Potato — трансгенная, бульба — натуральная? Белорусские ученые пока только экспериментируют с генно-модифицированной картошкой.

На этой неделе руководство Евросоюза дало добро на выращивание генно-модифицированного картофеля в Европе. Подобные решения не принимались двенадцать лет. Напомним, что с 1998 года в Старом Свете выращивается трансгенная кукуруза, а за два года до этого на европейских полях появилась «усовершенствованная» соя.

На этой неделе руководство Евросоюза дало добро на выращивание генно-модифицированного картофеля в Европе. Подобные решения не принимались двенадцать лет. Напомним, что с 1998 года в Старом Свете выращивается трансгенная кукуруза, а за два года до этого на европейских полях появилась «усовершенствованная» соя.

В Беларуси разговоры о выведении собственной трансгенной бульбы ведутся давно. Более того, в прошлом году наши ученые заявили о создании картофельного сорта, который не боится колорадского жука. Правда, речь тогда шла не о выращивании в промышленном масштабе, а всего лишь об удачно складывающемся эксперименте. Примерно на этом же уровне дело находится и сейчас.

“Страшилки” о трансгенных овощах

Как рассказали нам в Научно-практическом центре по картофелеводству и плодоовощеводству НАН, в стране нет ни одного зарегистрированного сорта трансгенного картофеля. Это значит, что выращивать на продажу его в стране нельзя. Впрочем, как и завозить.
— При выведении нового сорта картофеля преследуются определенные цели — сделать его устойчивым к болезням, повысить урожайность, содержание крахмала в клубне или улучшить другие качественные показатели, — рассказывает ученый секретарь центра, кандидат биологических наук Инна Родькина. — Чтобы добиться такого эффекта путем традиционного скрещивания, может понадобиться 10—15 лет. Трансгеноз позволяет значительно ускорить процесс. С его помощью можно привнести желаемый признак или даже несколько признаков в растение. Хотя и здесь есть один нюанс. Гены привносятся в лаборатории, но вот как они будут работать в поле...
По мнению Инны Родькиной, “страшилки” о трансгенных овощах сильно преувеличены.
— В конце 90-х были обнародованы результаты опыта, в ходе которого мышей кормили трансгенным картофелем. Говорили, что у подопытных наблюдались физиологические и биохимические сдвиги. Мол, у грызунов снижалась плодовитость, а потомство было менее жизнеспособным. Только никто не вспоминал о том, что в картофель был привнесен токсин из подснежника. Не знаю, зачем ученые сделали это, но такая картошка вообще не годилась в пищу. Также меня забавляет, когда во время опытов крыс кормят сырой трансгенной соей. Любая соя в сыром виде ядовита. Как можно делать на основании таких экспериментов выводы?

Наша картошка и так продуктивная

Наши ученые уже отреагировали на “картофельное” решение Евросоюза. Заместитель председателя Президиума НАН Владимир Гусаков заявил, что в Беларуси не планируется выращивать трансгенную картошку в промышленных масштабах.
— Мы можем выращивать натуральную продукцию, — сказал он, — а генно-модифицированный картофель больше нужен в тех странах, где население голодает.
При этом академик подчеркнул, что белорусская картошка и так отличается продуктивностью и урожайностью. Хотелось бы в это верить, однако некоторые специалисты отмечают, что наша бульба содержит в среднем 10 процентов крахмала. Это немного. От производителей требуют поднять показатель минимум до 15—17 процентов. Наверняка велико искушение добиться этого при помощи генной инженерии, но...

Все эксперименты — на изолированном поле

Между тем в октябре прошлого года Совет Министров Беларуси утвердил госпрограмму “Инновационные биотехнологии” на 2010—2012 годы. Ее целью является создание в стране “биотехнологического сектора экономики, соответствующего современному мировому уровню”. За обтекаемыми понятиями кроются вполне конкретные вещи. Так, благодаря программе планируется дооборудовать поле, на котором ученые сейчас экспериментируют с генно-модифицированным картофелем (правда, это всего лишь один из пунктов программы). К слову, такое поле в стране пока лишь одно.
— Все делается в рамках Закона о безопасности генно-инженерной деятельности, — отмечают в центре по картофелеводству и плодоовощеводству, которому и принадлежит поле. — Экспериментальная площадка должна быть изолирована и находиться в удалении от агроусадеб и основных коммерческих полей. На нее не должны заходить ни звери, ни люди, решившие накопать чужой картошки. Для этого нужна охрана и ограждение. Еще не помешала бы малогабаритная сельхозтехника для обработки поля, а также средства утилизации трансгенной продукции. Надеемся, что программа профинансирует наши нужды.
Может ли попасть европейская модифицированная картошка в Беларусь? Маловероятно. Ее пока разрешено выращивать только для промышленных нужд, а у нас в стране и своего “промкартофеля” хватает. Однако нельзя не отметить и такой факт: Беларусь фактически сейчас окружена странами, где можно выращивать трансгенную картошку. Про Европу мы уже сказали, а в России первый модифицированный картофель был одобрен для употребления в пищу еще четыре года назад.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter