Потребитель вправе требовать...

Поправки в новый потребительский законопроект касаются практически каждого жителя страныПоскольку в мире появляется все больше товаров и услуг, сегодня невозможно обойтись хотя бы без элементарных знаний, как правильно совершать покупки, общаться с сервисными центрами и т.д. Читательские обращения дают богатейшую пищу для размышлений на эту тему. Еще лет пять назад мало кто мог подумать, как уже в ближайшем будущем изменится рейтинг потребительских проблем. На первом месте теперь, судя по письмам и звонкам читателей, уже не обувь, а мобильники, на втором — не китайские пуховики, а окна-двери, на третьем — не пошивочные ателье, а пластическая хирургия.В белорусском парламенте завершается работа над проектом третьего в истории страны потребительского закона. Его концепция направлена, конечно, на увеличение степени защиты потребителя. Но чем конкретно законопроект “О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам защиты прав потребителей” лучше предыдущего? Об этом, а значит, о самых значимых его нововведениях рассказывает начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства торговли Беларуси Ирина БАРЫШНИКОВА.

Ответственность перед потребителем за качество товара, кроме изготовителя и продавца, будет нести также поставщик (импортер)
Пример из практики. Мозырянин купил красивый пылесос за 400 у.е., сделанный в Китае. Через три года тот вышел из строя, но отремонтировать его не было возможности, поскольку ни в Мозыре, ни в Минске не оказалось такого сервисного центра. В то же время юридический срок службы пылесосов обычно 5—8 лет... По действующему законодательству в подобных случаях претензии можно направлять предприятию-изготовителю. Только в состоянии ли обычный человек чего-нибудь добиться от фирмы на другом конце света? Даже если он заплатит переводчику и отправит в Поднебесную письмо, дождется ли он денежного перевода?
Это самое существенное новшество в рассматриваемом  законопроекте. На сегодняшний день в случае выявления в приобретенном товаре скрытых производственных дефектов потребитель имеет право обратиться лишь к продавцу или изготовителю, причем к продавцу он может предъявить претензию только в течение гарантийного срока, установленного на товар. А если этот срок составляет менее двух лет, то претензии принимаются в течение двух лет. К сожалению, за пределами указанных сроков покупатель может обращаться только к изготовителю, что довольно затруднительно, когда изготовитель не на территории страны. Импортер же ответственности не несет.
Нужно было устранять образовавшуюся “брешь” в законодательстве, поэтому в проекте закона предусмотрено, что за качество товара перед потребителем должна отвечать вся цепочка посредников между изготовителем и продавцом.
На импортные товары распространяются такие же гарантийные сроки, как и на отечественные
Пример из практики. Вы решили купить на рынке итальянские сапоги. Продавец вам сообщила, что гарантия — две недели. И написала это на коробке...
После принятия нового закона эта надпись потеряет юридическую силу — не останется никакой правовой зацепки, чтобы предприниматели на рынках и в торговых центрах могли откровенно попирать потребительские права. Ведь по отечественным СТБ гарантийные сроки на обувь в зависимости от ее вида и назначения составляют от 40 до 70 дней, к примеру, на повседневную обувь минимум 45 дней. И если возникнет потребительский спор, уполномоченный государственный орган или суд будут исходить из того, что гарантия, установленная отечественными техническими нормативными актами, распространяется и на импортную обувь, то есть составляет 40 дней, а то и больше. Причем продавец не вправе устанавливать или объявлять гарантийный срок на товар меньше установленного изготовителем.
По гарантийным срокам в законопроекте есть еще одно важное уточнение в отношении сезонных товаров. Имеются такие случаи, к примеру, когда зимнюю обувь начинают носить раньше 15 ноября (начало зимнего сезона для обуви), и при обнаружении дефектов  у магазинов возникают трудности по оформлению приема такой обуви, пока не наступит эта дата. Чтобы разрешить данную коллизию, в проекте предлагается по сезонному товару начинать исчисление гарантийного срока с момента, когда потребитель стал его эксплуатировать.
Покупатель (клиент) получает право на неустойку в размере одного процента за каждый день просроченной доставки предварительно оплаченного товара — полностью или частично
Пример из практики. Витебчанка заказала мягкий угол. Внесла предпринимателю 50 процентов предоплаты и стала ждать, когда тот привезет покупку. Но мебель все не привозили... Продавцы, осуществляющие торговлю по образцам, получив от клиента существенный задаток, очень часто теряют к нему интерес и не торопятся выполнять свои обязательства, в результате чего люди месяцами ждут заказанный товар... А тем временем их деньги пускают в оборот...  Договор же составляется хитро: в нем лишь срок доставки товара, а ответственность за срыв этого срока не оговаривается.
Чтобы исключить подобные случаи, и введена данная поправка. После того как она вступит в силу, задерживать доставку или выполнение заказа станет экономически невыгодно и даже экономически опасно, поскольку неустойка при нарушении срока будет исчисляться в размере 1 процента от стоимости товара за каждый день просрочки. Договором может быть предусмотрен больший процент неустойки, но никак не меньший.
Уже в ближайшее время в нашей стране должен быть разработан порядок независимой экспертизы
Пример из практики. Брестчанин купил автомобиль французской марки. Спустя два месяца в машине вышел из строя двигатель. На СТО автолюбителю сказали, что он неправильно эксплуатировал свое авто, с чем он не согласился. Спор в подобных случаях может разрешить только экспертиза. Но как ее сделать в Беларуси, если у сервисного центра не оказалось полного пакета нормативно-технической документации на данную модель, а кроме того, возникли определенные сомнения в квалификации эксперта?
В случае возникновения споров между потребителем и продавцом (исполнителем) такие споры решаются по результатам независимой экспертизы. Однако на сегодняшний день не до конца понятно, кто имеет право ее проводить и в каком порядке. В этой сфере вообще множество проблем, поэтому в проекте содержится поручение правительству Республики Беларусь об установлении четкого порядка проведения независимой экспертизы товаров (работ, услуг).
Банки должны будут указывать весь объем выплат по кредитам
Пример из практики. Молодожены взяли потребительский кредит для приобретения холодильной камеры. В кредитном договоре были указаны и основная сумма, и величина процента за пользование. Но молодые люди не были осведомлены, как рассчитывается процент за остающуюся часть, что неизбежна еще “накрутка” за обналичивание денег... В результате для них стало большим ударом, что принесли они из банка 800 долларов, а обратно должны вернуть 1300... Они сочли это обманом: банк, дескать, должен был в договоре четко указать, что столько клиент берет, а столько в общей сложности должен вернуть...
На сегодняшний день существенные условия кредитного договора определяются Банковским кодексом: сумма, размер процентов за пользование, порядок их уплаты и т.д. Проект данного закона предлагает регулировать отношения, возникающие при оказании банковских услуг, еще и законодательством о защите прав потребителей. Хотя в проекте пока нет особых требований к условиям договоров по оказанию банковских услуг, в том числе кредитных договоров, полагаю, что ко второму чтению объем предоставляемой информации потребителю при заключении кредитного договора может быть уточнен. Потребитель, не обладающий специальными знаниями, должен иметь четкое представление о конечной цене кредитного договора.
Уточняется информация, которая должна быть размещена на сайтах интернет-магазинов
Пример из практики. Мама подарила дочери компьютер, а тот все время “зависает”. Когда мама предприняла попытку вернуть системный блок фирме-продавцу, то обнаружилось, что в документах нет его юридического адреса... Пришлось потратить много времени и семь тысяч рублей, чтобы только найти злополучную фирму...
Согласно новому законопроекту, на сайте интернет-магазина необходимо будет указывать: наименование продавца (название предприятия или ФИО индивидуального предпринимателя), его УНП, номер лицензии. В отношении же конкретного товара нужно будет размещать информацию об его производителе, основных потребительских свойствах, гарантийных сроках, цене, сроках и условиях доставки.
Ввиду увеличения объемов продаж через интернет-магазины введение указанного требования представляется особенно важным.
При доставке товара потребителю продавец должен рассказать ему о правилах и условиях эффективного и безопасного пользования товаром. И, конечно, выдать документ, подтверждающий факт покупки. Реквизиты в нем прежние: наименование продавца, его местонахождение, если это индивидуальный предприниматель — фамилия, имя, отчество и сведения о госрегистрации, подпись лица, совершившего продажу, наименование товара, его марка или модель, иные отличительные особенности, цена, дата продажи.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter