Потенциал энергоэффективности

Энергетическая составляющая сегодня во многом определяет развитие экономики. Количество энергии, затраченной на производство товара, значительно сказывается на его конкурентоспособности как на внутреннем, так и на внешнем рынках. В этой области нам есть к чему стремиться... О поисках путей решения этой проблемы шла речь на заседании Республиканского совета директоров Белорусской научно-промышленной ассоциации.
Из одиннадцати основных индикаторов энергобезопасности, считают специалисты, четыре находятся в критической области. Первое: на долю доминирующего энергоресурса (природный газ) в электроэнергетике Беларуси приходится 95 процентов (если Россия недопоставит 1 млрд. кубических метров газа из 21,5 в текущем году, то наш ВВП разом сократится на 676 млн. долларов). Второе: доля доминирующего поставщика (Россия) составляет 99 процентов. Третье: низкая обеспеченность собственными ресурсами (нефть, дрова, торф, гидроэнергия...) — 17 процентов. Четвертое: отношение инвестиций в предприятиях топливно-энергетического комплекса к стоимости их основных производственных фондов составляет всего 4,7 процента (при этом уровень их износа составляет 60,7 процента, а средний срок эксплуатации генерирующего источника — 29,7 года при нормативе 27 лет). Еще четыре индикатора, по мнению специалистов, находятся в предкритической области.
К чему это ведет? К высокой энерго- и ресурсоемкости валового продукта, показатели которой в два раза превышают аналогичные показатели в экономически развитых странах. Это относится и к нашим так называемым магистральным предприятиям. Например, потенциал экономии энергии на МАЗе составляет около 140 тысяч тонн условного топлива (у.т.). Учитывая, что БелАЗ потребляет “всего” 45 тысяч тонн у.т., получается, что за счет экономии на Минском автозаводе можно обеспечить работой три (!) таких предприятия, как БелАЗ. По оценкам специалистов, потенциал энергосбережения в Беларуси составляет около 10 млн. тонн у.т., или 30 процентов от потребляемых страной ресурсов.
Реализация Госпрограммы по энергосбережению на 2006—2010 гг. позволит снизить энергоемкость ВВП на 25 процентов к уровню 2005 года. К этому сроку основные фонды предприятий энергетики должны быть обновлены на 13,6 процента, энергосбережение должно превысить 4 млн. тонн у.т., а производство и потребление местных видов топлива необходимо довести до 6,17 млн. тонн у.т. К 2020 году планируется избавиться от критических и предкритических индикаторов. Доля природного газа в ТЭК должна сократиться с 78 до 60—65 процентов, а в целом по энергетическому комплексу — с 95 до 83 процентов.
Кстати, на эти цели планируется затратить 5 млрд. долларов. Конечно, это большие деньги для государства. Но, как говорится, овчинка выделки стоит, если мы хотим стать вровень с развитыми странами. Поэтому сегодня финансирование повышения энергоэффективности осуществляется не только за счет различных инновационных фондов, но и средств самих предприятий, а также банковских кредитов. Не мудрено, что директора многих предприятий поняли: выпускать конкурентоспособную продукцию, по старинке транжиря энергоресурсы, уже просто невозможно, заметил заместитель председателя Комитета по энергоэффективности Леонид Шенец. Он привел несколько убедительных примеров успешного решения данной проблемы. Если, например, на Мозырском хлебозаводе в 2002 году затраты на энергию в себестоимости продукции составляли 14,7 процента, то за первое полугодие нынешнего года они снизились до 3,5 процента. Каким образом? На предприятии сконцентрировали оборудование на одной площадке вместо двух, провели модернизацию оборудования и заменили неэффективные печи.
На Витебской бройлерной птицефабрике после реконструкции, проведенной в минувшем году, произвели более 16 тыс. тонн мяса, что составило 191,1 процента к уровню 2001 года. При этом на 1 тонну мяса затраты электроэнергии за этот период снизились с 1422 кВт/ч до 785 кВт/ч (55,2 процента), природного газа — соответственно с 848 до 525 кубических метров (61 процент).
Таким образом, многие предприятия буквально возрождают свою экономику, повышая рентабельность и делая свою продукцию конкурентоспособной не только в нашей стране, но и на внешних рынках. Перспективы в этом направлении у нас огромные.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter