Экспорт питьевой воды может быть неиссякаемым источником дохода. От чего это зависит?

Потоки возможностей

Аномальная жара и последовавшая за ней засуха в очередной раз подняли на поверхность тему чистой питьевой воды. Ее в глобальных масштабах не хватает. Вдобавок к участившимся природным катаклизмам запасы пресной воды на душу населения за последние два десятилетия сократились более чем на 20 %. Как Беларусь использует этот ценный ресурс?
Александр Лукашенко:

— Некоторые, отдельные, будут посмеиваться: подумаешь, вода... А сегодня питьевой воды в мире не хватает катастрофически! Известно, в каких государствах — небедных. И цена сегодня питьевой воды, вы знаете, порой выше, чем цена нефти. Так зарабатывайте деньги!

21 апреля 2010 года, из Послания Президента белорусскому народу и Национальному собранию.

Пей, не жалей

Распределение пресной воды по земному шару крайне неравномерно. Так, в Европе, где проживает 13 % населения планеты, сосредоточено всего 8 % глобальных водных запасов. Достаточно ли этого для удовлетворения всех потребностей? 

Ведущий научный сотрудник лаборатории гидрогеологии и гидроэкологии Института природопользования НАН Василий Пашкевич не один десяток лет занимается изучением водных ресурсов Беларуси. 

— Если говорить о динамических запасах пресных вод, то в нашей стране они составляют 170 миллионов кубометров в сутки (это возобновляемый природный ресурс). Много ли это? На человека получается чуть более 17 тысяч литров. При этом среднее потребление по стране не превышает 120 литров на одного. В общем, ресурсы имеются, и очень значительные, — говорит ученый. – Но не стоит обольщаться, это среднеевропейский уровень. 

Впрочем, вода воде рознь. Пресные воды бывают поверхностными и подземными. В первом случае речь идет о реках, озерах и водохранилищах, во втором – о водонасыщенных толщах горных пород, находящихся на десятки и сотни метров под землей. 

Единственных город Беларуси, который частично продолжают снабжать водой из поверхностных источников, — Минск. Все остальные города были переведены на артезианскую воду. Она менее подвержена загрязнениям и не требует такой серьезной очистки, как поверхностная. 

Если говорить о чистоте и качестве воды, то абсолютно вся, что поступает к нам в квартиры, надлежащего качества. Практической необходимости в фильтрах нет, водопроводную воду пить можно смело, — подчеркивает ученый. 

Что же в таком случае подразумевается под глобальным дефицитом воды? 

— В теории пресная вода есть, по сути, везде. Взять, к примеру, пустыню Сахару: там тоже имеется вода, но ее практически не добывают по многим причинам, одна из которых – трудновозобновляемость, — поясняет специалист. – Дефицит – это когда доступ к воде гарантированного качества у людей вроде как есть, но он может быть затруднен серьезными расстояниями до источника или ограниченными возможностями потребления.

Перспектива в бутылке

Рынок фасованной воды в наше время с каждым годом растет. Уже сегодня его обороты составляют не менее 250 миллиардов долларов в год. Лидеры по потреблению здесь США, Китай, страны Западной Европы и Латинской Америки. 

Еще пару десятков лет назад мы даже представить себе не могли, что будем покупать обычную питьевую воду в магазине. 

— Изменился наш уровень жизни, — говорит Василий Пашкевич. – До войны ГОСТ на питьевую воду контролировал до 10 показателей, после войны это были уже десятки, а сейчас мы имеем дело с сотнями. Потребитель стал жить лучше, поэтому его требования выросли. 

Если раньше все обходились водой из-под крана, то сегодня такое положение дел многих не устраивает. Свою лепту в развитие рынка бутилированной воды внес и маркетинг. Не говоря уже о трендах на здоровый образ жизни, которые предписывают пить до нескольких литров воды в день вне зависимости от того, чем занимается человек и где он находится.  

Рынок фасованной воды начал зарождаться в ХIХ веке, когда появилась мода на лечение минералкой. Уже тогда предприниматели смекнули, что обогащенная ценными природными составами вода может принести неплохой доход. Нужно только разлить ее по емкостям для удобства покупателей, и можно продавать не только в местах происхождения, а повсюду. Что касается бутилированной питьевой воды, ее популярность начала расти не так давно — в 1990-х, когда в эту нишу пришли такие крупные игроки, как Coca-Cola, PepsiCo, Nestlé é и Danone.

— Сегодня в Беларуси выпускается до 40 литров питьевой воды в бутылках на человека в год. Для сравнения: в той же Западной  Европе счет идет на сотни, — приводит статистику ученый и предупреждает: — Эти цифры будут только расти. 

Бизнес на воде, вне сомнений, имеет серьезные перспективы. Об этом не раз говорил и Глава государства, обращаясь к деловым кругам страны с просьбой активнее включаться в работу. 

Основные игроки на водном рынке у нас – отечественные предприятия. На их долю приходится более 80 % продукции. Им приходится выдерживать сильную конкуренцию с иностранными компаниями, которые активно сотрудничают с белорусским ретейлом.

— Зачем нам импортная вода, если своей в избытке? Из-за границы завозят в основном продукт премиум-класса. Кроме того, в строчку импорта из стран ближнего зарубежья попадают воды популярных брендов. Причем речь идет не о мелких партиях, а о вполне серьезных объемах, — рассказали на одном из белорусских заводов по производству безалкогольных напитков. 

Действительно, на полках магазинов можно увидеть питьевую воду (не минеральную!) из стран ЕС, цена за бутылку которой порой равна цене растительного масла, а то и превосходит ее. Почти в каждом супермаркете можно найти воду, привезенную из Липецкой области. Ее стоимость в среднем на 30 % выше, чем у отечественного товара, а состав такой же. 

Экспорт требует эксклюзива

Насущный вопрос, который не раз поднимался на самом высоком уровне: если воду импортируют к нам, то почему мы не можем наладить массовый экспорт? По расчетам экономистов и самих производителей, если расстояние доставки превышает 400 километров, то цена для потребителя растет на 30 %. Иначе нет никакой рентабельности в таких продажах. Пример с российской питьевой водой в наших магазинах в этом плане показателен. 

Есть и успешные примеры экспорта среди белорусских частных компаний. Валерия Ватаманюк, ведущий специалист управления внешнеэкономической деятельности частного предприятия «Дарида», рассказывает:

— У нас налажен экспорт всей производимой продукции – от питьевых вод и минеральных до сладких напитков и чая. География партнеров довольно обширная – Россия, Казахстан, Латвия, Молдова, Узбекистан. Если сравнивать объемы поставок за рубеж с прошлым годом, то они прекратились в Литву. При этом выросли объемы в другие страны. Важный момент: доставку продукции со складов осуществляет сам заказчик. Причем это может быть как автомобильная логистика, так и железнодорожная. Среди партнеров нашей компании довольно известные зарубежные сети ретейла.

Но что если за доставку заказчик платить не будет? Этот вопрос актуален для небольших производств. 

Есть смысл производить эксклюзивный продукт. То, чего за границей точно нет, — убежден Василий Пашкевич. – Белорусские земли богаты самой разнообразной водой. Сегодня на поток поставлено производство четырех типов минералки — хлоридно-натриевого, сульфатно-кальциевого состава и переходные между ними. Между тем есть у нас и бромные, и йодобромные, железистые, высокоорганические. Их добычу нужно расширять. Далеко не все возможности изучены. 

Геолог убежден, что если задаться целью, то можно найти и свою боржоми. Воды с повышенным содержанием железа, сероводорода, гидрокарбоната натрия, кремния и других полезных элементов с точки зрения минерализации в перспективе могли бы стать привлекательными для развития отечественного бизнеса. 

— Еще одна крайне  интересная  ниша – добыча и розлив ультрапресных вод. На мировом рынке они пользуются особым спросом, а цена за бутылку такого напитка довольно высокая. В чем преимущество? Их минерализация примерно втрое ниже обычных питьевых, что дает особый мягкий вкус. Пьется очень легко и приятно. Бельгийцы, немцы, итальянцы, французы построили на таких водах прибыльный бизнес, — говорит Василий Пашкевич. – Но главное, что такие воды есть и в Беларуси. В Лельчицком районе мы обнаружили месторождение ультрапресных вод еще в 1970-х совершенно случайно: проводили работы, связанные с мелиорацией, и наткнулись на необычный источник. Тогда о ценности ультрапресной воды у нас никто не знал, поэтому особого внимания он не привлек. Сегодня требуются исследования их запасов, полного химического состава, площади распространения и так далее. 

Что интересно, подобных месторождений нет в соседних странах, поэтому Беларусь могла бы поставлять такую воду на экспорт.  

Бутилированная, колодезная или водопроводная: какую пить?

Сегодня в Беларуси немало людей продолжает пользоваться колодцами. Многие считают, что вода из них вкуснее водопроводной или купленной в магазине. Но чище ли? Сельское хозяйство не стоит на месте: технологии становятся все интенсивнее, а применяемые разработки — более современными. 

— По нашим данным, вода в значительной части колодцев страны имеет превышения допустимых норм по нитратам, — обращает внимание Василий Пашкевич. 

Вкус и цвет жидкости отнюдь не гарантируют ее безопасность. Простой пример — вода из водопровода, которая может иметь характерный привкус железа. Ничего страшного в этом нет. Такая картина не только у нас, но и в соседних странах. Прохладный влажный климат, распространенность болот формируют такой природный состав. Ничего опасного для здоровья в этом нет в отличие от тех же нитратов. 

— Железо — это не токсикологический показатель, а органолептический. Влияет на вкус, запах, цвет. А на здоровье — нет. Сейчас по всей стране возводят станции обезжелезивания. Для чего? Для комфорта населения, — отмечает ученый. 

По словам Василия Пашкевича, в любой точке Беларуси можно пить воду из-под крана. Даже в столичных квартирах, которые получают воду из поверхностных источников. Порой люди сталкиваются с запахом хлорки. Неприятно с точки зрения вкуса, но абсолютно безопасно для здоровья. 

— Производители бутилированной воды гарантируют ее качество и вкус. Лабораторный контроль подтверждает отсутствие загрязнений. Но что касается составов, то есть нюансы, — обращает внимание собеседник. — Природная пресная белорусская вода имеет среднее солесодержание — 300—500 мг на литр. Это в том числе и элементы, так необходимые организму, — магний, кальций, железо. Но многие фирмы очищают воду методами  обратного осмоса, ионного обмена и другими способами, которые фактически делают ее «пустой». После такой процедуры приходится проводить дополнительную минерализацию искусственным методом. Поэтому при выборе бутилированной воды важно читать этикетки. Там и способ очистки указан, и состав. 

Покупая фасованную воду, важно помнить, что ПЭТ-бутылки — вещь одноразовая: выпили и выбросили. При многократном использовании такой тары велик риск развития патогенной флоры на стенках и впоследствии проблем с желудком. 
Бутилированные воды популярны во всем мире. Их рынок оценивается в 250 миллиардов долларов на данный момент.
Елена Дроздова, кандидат медицинских наук, доцент, заведующая лабораторией факторов среды обитания и технологий анализа рисков здоровью Республиканского унитарного предприятия «Научно-практический центр гигиены»: 

— Наиболее оптимальным решением в удовлетворении потребности организма в жидкости является натуральная питьевая вода с содержанием солей от 0,2 до 0,5 грамма в литре (на этикетке указывается как общая минерализация), в которой сохранен природно-сбалансированный микроэлементный состав. Результаты проведенных научных исследований показали, что физиологически полноценные по содержанию основных макро- и микроэлементов питьевые воды должны содержать: кальция — 25—80 мг/л, магния — 5—50 мг/л, калия — 2—20 мг/л, бикарбонатов — 30—400 мг/л, фтора — 0,5—1,5 мг/л, йодидов — 10—125 мкг/л. 

Вода может быть обогащена отдельными элементами —  фтором, йодом, селеном, что также указывается на этикетке.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Леонид Брич, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по экономической политике:

— Инвестиции — важная составляющая любого бизнеса. При этом в современном мире большую роль играют маркетинговые стратегии. У частной формы собственности использовать их получается эффективнее, руководителям государственных предприятий порой не хватает смелости и креативности. А ведь именно от этого зависит успех любого продукта на рынке, в том числе и питьевой воды. 

Хороший пример — белорусские продукты питания, которые завоевали зарубежного покупателя. Причем мы говорим не только и близлежащих регионах, но и о Дальнем Востоке, странах Азии. Даже если где-то они будут стоить дороже, их все равно купят. Вот что значит работающий бренд. Санкции нашим продуктам оказались не страшны, экспорт растет каждый месяц. Поэтому я убежден, что менеджер любого предприятия должен не просто заботиться о производстве, но и думать о том, что происходит с товаром, когда он покидает территорию завода.     

Бизнес на питьевой воде имеет серьезные перспективы. Возможно, не все у нас пока это понимают. А зря. Рынок с каждым годом растет, как отечественный, так и мировой. Важно занять в нем свое место, иначе это сделают другие. Ведь что такое производство воды? Его проще начать там, где уже есть скважины, — а это большинство наших предприятий пищевой промышленности. Даже на «Берестейском пекаре», где я работал, мы добывали воду для своих нужд сами. Не говоря уже о пивзаводах, предприятиях алкогольного профиля, для которых вода может быть хорошим дополнительным источником дохода.  

kurak@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter