Посудитесь сами!

Европейские и американские суды буквально завалены абсолютно абсурдными, с нашей точки зрения, исками.
Европейские и американские суды буквально завалены абсолютно абсурдными, с нашей точки зрения, исками. Бросил любовник, и кто бы вы думали виноват? Ну, конечно же, компания "Пфайзер", производитель "Виагры". Накушался, дескать, изменщик коварных таблеток и взыграло ретивое. К слову, большинство исков как самих виагроедов, так и их жертв отклоняются - слишком уж эфемерна вина создателей чудо-препарата.

А вот одна англичанка как-то выиграла дело у... метеослужбы, напророчившей солнце вместо дождя, под которым истица простудилась. Однако дальше всех в поисках правды зашла группа венецианцев, обвинивших в хищении культурных и исторических ценностей самого... Наполеона Бонапарта. Бесконечные процессы возмущенных толстяков против корпорации "МакДональдс" уже и вовсе не в диковинку. Претензии белорусских истцов, в отличие от ополчившихся на "Виагру" американцев, поскромнее и о миллионных долларовых компенсациях речь не идет.

Тем не менее знакомство с отдельными делами меня как рядового потребителя приятно удивило.

Изрядное количество принимаемых к рассмотрению исков связано с нарушением законных потребительских прав. К примеру, страстный любитель всяческих головоломок из Новополоцка решил доказать, что лишился шанса на победу в розыгрыше призов газеты "Сканворд" по вине Витебской облпочты. Подписчик вовремя не получил один из номеров издания, а потому не был включен в число счастливых участников акции. Ни телевизор, ни холодильник ему не достались, зато компенсация морального вреда составила ни много ни мало 100 тысяч рублей.

Гродненское областное общество защиты прав потребителей не согласилось с переводом на платную основу услуг известной всем службы 09. Хотя суд и признал правоту ответчиков - РП "Белтелеком" и УП "Гроднооблтелеком", - решимость гродненских защитников прав потребителей впечатляет. Не часто такое встретишь.

Да что там высокие инстанции, многие боятся свою правоту перед рядовым ЖЭСом отстоять. Сквозит в квартире из щелей в панелях, а жильцы годами терпят, мол, что толку жаловаться.

- И между прочим, ошибаются, - убеждена судья суда Советского района Минска Елена Крайчик. У нее на столе кипа дел, в которых ситуации - точь-в-точь, как эта. - Вот решения суда: как видите, пострадавшие по вине нерадивых коммунальников частенько выходят из передряг победителями.

Листаю дела. Ох и натерпелся владелец горе-квартиры по проспекту Скорины. Из-за прорех в кровле заливало его из года в год при каждом дождике. Наконец не выдержал, обратился в суд. И за решимость вознагражден. Халатность обернулась для ЖРЭО приличными расходами: три с лишним миллиона рублей причитаются истцу в счет материального ущерба, моральный вред оценен в 100 тысяч плюс 1,5 миллиона неустойки - за несвоевременное удовлетворение претензий жильца.

Можете себе представить, что пережила хозяйка выгоревшей почти дотла квартиры. А все телевизор - он взорвался, не выдержав сильных перепадов напряжения в электросети. Вина коммунальников доказана и в этом случае. Ответчикам пришлось выплатить пострадавшей более 4 миллионов рублей - материальный ущерб и юридические издержки.

Впрочем, чаще всего в судебных разбирательствах, связанных с нашими потребительскими интересами, по-прежнему фигурирует торговля. Новый закон о защите прав потребителей вступил в силу еще летом, а со многими из его положений некоторые торговцы ознакомиться так и не удосужились. Скажем, на решение вопросов, связанных с возвратом денег за некачественный товар, отводится две недели. А что на деле? Иные индивидуальные предприниматели месяцами тянут волынку в надежде, что назойливый покупатель наконец отвяжется. Зря надеются. Дойдет дело до суда, и за просрочку - в дополнение к возмещению стоимости бракованной вещи и морального вреда - придется еще и на компенсацию неустойки (это 1 процент от стоимости товара) раскошелиться. Впрочем, даже если каблучок вашей туфельки сломался через год, смело обращайтесь в суд. Выяснится, что неприятность - не результат небрежной носки, а производственный дефект, у вас все шансы выиграть дело: в таких случаях право на возмещение ущерба сохраняется в течение 2 лет. По новым правилам в недельный срок можно вернуть продавцу даже качественный товар. Разумеется, если им не пользовались. На том простом основании, что нравиться перестал. Отстоять свою правоту, как говорится, без суда и следствия, удается не всегда. О том, как реагируют на подобные требования продавцы, знает несостоявшаяся владелица... цветочного горшка. Цвет приобретения, как оказалось при ближайшем рассмотрении, явно не соответствовал оттенку прилагавшейся к нему подставки. Попробовала вернуть деньги миром, но услышала: "Не дурите голову" - и прямиком в суд. Получила с магазина и деньги, и компенсацию за моральные страдания.

Однако, предупреждает Елена Крайчик, в такого рода делах суд поможет лишь в случае, если у пострадавшего имеются доказательства так называемых договорных отношений с обидчиком. Условно говоря, приобретая ботиночки на рынке, требуйте у продавца автограф, и не только. Дата покупки, ее цена и гарантийный срок носки или пользования - тоже веские доказательства вашей правоты.

В последнее время в заявлениях собратьев-потребителей, ставших истцами, наряду с торговцами все чаще фигурируют владельцы частных стоматологических кабинетов, турфирм, химчисток и ателье. С одной стороны, так и хочется воскликнуть в сердцах: "Всюду беспредел!" Но, подумав, прихожу к другому выводу: а ведь это, право, неплохо - учимся-таки защищать свои законные потребительские интересы. Ведь, по сути, правовое государство начинается с осознания простой истины: одних прав мало, требуется еще и желание их отстаивать.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter