Лидеры спроса
— Сергей Антонович, если говорить о самых высоких конкурсах при поступлении, какие специальности оказались в топе?— Наиболее высокие баллы понадобились для поступления на бюджетной основе в БГУ на специальность «международное право» — 386 и выше. Как и в прежние годы, большая конкуренция кандидатов была и на медицинские специальности. Например, для обучения на специальности «стоматология» в БГМУ нужно было получить 383 балла и выше. Также востребованной оказалась специальность «лингвистическое обеспечение межкультурных коммуникаций» в БГЭУ: для зачисления нужно было получить не менее 360 баллов. Среди лидеров по популярности у молодежи и лингвистические специальности. Не менее 382 баллов было нужно, чтобы стать студентом МГЛУ, на специальность «английский язык и второй иностранный язык».
Большая конкуренция наблюдалась в БГУ среди тех, кто хотел стать дизайнером — 12 человек на место, в БГПУ на психолога — четыре человека на место, в БГУИР желающих стать специалистом в сфере информационных систем и технологий в игровой индустрии было семь человек на место.
Это что касается вузов. В учреждениях среднего специального образования наиболее востребованными оказались специальности «правоведение», «лечебное дело», «сестринское дело», «фармация», «дизайн», «живопись», «техническая эксплуатация автомобилей», «парикмахерское искусство и декоративная косметика», «дошкольное образование», а также ІТ- и экономические специальности.
А на уровне профессионально-технического образования популярными оказались профессии парикмахера, оператора связи, агента по обслуживанию автомобильных перевозок, оператора механизированных и автоматизированных складов, кондитера, официанта, водителя автомобиля, электромонтера по ремонту электрооборудования, слесаря по ремонту автомобилей, электромонтера охранно-пожарной сигнализации.
Новые кадры
— Какие новые специальности в этом году появились у нас?
— Пять новинок в этом учебном году в БНТУ: «электрический и автономный транспорт», «промышленный дизайн», «технические средства диагностики и лечения», «технические средства замены органов и реабилитации» и «проектирование и эксплуатация атомных станций». Презентовали свои новшества и региональные вузы. В Гомельском ГТУ имени П. О. Сухого, например, стали готовить специалистов в сфере производства промышленных роботов и робототехнических комплексов, в Гродненском госуниверситете имени Янки Купалы организовали подготовку по специальностям «искусственный интеллект», «дизайн виртуальной среды» и «спортивно-педагогическая деятельность». Среди трех новых специальностей в Витебском госуниверситете имени П. М. Машерова — «управление информационными ресурсами».
Первокурсников вузов, которые обучаются за госсчет, чуть больше, чем платников, среди учащихся ссузов их вдвое больше, а среди первокурсников ПТУ обучающихся за свои средства почти нет.
Бюджетный набор
— Какая доля первокурсников учится за счет бюджета?— Получение высшего образования на первой ступени сегодня в стране обеспечивают 50 вузов, из которых 42 — государственные. Планы приема в них сформированы с учетом потребностей рынка труда. Среди студентов первого курса вузов доля тех, кто учится за счет средств государственного бюджета, немного превышает долю платников — на бюджетные места зачислены 26,4 тысячи человек, а на платное обучение — 25 100 человек. Вдвое больше бюджетников среди учащихся ссузов — 24,5 тысячи и 12,3 тысячи соответственно. При этом на бюджет зачислено свыше запланированного, а на платные места — наоборот, меньше запланированного.
А вот обучение в учреждениях профтехобразования почти полностью бесплатное. Объемы и структура подготовки на дневной форме обучения в учреждения профессионально-технического образования определены с учетом региональной потребности в рабочих кадрах, а вечерников и заочников — в соответствии с востребованностью у граждан.
— По каким специальностям наблюдался недобор?
— В вузах вакантными осталось 86 мест. Причем более двух третей их них — по сельскохозяйственным специальностям. Не хватило будущих зоотехников, плодоовощеводов, специалистов в сфере агрохимии и почвоведения в Витебской сельскохозяйственной академии и Витебской академии ветеринарной медицины.
kozlovskaya@sb.by
НОВОСТЬ В ТЕМУ!
В Беларуси начали готовить специалистов по проектированию и эксплуатации атомных электростанций
Белорусском национальном техническом университете — первый набор будущих инженеров-энергетиков, которые станут проектировать и эксплуатировать атомные электростанции. Новую для страны специальность начали осваивать 20 первокурсников. Об особенностях подготовки таких кадров узнала корреспондент «Р».
До нынешнего года будущих атомщиков готовили для ограниченного спектра работ, в частности для турбинного цеха станций.
Необходимость в этом возникла в связи с вводом в эксплуатацию Белорусской АЭС.
— До этого года мы готовили более узких специалистов: от 20 до 30 человек в год по специальности «паротурбинные установки атомных электрических станций», — рассказал заведующий кафедрой «Тепловые атомные электрические станции», где организовано обучение, профессор Николай Карницкий. — Сейчас содержание специальности расширилось примерно на 40 процентов. Наши выпускники смогут работать не только в турбинном цеху атомной электростанции, но и в реакторном, а также заниматься монтажом, проектированием и ремонтом оборудования атомных электростанций.
Студентам предстоит освоить проектирование и эксплуатацию парогенераторов, турбин и ядерных реакторов, диагностику тепломеханического оборудования, оборудование атомных станций, программное обеспечение и системы автоматического 3D-проектирования в энергетике, изучить экономику ядерной энергетики и организацию производства.
В программе обучения запланированы практики на Белорусской АЭС, атомных станциях России (на Нововоронежской, к слову, установлено такое же оборудование, как и на нашей), в Словакии, Болгарии, а также на площадках МАГАТЭ. Первый выпуск инженеров-энергетиков в сфере проектирования и эксплуатации АЭС будет в 2025 году. Специальность открыта в рамках Государственной программы «Образование и молодежная политика».