Потерянные в сети: к чему приводит зависимость от гаджетов

Зависимость от гаджетов, формирующих клиповое мышление у детей и молодежи, приводит к деградации целых поколений

6 декабря Госдума России приняла поправки в закон «Об образовании». Обновленный документ запретит использование школьниками всех классов мобильных телефонов на уроках даже в образовательных целях. Исключения будут сделаны только для экстренных случаев, когда речь идет о возникновении опасности для жизни и здоровья школьников или учителей. В силу документ пока не вступил, его еще должен одобрить Совет Федерации и подписать ­Президент России. Между тем в ряде западных стран подобные запреты существуют уже более десяти лет.


Президент Беларуси Александр Лукашенко:

— Телефон — это прежде всего средство общения и интернет. Интернет надо использовать, чтобы получить необходимую для жизни информацию, но не все время там висеть… Надо наших детей и молодежь хоть иногда оттаскивать от телефона, это очень важно. Наше общество скоро поймет недостатки этого, пока мы еще не все осознали, начинаем осознавать. Но здесь недостатков очень много и опасности для такого возраста ребят и девчонок.

На встрече с пионерским активом по случаю празднования 100‑летия пионерского движения, 20 мая 2022 года.

Когда мобильник становится наркотиком

Современные родители заниматься воспитанием и образованием собственных детей откровенно не хотят — это требует времени и сил, и определенного уровня собственного развития. Куда проще сунуть в руки гаджет или посадить возле компа — пусть там сам как‑то развивается и не мешает. Но все хорошо в меру: гаджеты могут помогать ребенку, а могут превратиться в зависимость и уничтожить его психику.
По данным исследования Global Digital 2023, на начало года 5,44 млрд человек в мире (68 процентов населения) пользуются мобильными телефонами. Из них 4,6 млрд человек используют мобильный интернет. Современный взрослый работоспособного возраста проводит в гаджетах с доступом в интернет около 7 часов в сутки. Подростки 12 — 15 лет (по статистике) чуть меньше — 6 часов 34 минуты.
Но статистика может утверждать что угодно, а уткнувшиеся в свои мобильники дети давно стали значительно более привычной картиной, чем ребенок, читающий бумажную книгу или просто смотрящий по сторонам.

А ведь медики давно и четко определили время безопасного общения с гаджетами для детей разных возрастов. До 2 лет, например, гаджеты вообще не должны попадать в детские руки, потому что именно в этот период они оказывают самое разрушительное влияние на формирующуюся психику. С 2 до 6 лет общее «экранное время» должно быть меньше часа. С 6 до 12 лет — до 2 часов в день, старше 12 — не больше 3,5 часа. Родители, чьи дети соблюдают такие рекомендации? Только честно.

Пора признать: взрослые пустили детей в виртуальный мир и уже давно не знают, как вернуть их оттуда в мир реальный. Двух‑трехлетний малыш, лихо скачивающий очередную игру из интернета в папин мобильник, никого не удивляет. В пять‑шесть лет в руках у ребенка уже собственный телефон, от которого он не отрывается сутками. А в школе мобильные телефоны у учеников порой не отобрать даже на уроках: они к ним привыкли и у них там жизнь. Гораздо более интересная, чем в реале…
Первыми забили тревогу врачи. В середине 2000‑х, когда компьютеры и другие девайсы прочно угнездились в нашей жизни, в Европе количество детей с нарушениями зрения увеличилось на 30 — 40 процентов, а в Юго‑Восточной Азии — почти на 70. А обратите внимание, как много детей в очках уже в начальной школе сейчас. К старшим классам почти 80 процентов учеников имеют проблемы со зрением.
Плюс гиподинамия и проблемы с опорно‑двигательным аппаратом, возникающие от долгого сидения или лежания в неудобных позах с гаджетом в руках. Но самый сокрушительный удар нанесен, конечно, по ментальному здоровью наших детей.


Про интернет‑зависимость (или зависимость от гаджетов) слышали все. Но мало кто знает, что изменения в структурах мозга (в первую очередь в лобных его долях) при интернет‑зависимости такие же, как при зависимости от наркотиков. Просто представьте, совершенно невинный мобильный телефон, с которым ребенок не расстается практически никогда, становится для его психики наркотиком.
В результате ребенок не в состоянии контролировать и здраво оценивать свое отношение к гаджетам. А любые попытки лишить его объекта зависимости приводят к «ломке», раздражению, агрессии, стрессу, депрессии и суицидальному поведению.

А кем вырастут ваши дети?

Тем временем в Португалии еще с 2012 года действует запрет на использование мобильных устройств во время уроков. Исключение — если учитель просит применить телефоны в качестве учебного пособия. В Испании каждый регион сам решает судьбу гаджетов в школах. Например, в регионах Кастилия‑Ла‑Манча и Галисия такой запрет действует с 2015‑го.
В 2018 году во Франции введен полный запрет на использование мобильных телефонов, планшетов и смарт‑часов в школах. Девайсы можно носить в рюкзаках, но их нельзя вообще включать на территории школы. За нарушение запрета — конфискация гаджета. За повторное нарушение — исключение из школы.
И в школах Греции запрещены мобильные и электронные устройства, даже наушники. Греческим учителям тоже разрешено пользоваться своими телефонами только в учебных целях.

С 2021‑го в Китае учащимся не позволяют приносить мобильники в школу без специального разрешения. Но и с разрешением ими нельзя пользоваться во время уроков. Если ученик несколько раз нарушает запрет, телефон может быть конфискован и уничтожен.

В декабре 2022 года министр образования Италии запретил использование мобильных телефонов во время уроков, сославшись на результаты исследования сенатского комитета по образованию и культуре. В нем мобильники заслуженно сравнивали с кокаином и подчеркивали их разрушительное влияние на концентрацию внимания, память и навыки критического мышления у детей.

С 2024‑го запрет на гаджеты в школах будет принят в Нидерландах. В США, как и во многих других странах мира, гаджеты запрещают на уровне самого учебного заведения, населенного пункта или даже целого штата.

И знаете, в школах, где гаджеты под запретом, учителя отмечают у учеников улучшение успеваемости, памяти, развитие критического мышления, способности к концентрации внимания. Дети в таких учебных заведениях начинают общаться друг с другом, становятся более дружелюбными и адаптированными к реальной жизни.
Желание оградить собственных детей от «прелестей» гаджетозависимости декларирует и мировая элита. В закрытых школах, где учатся их дети, гаджеты и интернет под строжайшим запретом. Да и программы обучения в таких школах никто не упрощает. Даже наоборот.

Деменция молодых

Гаджетозависимость приводит и к тяжелой когнитивной дезорганизации ребенка. Он привыкает существовать в виртуальном мире, где ему удобно и комфортно, а все проблемы решаются нажатием пары кнопок. Но вокруг всегда есть реальность и окружающие, с которыми приходится взаимодействовать. И это значительно сложнее, чем в любой виртуальной реальности.

А ребенок не готов и не хочет решать возникающие проблемы, прилагать к чему‑то усилия, тратить время. Кнопки ведь нажимать значительно проще. И дети всеми силами стремятся вернуться в удобный для них виртуальный мир.

 Избыток и эмоциональность поступающей информации, ее краткость и отрывочность, смысловая нагрузка контента, с которым дети сталкиваются в виртуальном мире, приводят к деградации их интеллектуальной сферы (а она еще и развиться‑то толком не успела), ослаблению умственной деятельности, снижению скорости мышления, концентрации внимания, ухудшению памяти, обеднению речи, нарушению способности к коммуникации в реальном мире вплоть до полной невозможности нормального человеческого общения.

Знаете, на что очень похожи изменения, происходящие с нашими детьми при длительном влиянии гаджетов? На симптомы старческой деменции. Каждое следующее поколение, выращенное виртуальным миром, заметно деградирует по сравнению со средними возрастными и образовательными уровнями предыдущего.
Клиповое мышление, присущее современным детям, которым совсем недавно было принято восхищаться, не что иное, как прогрессирующая деградация целых поколений.
А ведь взрослые уже давно понимают, что длительная и болезненная привязанность к гаджетам сильно меняет наших детей. И что мы делаем? Мы… подстраиваем образование под изменившихся учеников. Ломая программы и упрощая все, иногда до примитивного уровня.

Детям тяжело усваивать большие объемы информации — урежем все, что можно. Дети не умеют связно излагать свои мысли — дадим им тесты, упраздним устные ответы и экзамены, сочинения и пересказы. Дети не могут сосредоточиться ни на чем — будем устраивать шоу, чтобы не учить — развлекать и таким образом пытаться заинтересовать учебой. Не развито логическое мышление? Не будем и пытаться. Ученики не могут запомнить даже элементарную таблицу умножения, да что запомнить — они не в состоянии понять принцип, по которому она составлена… А им и не надо, во всех телефонах есть калькулятор…
Проблему еще больше усугубляет приход в образование учителей, уже выращенных мобильниками и интернетом.
В результате школьная программа порой напоминает письмо родителям, которое писал дядя Федор в мультфильме «Простоквашино». Когда вроде и лохматость повысилась, и на снегу уже можно спать, а лапы все равно ломит, хвост отваливается и родители в обмороке. И не только родители. Доупрощались, дореформировались, доизменялись…

Но и это не самое страшное. Прикрывшись гаджетами, мы перестали сами воспитывать своих детей. Сейчас о добре и зле с ними разговаривает очередная инста‑дива, тикток‑персонаж или сериальные герои. Именно они определяют для наших детей, что важно в их жизни, а что нет. Чаще всего важным, к сожалению, оказываются подписчики и лайки в виртуальном мире, а не учеба в жизни реальной.

И дети со своим клиповым мышлением и полным отсутствием логики принимают все это как руководство по достижению успеха в жизни. Поговорите с ребятами, они сейчас мечтают стать блогерами, как их кумиры. Учиться и работать никто не собирается, все будут петь или трясти гузкой в Instagram или ТikTоk…
Пока мы с раздражением суем в руки своим детям телефоны и планшеты, а потом кастрируем учебные программы, подгоняя их под общую деградацию учащихся и учителей, в элитных школах растят тех, кто будет управлять миром. И нашими детьми с их клиповым мышлением и неспособностью пользоваться логикой и критическим мышлением тоже.
Потому что детьми надо заниматься, в них нужно вкладывать знания, а не полагаться на то, что это сделает кто‑то вместо вас. Конечно, сделает, только результат вам может не понравиться.

МНЕНИЕ


Никита Михалков, режиссер, актер, сценарист, продюсер, телеведущий, блогер:

«Люди, которые фактически являются основателями этой информационной интернет-империи, своих детей защищают от переизбытка медийного пространства. Дети Стива Джобса не пользовались айпадом вообще, а другие гаджеты запрещено было использовать по ночам и в выходные дни. Крис Андерсен, один из основателей 3D Robotics, также ограничивает своих детей в использовании гаджетов. Сын создателя сервисов Twitter может пользоваться своими смартфонами и планшетами не более одного часа в день. А директор OutCast Agency ограничивает использование гаджетов в доме 30 минутами в день, а у младших детей смартфонов и айпадов нет вообще. То есть те, кто создал империю, они, во благо будущего своих детей, изолируют их от того, что порождает нарциссизм, инфантильность, необходимость каждое движение запускать в пространство, сообщить всему миру о своих действиях, а это способствует неоправданному росту честолюбия. Потому что факты твоей жизни становятся достоянием миллионов».

А КАК У НАС?

Комментарий консультанта главного управления воспитательной работы и молодежной политики Министерства образования Татьяны Осмоловской:

— В Беларуси, согласно Государственному школьному стандарту, который начал действовать в 2022 году, в учреждении образования и на его территории категорически запрещается пользоваться устройствами мобильной и интернет-связи, музыкальными колонками, игровыми устройствами во время занятий и без разрешения педагогов. Все перечисленные гаджеты на территории учреждения образования должны находиться в беззвучном режиме или режиме вибровызова. Во время учебных, факультативных, стимулирующих, поддерживающих занятий, занятий в объединениях по интересам, внеклассных мероприятий гаджеты должны находиться в предназначенном приспособлении (ячейке, коробке). Вопросы о необходимости использования гаджетов в процессе обучения решает учитель.

P. S. А что думаете о взаимоотношениях детей с гаджетами вы, наш читатель? Приглашаем к обсуждению темы на страницах нашей газеты.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter