Посудное дело

Милада Бобкова 30 лет исполняет «хрустальные» мечты покупателей
Милада Бобкова 30 лет исполняет «хрустальные» мечты покупателей

В прошлом веке у минчан был только один «Кристалл» — легендарный магазин на площади Победы, где исполнялись «хрустальные» мечты и бушевали «фарфоровые» страсти. Сотни тысяч советских хозяек терпеливо выстаивали нескончаемые очереди за дефицитом — импортными сервизами.

Сейчас, по–моему, посудный дух брэнда «Кристалл» напрочь вышибли водкой. Не всякий входящий в магазин на проспекте Ф.Скорины с вывеской «Кристалл» ожидает увидеть там изысканную посуду из фарфора и хрусталя. «Особенно мужчины часто ошибаются», — этими словами меня встречает директор магазина Милада Бобкова.

«На прием» к ней я записалась, скорее, по личному вопросу. Милада Устиновна возглавляет легендарный магазин почти тридцать лет (вот с кем надо советоваться, выбирая сервиз в подарок!). И потом — праздники на носу. А без «Кристалла» в Минске не обходится ни одно застолье.

— Милада Устиновна, может, стоит переименовать магазин, поскольку такая путаница с брэндом получается?

— Конечно, это созвучие привносит в жизнь нашего магазина много неразберихи. Например, мы долгое время оплачивали не только свои счета за электроэнергию, но еще и завода спиртных напитков «Кристалл–100». Потом разобрались. И наоборот. Иногда на счет нашего магазина попадают их деньги. Разумеется, мы соблюдаем служебный этикет и разбираемся во всех этих казусах. Хотя понятно, что и им, и нам трудно: много звонков ненужных, путаницы, которая страшно отвлекает от дел. Мы обдумывали разные варианты выхода из этой ситуации, даже были такие мысли торговать здесь не только посудой, но и водкой, чтобы не обманывать ожиданий некоторых покупателей. Но потом все–таки решили оставить все как есть. Во–первых, имидж нашего магазина складывался сорок лет. Среди наших покупателей очень много иностранцев, которые тоже привыкли к названию «Кристалл». И потом расположение магазина в центре города все–таки обязывает нас придерживаться исторической традиции.

— Очень выгодное у вас месторасположение. Это правда. Удивительно, как это до сих пор современные бизнесмены вас не «съели» и не открыли здесь ресторан или бутик?

— Много раз пытались. Но мы выдержали. У нас, я считаю, опыта больше, чем у всех современных бизнесменов вместе взятых. Наш магазин — один из первых в городе, который после развала союза начал работать самостоятельно. Мы работали на прямых связях с предприятиями, сами получали посуду вагонами, сами ее выгружали, тут же торговали. И это в 1993 году, когда спрос на посуду был ажиотажный. Я иногда всерьез подумываю, не начать ли мне писать мемуары? В памяти всплывают моменты, как люди с утра, за пару часов до открытия магазина, подходили к дверям и занимали здесь очередь за сервизами. Мы в это время разгружали вагоны посуды из Чехии, Германии, Японии, все сервизы фарфоровые — престижные и модные, с высоким классом отделки. Мы их выгружали в торговый зал и тут же начинали продавать (вместе с ОМОНом). В тот год нас 11 раз проверяли различные структуры, не прячем ли мы где–нибудь «под прилавком» дефицитный товар? Даже коробки с битой посудой проверялись по несколько раз. Это было, пожалуй, самое трудное время для нас. Но мы его благополучно пережили, и, к своей чести, магазин «Кристалл» не имеет ни одного нарушения правил торговли.

— Вы говорите, даже иностранцы привыкли к названию нашего магазина. Когда это они успели?

— Вы еще молодая и, наверное, не помните, сколько было иностранных туристов в Минске во время Олимпиады в 80–м году. К их приезду мы очень серьезно готовились, каждый продавец учил специальную лексику на английском языке. У наших иностранных гостей было такое ощущение, что в магазине «Кристалл» одни переводчики работают. Туристы скупали здесь весь ассортимент, да приговаривали, что у них в стране хорошо зарабатывать, а у нас — тратить деньги, в том числе на изделия из фарфора и хрусталя. С тех пор мы четко усвоили, какие предпочтения в посуде у покупателей из разных стран. Например, представители Ирана в восторге от наших изделий из хрусталя, немцы неизменно интересуются кобальтовой сеткой Ломоносовского завода...

— А белорусский фарфор их интересует?

— Традиции Ломоносовского фарфорового завода складывались столетиями, поэтому и посуда с вензелем ЛФЗ, конечно, имеет несравнимо большую ценность, чем изделия из фарфора наших производителей. Минский фарфоровый завод сегодня переживает не лучшие свои времена. А вот Добрушский — развивается очень быстро. «Моду» на белорусский фарфор отчасти диктуют и цены. Если добрушский кобальтовый набор столовой посуды стоит около 60 долларов, аналогичный импортный сервиз будет стоить почти полторы тысячи.

— Но, на мой вкус, нашему фарфору не хватает хрупкости и белизны. Есть в добрушских сервизах такой серый оттенок.

— Раньше наши производители фарфора мало обращали внимание на качество, группу разделки, комплектность и прочее. Делали — «абы было». Сейчас рынок и конкуренция поставили их в такие условия, когда они вынуждены учитывать особенности покупательского спроса. Я довольно часто встречаюсь с коммерческим директором Добрушского завода. Говорю, например, что они поставляют нам столовые сервизы с двумя видами тарелок, а покупатели просят 4 вида. Завод мог бы быстро среагировать на спрос. К сожалению, у них не всегда это получается — реагировать быстро. А еще многие покупатели сегодня отказываются от посуды с золотой отделкой (она не подходит для печей СВЧ и посудомоечных машин). Это тоже надо бы учитывать. Нам не хватает также устойчивого ассортимента от отечественных производителей. Например, российские и украинские заводы умеют каждый месяц насытить рынок посудой, к которой покупатели привыкают и охотно берут. А наши заводы выпускают один месяц такой набор, потом другой, и это не всегда нравится клиентам. На худсоветах мы это все обсуждаем.

— А какой сервиз сейчас самый модный «из наших»?

— Добрушский завод выпускает знаменитый сервиз «Мадонна» с деколью.

— О, я помню, в советские времена сервиз «Мадонна» был предметом культа и зависти. Правда, то был немецкий сервиз, кажется. Там еще на чашках и тарелках были переводные картинки, изображающие полуодетых дам.

— На добрушской «Мадонне» тоже картинки, только на белорусскую историческую тематику. Покупатели даже записываются на этот сервиз, если вдруг его нет в наличии. Недавно Добруш начал выпускать тонкостенный сервиз «Вечерний звон». Он тоже пользуется большим спросом.

— А что ж Минский фарфоровый?

— У них и ассортимент слабее, и цены повыше, и спрос удовлетворяют медленно. Надеюсь, что временно. Сегодня рынок настолько насыщен импортным фарфором высокого качества, что нашим заводам просто необходимо понять, что пузырьки, разноцветие глазури, утолщения и прочие дефекты посуды — недопустимы. Пока мы не предъявляем ни Минску, ни Добрушу штрафных санкций, если вдруг обнаруживаем дефекты на их продукции: просто ее обмениваем. Но время сейчас такое, что каждый должен отвечать за то, что производит. Много раз мы предлагали нашим предприятиям поработать над рекламой, каталогами, упаковкой своей посуды. Пока никто на это не откликается. А жаль.

— А есть у вас белорусская авторская посуда?

— Художники из Добруша сегодня разрабатывают декоративно–прикладной дизайн фарфора. Недавно Борисовский хрустальный завод предложил нам напольную вазу из трех частей — тоже произведение искусства. Посуда ручной работы не пользуется массовым спросом, но все же в Минске есть ее истинные ценители, мы с удовольствием рассматриваем такие предложения.

— Интересно, какой сервиз вас лично впечатляет сегодня?

— Во–первых, мода на посуду изменилась: то, что для нас представляло ценность, сегодняшняя молодежь не понимает. Мне, например, вспоминаются немецкие сервизы — голубая роспись, кобальт, отделка золотом — таких сейчас нет в торговом зале. В моде, скорее, металлическая посуда. Во–первых, это функционально. Во–вторых, современные дизайнеры предлагают множество интересных форм для посуды из стекла и металла. Хотя фарфор, наверное, никогда не выйдет из моды. Поэтому для сервировки праздничного стола я бы все же рекомендовала классический фарфоровый сервиз. Настоящий фарфор должен быть тонким и прозрачным на свет. Предпочтение можно отдать белому цвету: сейчас это любимый цвет дизайнеров интерьера, допустимые отступления — это синяя или золотая кайма. Да, и ни в коем случае не держите дома сколотый фарфор. Расставайтесь с ним безжалостно. Это не только потому, что есть такое поверье. С медицинской точки зрения, сколотая посуда очень вредна, поскольку вместе с пищей в организм могут попасть частички, опасные для здоровья. Вы приходите к нам в магазин чаще, о посуде вам здесь расскажут все.

— Большое спасибо, Милада Устиновна. Мода переменчива, а магазин посуды «Кристалл», как я поняла, — это классика.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter