Создатели биопротезов, агенты по обслуживанию автоперевозок, дизайнеры виртуальной среды: на что спрос у выпускников

Поступили правильно

Сентябрь распахнул двери в страну будущей профессии: студентами университетов, колледжей и профессионально-технических учреждений в нынешнем году стали более 110 тысяч вчерашних выпускников. При этом почти половина из них получают высшее образование. Начальник главного управления профессионального образования Министерства образования Сергей Касперович рассказал «Р» об особенностях нынешнего набора, о самых востребованных профессиях и новых специальностях.

Лидеры спроса

— Сергей Антонович, если говорить о самых высоких конкурсах при поступлении, какие специальности оказались в топе?

— Наиболее высокие баллы понадобились для поступления на бюджетной основе в БГУ на специальность «международное право» — 386 и выше. Как и в прежние годы, большая конкуренция кандидатов была и на медицинские специальности. Например, для обучения на специальности «стоматология» в БГМУ нужно было получить 383 балла и выше. Также востребованной оказалась специальность «лингвистическое обеспечение межкультурных коммуникаций» в БГЭУ: для зачисления нужно было получить не менее 360 баллов. Среди лидеров по популярности у молодежи и лингвистические специальности. Не менее 382 баллов было нужно, чтобы стать студентом МГЛУ, на специальность «английский язык и второй иностранный язык».

Большая конкуренция наблюдалась в БГУ среди тех, кто хотел стать дизайнером — 12 человек на место, в БГПУ на психолога — четыре человека на место, в БГУИР желающих стать специалистом в сфере информационных систем и технологий в игровой индустрии было семь человек на место.

Это что касается вузов. В учреждениях среднего специального образования наиболее востребованными оказались специальности «правоведение», «лечебное дело», «сестринское дело», «фармация», «дизайн», «живопись», «техническая эксплуатация автомобилей», «парикмахерское искусство и декоративная косметика», «дошкольное образование», а также ІТ- и экономические специальности.

А на уровне профессионально-технического образования популярными оказались профессии парикмахера, оператора связи, агента по обслуживанию автомобильных перевозок, оператора механизированных и автоматизированных складов, кондитера, официанта, водителя автомобиля, электромонтера по ремонту электрооборудования, слесаря по ремонту автомобилей, электромонтера охранно-пожарной сигнализации.

Новые кадры

— Какие новые специальности в этом году появились у нас?

— Пять новинок в этом учебном году в БНТУ: «электрический и автономный транспорт», «промышленный дизайн», «технические средства диагностики и лечения», «технические средства замены органов и реабилитации» и «проектирование и эксплуатация атомных станций». Презентовали свои новшества и региональные вузы. В Гомельском ГТУ имени П. О. Сухого, например, стали готовить специалистов в сфере производства промышленных роботов и робототехнических комплексов, в Гродненском госуниверситете имени Янки Купалы организовали подготовку по специальностям «искусственный интеллект», «дизайн виртуальной среды» и «спортивно-педагогическая деятельность». Среди трех новых специальностей в Витебском госуниверситете имени П. М. Машерова — «управление информационными ресурсами».

Первокурсников вузов, которые обучаются за госсчет, чуть больше, чем платников, среди учащихся ссузов их вдвое больше, а среди первокурсников ПТУ обучающихся за свои средства почти нет.

Бюджетный набор

— Какая доля первокурсников учится за счет бюджета?

— Получение высшего образования на первой ступени сегодня в стране обеспечивают 50 вузов, из которых 42 — государственные. Планы приема в них сформированы с учетом потребностей рынка труда. Среди студентов первого курса вузов доля тех, кто учится за счет средств государственного бюджета, немного превышает долю платников — на бюджетные места зачислены 26,4 тысячи человек, а на платное обучение — 25 100 человек. Вдвое больше бюджетников среди учащихся ссузов — 24,5 тысячи и 12,3 тысячи соответственно. При этом на бюджет зачислено свыше запланированного, а на платные места — наоборот, меньше запланированного.

А вот обучение в учреждениях профтехобразования почти полностью бесплатное. Объемы и структура подготовки на дневной форме обучения в учреждения профессионально-технического образования определены с учетом региональной потребности в рабочих кадрах, а вечерников и заочников — в соответствии с востребованностью у граждан.

— По каким специальностям наблюдался недобор?

— В вузах вакантными осталось 86 мест. Причем более двух третей их них — по сельскохозяйственным специальностям. Не хватило будущих зоотехников, плодоовощеводов, специалистов в сфере агрохимии и почвоведения в Витебской сельскохозяйственной академии и Витебской академии ветеринарной медицины.

kozlovskaya@sb.by

НОВОСТЬ  В  ТЕМУ!  

В Беларуси начали готовить специалистов по проектированию и эксплуатации атомных электростанций

Белорусском национальном техническом университете — первый набор будущих инженеров-энергетиков, которые станут проектировать и эксплуатировать атомные электростанции. Новую для страны специальность начали осваивать 20 первокурсников. Об особенностях подготовки таких кадров узнала корреспондент «Р».

До нынешнего года будущих атомщиков готовили для ограниченного спектра работ, в частности для турбинного цеха станций.

Необходимость в этом возникла в связи с вводом в эксплуатацию Белорусской АЭС.

— До этого года мы готовили более узких специалистов: от 20 до 30 человек в год по специальности «паротурбинные установки атомных электрических станций», — рассказал заведующий кафедрой «Тепловые атомные электрические станции», где организовано обучение, профессор Николай Карницкий. — Сейчас содержание специальности расширилось примерно на 40 процентов. Наши выпускники смогут работать не только в турбинном цеху атомной электростанции, но и в реакторном, а также заниматься монтажом, проектированием и ремонтом оборудования атомных электростанций.

Студентам предстоит освоить проектирование и эксплуатацию парогенераторов, турбин и ядерных реакторов, диагностику тепломеханического оборудования, оборудование атомных станций, программное обеспечение и системы автоматического 3D-проектирования в энергетике, изучить экономику ядерной энергетики и организацию производства.

В программе обучения запланированы практики на Белорусской АЭС, атомных станциях России (на Нововоронежской, к слову, установлено такое же оборудование, как и на нашей), в Словакии, Болгарии, а также на площадках МАГАТЭ. Первый выпуск инженеров-энергетиков в сфере проектирования и эксплуатации АЭС будет в 2025 году. Специальность открыта в рамках Государственной программы «Образование и молодежная политика».
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter