали не только более грамотными в потребительской сфере, но и более требовательными к продавцам и исполнителям, — сказала она. — Что касается, например, торговли продовольственными товарами, то проблема остается, но ситуация за последние полтора десятка лет значительно улучшилась. Раньше можно было зайти в любой гастроном и найти море «просрочки». Сейчас магазины исправились. Прогресс есть, он виден.

По словам эксперта, на сферу услуг потребители жалуются, как правило, лишь в тех случаях, когда на кону крупные денежные суммы. Речь идет в первую очередь о некачественном ремонте помещений, установке окон, доставке строительных материалов и т. п.

Еде одна тенденция последнего времени — жалобы людей предпенсионного и пенсионного возраста, которых продавцы уговаривают заключить договоры на приобретение дорогих постельных наборов из верблюжьего или овечьего меха, посуды из нержавеющей стали, фильтров для воды, чуть реже — косметики.

Людей приглашают на так называемые презентации и настолько умело обрабатывают, что несчастные подписывают все, что нужно настойчивым продавцам, — констатирует Ирина Коноплицкая. — Можно ли обезопасить себя от подобных проблем? Людям, которые звонят и жалуются, я всегда задаю вопрос: вас под дулом пистолета заставили подписать договор? Нет, отвечают, все было хорошо, нам очень понравилось. «А у вас дети, внуки, молодые соседи есть, с которыми можно проконсультироваться?» — «Есть, нам сказали ни в коем случае не покупать, но нам же хочется». При этом не все купленные таким образом товары, согласно законодательству, могут быть возвращены продавцам.

Специалист советует всем потребителям не бежать на поводу у рекламы и серьезно подумать, прежде чем совершить покупку, особенно дорогостоящую.

Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей» был принят 9 января 2002 года. День потребителя отмечается в стране с 2000 года 15 марта одновременно с Всемирным днем защиты прав потребителей. В 2017 году лейтмотивом этого дня выбрана тема «Потребительские права в цифровую эпоху».

Автор публикации: Александр НЕСТЕРОВ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter