Потомки Адама и Евы

Передо мной стопка пожелтевших страниц из метрической книги по Бацевичской церкви Бобруйского уезда Минской губернии за 1803 год с записями о крещении Леокадий, Федоров, Власов.
Передо мной стопка пожелтевших страниц из метрической книги по Бацевичской церкви Бобруйского уезда Минской губернии за 1803 год с записями о крещении Леокадий, Федоров, Власов... Это было почти 200 лет назад. Для мировой истории не так уж и много. Но интересно, помнят ли о них сегодняшние потомки - шестое поколение - Сергеи, Натальи, Александры? Придут ли поклониться могилам своих далеких предков прапра... правнуки Матвеи, Кириллы, Златы?..

К сожалению, сегодня немногие могут похвастаться знаниями истории своего рода. Пожалуй, эту особенность можно отнести на счет разрушительного XX века - столетия революций, войн и ГУЛАГа, когда людям было не до уз родства. И все же, как говорится, время лечит. Может, именно поэтому количество людей, интересующихся своей генеалогией, с каждым годом растет. Однако, поставив перед собой такую задачу, далеко не все знают, где и кто им может помочь.

Как стало известно корреспонденту "СБ", в нашей республике составлением семейных родословных занимаются только в Национальном историческом архиве. Причем любой человек, написав заявление и уплатив одну минимальную заработную плату, может самостоятельно проводить исследования своей генеалогии в читальном зале архива в течение целого года. Или же, по желанию заказчика, за определенную плату (порядка 200 тысяч рублей в зависимости от сложности и успешности поиска) эту работу могут выполнить сотрудники архива.

По словам заведующего отделом информации, публикации и научного использования документов Сергея Рыбчонка, только в прошлом году в архив поступило 270 запросов на проведение генеалогических исследований (130 из Беларуси, 140 из-за рубежа). Для этого желательно иметь сведения о жизни своих родственников до 1917 года. Как известно, после Октябрьской революции произошли большие изменения в границах государств, а также во время второй мировой войны многие документы были утеряны, что значительно осложняет поиск проживающих в то время людей. Спросите, кому нужны все эти сложности? И для чего, собственно говоря, вообще засорять свою голову ничего не стоящей информацией? Вот уж нет. Тут очень многие исследователи с вами не согласятся. Как рассказал Сергей Александрович, некоторые люди тратят целые годы на поиск богатой родни за границей. Другие ностальгируют о потерянных в "революционной" России корнях. Третьи собирают данные о днях рождения, жизни и смерти своих предков для составления полной астрологической карты. Бывают случаи, когда архивные документы могут помочь в приобретении бывшей родовой собственности. Однако не все интересуются своей генеалогией только из корыстных побуждений. Люди узнают историю рода, чтобы было о чем рассказывать детям и внукам. Например, несколько лет назад один человек, получивший на руки архивную справку о своей родословной, долго смеялся, когда читал ее. Оказалось, почти все его предки по мужской линии были долгожителями и имели молоденьких жен - с разницей в возрасте в 20 - 30 лет. И, что самое поразительное, - этот человек, тоже будучи достаточно уже пожилым, женился на молодой красавице. Как видно, гены сказываются и спустя столетия. Вот другой случай. Один из российских исследователей Михаил Крутихин, занимающийся генеалогическим поиском самостоятельно, рассказал: "Начав изучать историю своей семьи практически с нуля, 3 года спустя я получил базу данных, насчитывающую более трех тысяч имен. Несколько линий прямого родства удалось проследить до времен Ивана Грозного, хотя среди наших предков не было титулованной знати. Оказалось, что семейная история крестьян, мещан, купцов и священнослужителей документирована в России нисколько не хуже, чем у дворянства. Кстати, поиски принесли и сюрпризы. Например, я узнал о своем дальнем родстве с родом русских художников Васнецовых, которые, что самое интересное, через браки боковых ветвей связаны с норвежским скульптором Густавом Вигеланном. А какая была радость, когда в числе своих предков я обнаружил колоритный исторический персонаж - вожака крестьянского бунта 1675 года на Вятке Илюшку Рохина". Михаил признается, что в генеалогическом поиске ему очень помог Интернет.

Как оказывается, сегодня во всемирной компьютерной сети находится множество сайтов, содержащих огромное количество информации о генеалогии различных фамилий. Они есть во всем мире. Правда, в белорусском Интернете пока на этот счет пусто. Зато если кто-то уверен, что происхождение его фамилии, к примеру, российское или польское, у него есть все шансы разыскать в сети уже готовое генеалогическое древо. Кстати, согласно опросам, 54 миллиона американцев принадлежат к семьям, которые уже искали или ищут свои корни через Интернет. 80-летние старушки, вооружившись модемами, вовсю бомбардируют российские сайты вопросами о своих предках по электронной почте. Что касается российских пользователей, они пока ведут себя гораздо спокойнее. Однако коль скоро информация в сети постоянно обновляется, то и спрос на нее растет. В связи с этим, пожалуй, пришло время немного поговорить об особенностях генеалогических исследований.

По словам Сергея Рыбчонка, поиск родственных связей может осуществляться по населенному пункту, где жили предки, или по фамилии. Второй путь очень трудоемкий. Он подходит лишь для людей с редкими фамилиями, дворян и священнослужителей, на которых сохранилось достаточно документов. В случае с распространенными крестьянскими фамилиями шансы практически равны нулю. Очень затруднен генеалогический поиск в восточных регионах Беларуси. Там вообще почти не сохранилось никаких сведений о фамилиях, так как в документах их не писали, заменяя именем и отчеством. В остальной части нашей республики фамилии фигурируют практически везде, и сейчас сотрудники Национального исторического архива занимаются накоплением данных для составления автоматизированных указателей по основным генеалогическим источникам в компьютерах. После чего поиск значительно упростится. Но в лучшем случае это возможно лет через 20. "А пока случается, что за 15 дней мы можем докопаться только до 3-го колена и радуемся как дети, - рассказывает Сергей Александрович, - а иногда за то же время восстанавливается вся родословная до 10-го колена и дальше. Как правило, на 100 лет приходится деятельность трех поколений - один из законов генеалогии". Однако нередки такие случаи, когда поиски родства некоторых семей заходят в тупик. Например, исследуя генеалогию одного из заказчиков, сотрудники архива дошли до сложной ситуации. В семье предков заказчика было два сына с одинаковыми именами Иван и разницей в возрасте 10 лет. Специалисты долго не могли узнать, кто из них является предком нашего современника. В конечном итоге гипотетически определили, что это старший Иван, который оказался усыновленным. Кто его отец, так и не установили. Получилось, что основатель рода родился от человека с другой фамилией, какой - неизвестно... Иногда открываются запутанные истории и с родством по материнской линии. Например, до сих пор идет спор о происхождении матери Адама Мицкевича.

"Человеческая родословная - это уникальная вещь, - говорит Сергей Рыбчонок. - Сегодня нередко можно слышать вопрос: мол, а зачем мне узнавать о своих предках? Вдруг они, скажем, окажутся самыми обыкновенными крепостными крестьянами или еще хуже - разбойниками? Таким людям хочется ответить словами священника Джона Болла, который еще в XIV веке во время восстания Уота Тайлера спросил: "Кто в Англии был дворянином, когда Адам пахал, а Ева пряла?.." Человек не рождается с голубой кровью - это сказка. Но в каждом роду, если проследить его в глубь веков, есть выдающиеся люди, которыми можно и нужно гордиться".

На снимке: Сергей Рыбчонок.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter