Потому что нельзя

Недавно в Беларусь залетел «Белый орел»...

Недавно в Беларусь залетел «Белый орел» — группа, знаменитая хитами «Потому что нельзя быть красивой такой», «Как упоительны в России вечера». Орел, да не тот. Точнее, свой гастрольный тур по стране начал Александр Ягья: на афише он заявляет строчными буквами — «экс–вокал», прописными — «Белый орел». Публика теряется: так кто есть кто?


27 июня первый концерт состоялся в Марьиной Горке. На 6 июля запланировано выступление в Лиде. Поводом для знакомства с бывшим вокалистом «Белого орла» стало письмо в редакцию Владимира Жечкова, основателя группы. По его мнению, Ягья гастролирует незаконно, бессовестно используя чужой брэнд. Кстати, Александр был изгнан из группы по тем же причинам: неоднократно замечен продюсером в левых выступлениях.


...В Марьиной Горке за час до концерта я не увидел ни одной афиши. Тем не менее в зале районного центра культуры собрался народ. Правда, немного: Елена Сологубова, директор РЦК, назвала мне точную цифру: 130 проданных билетов. Учитывая, что в зале 450 мест, я поинтересовался: считается ли такое выступление рентабельным? Директор не стала скрывать, что результат ее огорчил: «С таким же залом выступала только Полина Смолова. Зато с аншлагом проходили в этом году концерты «Песняров», «Ласкового мая» — настоящих ансамблей, не клонов. Ни одного билета не купили на Сашу Немо...»


На доске объявлений РЦК я обнаружил красноречивый документ: «План работы районного центра культуры на июнь 2011 года». Бумага подписана: «Директор РЦК Сологубова Е.С.» В самом конце значится: «27.06. 18.00. Концерт группы «Белый орел».


Странная «описка». Оксана Запольская–Довнар, директор концертного агентства «Паруса У», организатор гастролей Ягьи, уверяла меня, что привезла в Беларусь именно одного артиста, а не целую группу: «В Марьиной Горке состоялся первый сольный концерт, которым начался большой тур Александра по нашей стране».


Но почему же на афишах фигурирует название «Белый орел»? Евгений Сушко, начальник отдела культуры Пуховичского райисполкома (за его подписью оформлен договор на проведение шоу Ягьи), ушел от ответа на этот вопрос: «Мы рады выступлениям любых артистов. Чем больше их к нам приезжает, тем лучше. Нам надо план выполнять. Конечно, 130 человек, пришедших на Ягью, мало нам помогут. Но тем не менее...»


Уязвленный учредитель, господин Жечков представил в редакцию документ–соглашение, где отдельным пунктом указано: «Я, Ягья Александр Георгиевич, обязуюсь... 4) Не использовать брэнд «Белый Орел» без согласования с Жечковым В.А. в целях личного обогащения». Подписал бумагу артист, еще будучи в составе бэнда. Возможно, это обстоятельство неизвестно ни О.Запольской–Довнар, ни Е.Сологубовой, ни Е.Сушко.


Александр Ягья мне изложил свое видение ситуации:


— Я ушел из группы полгода назад. И приехал в Беларусь как самостоятельный артист с оригинальной программой. Люди ждут хитов «Белого орла», но я их не пою, звучат только мои песни из новой программы «Потанцуй со мной». У меня нет желания собрать осколки зеркал от былой славы группы. Да, немного людей пришли на концерт. Но я приехал сюда не за большим рублем. Почему позиционирую себя экс–вокалистом группы «Белый орел»? Это часть моего прошлого. И для того, чтобы быть узнаваемым, я пока что вынужден напоминать слушателю о былом.


По–человечески понять певца можно: он хочет раскрутиться и использовать капитал, накопленный в команде Жечкова. Почему бы нет? Однако в соглашении есть еще пункт 2: «При возникновении спорных вопросов обращаться к продюсеру группы «Белый Орел» В.А.Жечкову». Афиши в Марьиной Горке и Лиде появились без согласия учредителя. Налицо нарушение соглашения...


Открытым остается вопрос и прав слушателя: ему хочется получать именно тот продукт, за который он платит деньги. Если к нам едет «Белый орел» — это одна песня, если Александр Ягья — другая. Так что, приобретая билеты в кассах, будьте бдительны, уточняйте репертуар предстоящего «упоительного вечера» и состав артистов.


Со знанием дела


Василий Раинчик, народный артист, композитор, художественный руководитель ансамбля «Верасы»:


— Я не знаю никого из бывших артистов своего коллектива, кто бы выступал под именем «Верасы». Тиханович и Поплавская сначала пели у нас. Потом у них была своя группа «Счастливый случай». Когда артисты самодостаточны, им нет нужды ходить под вывеской из прошлого.


Алексей Бичурин, начальник центра по коллективному управлению имущественными правами Национального центра интеллектуальной собственности:


— В ситуации с «Белым орлом» понятие «брэнд» не имеет никакого значения, так как является термином не юридическим, а обывательским. Говорить о нарушении прав можно только в том случае, если зарегистрирован товарный знак «Белый орел» на территории нашей страны. Что касается упоминания Александром Ягьей своего участия в «Белом орле» на афише, то очевидно, что разные размеры шрифтов фамилии артиста и названия группы, в которой он раньше выступал, являются маркетинговым ходом.


Марьина Горка — Минск.

 «Есть вопрос»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter