Поступательное движение

На вопросы читателей «СБ» отвечает министр образования Александр Радьков

На вопросы читателей «СБ» отвечает министр образования Александр Радьков


Позади централизованное тестирование, на руках сертификаты, а сейчас в жизни абитуриентов наступает самый волнующий этап: сегодня начинается прием документов в вузы основного, второго потока. Для поступающих и их родителей это самая ответственная пора. Как и для специалистов, призванных сделать все образовательные процедуры открытыми и справедливыми. Несмотря на плотный график, министр образования Александр Радьков нашел время, чтобы прийти в редакцию «СБ» и ответить на многочисленные вопросы читателей. Скажем сразу, телефон не умолкал ни на минуту, что еще раз показало: нет летом важнее темы, чем поступление. У министра спрашивали об ожидаемых проходных баллах, просили оценить результаты ЦТ и шансы на студенческий билет, советовались, какую профессию лучше выбрать, чтобы после не прогадать... Немало было и предложений, как общими усилиями сделать нашу образовательную систему более стройной и гармоничной. Сегодня мы публикуем фрагменты стенограммы «прямой линии». Ответы на вопросы, которые вы присылали по факсу и по интернету, в ближайшие дни будут размещены на сайте нашей газеты www.sb.by.


О результатах ЦТ


 — Это «прямая линия»? Александр Михайлович, здравствуйте. Беспокоят из Минска, меня зовут Валентин Некрасов. Как вы оцениваете нынешние результаты централизованного тестирования?


— Добрый день. Как вы знаете, в этом году в проведении ЦТ было несколько особенностей. Если вкратце, то содержание тестовых заданий привели в соответствие с требованиями программ вступительных испытаний в вузы и ссузы, учитывая специфику учебных программ «штриховых» классов. В частности, были исключены вопросы, которые не изучались их учениками. Анализ результатов ЦТ говорит о том, что абитуриенты, которые будут зачислены в вузы на бюджетные места, набрали достаточно высокий средний балл. Это дает основания утверждать, что на «бюджет» будут отобраны наиболее подготовленные ребята. Если же сравнивать с прошлым годом, то распределение тестовых баллов по всем учебным предметам повторяет результаты 2008–го. Более высокие баллы набрали выпускники гимназий и лицеев. Ребята из сельских учреждений образования не намного отстали от городских сверстников. Этот разрыв в уровне подготовки сокращается из года в год.


 — Здравствуйте. Александр Михайлович, разве те, кто учился по программе одиннадцатилетки, и те, кто занимался по ускоренной программе, были в равных условиях? Почему для них не предусмотрели никаких преимуществ? Даже дилетанту понятно, что за один год подготовиться к ЦТ очень сложно. А по иностранному языку и вовсе были задания, как для 2–го курса лингвистического университета...


— Это не так: все задания соответствовали школьной программе. Главный смысл теста в том, чтобы ранжировать абитуриентов, определить, у кого из них 100 баллов, у кого — 50, а у кого — 10. Если все наберут максимум, какой тогда смысл в испытании? Абитуриенты были в равных условиях. Более того, если посмотреть на результаты тестирования, то они примерно одинаковы и у тех, кто учился в «штриховых» классах, и у тех, кто в обычных.


 — Из Гомеля беспокоят. Почему второй год подряд такие низкие результаты по физике?


— Результаты централизованного тестирования не следует рассматривать как «высокие» или «низкие», ведь они дифференцируют каждого абитуриента по уровню и качеству подготовки относительно других участников вступительных испытаний. Да, физика — один из самых сложных учебных предметов, она требует от абитуриентов владения не только теоретическими знаниями, но и математическим аппаратом. Кстати, на тестировании выпускники этого года показали по физике более высокие результаты, чем выпускники прошлых лет.


 — У меня такая проблема: на тестировании по русскому языку ошибочно перенес ответы из черновика в чистовик, сбился на какой–то клетке. Баллы, понятно, низкие. Можно где–нибудь посмотреть, что–то уточнить или уже поздно?


— Посмотреть–то можно — для этого следует обратиться в Республиканский институт контроля знаний (РИКЗ). Но это уже ничего не изменит. В тестировании важно все: умение абитуриента организоваться, правильно заполнить бланк, уложиться по времени. Это тоже своего рода экзамен: на аккуратность, внимание. Какой, кстати, у вас балл?


— 32...


— Участвуйте в конкурсе. У вас должно все получиться!


 — Подскажите, какие средние баллы в этом году по географии, физике и математике?


— Пожалуйста. По географии средний балл — 36, в прошлом году был 32. По физике — 21,5, в прошлом — 21. По математике соответственно 28,3 и 24,4. Но тут важно понимать, что это усредненный показатель, он мало о чем говорит. Нужно смотреть, какой процент абитуриентов набрал высокие баллы, какой — низкие.


 — Меня зовут Оксана Ромуальдовна. А где посмотреть рейтинг школ по результатам тестирования?


— Такой рейтинг есть, но мы его не публикуем. Это информация для специалистов. Да, тестирование — рейтинговый экзамен, он характеризует подготовку, но не отражает ее полноту.


О подаче документов и внутренних экзаменах


 — А можно задать вопрос министру образования? Меня зовут Светлана Анатольевна. Сын в этом году закончил 11 классов. Прошел тестирование, набрал 151 балл. Скажите, какая у него вероятность поступить в вуз на техническую специальность?


— Неплохая. Но не надо забывать, что технические специальности есть не только, к примеру, в БНТУ. Туда поступить сложнее. Можно попытаться отнести документы в другой вуз. Тот же инженер–механик будет нужен и в сельском хозяйстве, и на промышленных предприятиях. Следите за проходными баллами по интересующим вас вузам и специальностям.


— Если мы подали документы в вуз и не прошли по конкурсу, есть ли возможность успеть подать бумаги в ссуз?


— Зачисление проводится сначала в вузы, а только потом в ссузы. Так что время еще будет.


 — Здравствуйте. При прохождении медкомиссии для поступления в медицинской справке указали название университета. Можно ли подавать эту справку в другой институт?


— Можете подавать. Если, конечно, это не вуз военно–спортивного профиля или требующий особой подготовки.


 — Звоню из Бреста. Александр Михайлович, расскажите об эксперименте с поступлением в творческие вузы. Думаете, это поможет выбрать действительно талантливых ребят?


— Два наших вуза — Белорусская государственная академия искусств и Белорусская государственная академия музыки — готовят для страны уникальных мастеров, можно сказать, штучный товар, а значит, и подход к отбору будущих специалистов также должен быть несколько иной. Указ Президента № 314 возвращает творческим вузам отработанную десятилетиями форму вступительных испытаний, когда на первом месте при отборе абитуриента стоят талант и одаренность. Если о сути эксперимента, то зачисление абитуриентов в эти учреждения образования будет осуществляться по конкурсу на основе общей суммы следующих оценок: баллы за каждый этап вступительного испытания по предмету «творчество» плюс средний балл, полученный при сложении баллов за централизованное тестирование и средней оценки документа об образовании.


 — Товарищ министр, посоветуйте, когда все–таки лучше приносить документы в вуз второго потока. Лучше ждать до последнего дня?


— Каждый абитуриент определяет сам, когда ему подавать документы в приемную комиссию. Лучше не затягивать. Напомню, что прием документов от абитуриентов, которые участвуют в конкурсе на получение высшего образования за счет средств бюджета, завершится 25 июля в 18.00.


 — Вас беспокоит Дина Романовна из Барановичей. Меня интересует вот такой вопрос. Срок подачи документов в вузы второго потока установлен с 16 июля по 25 июля. И все, как обычно, будут ждать последнего дня, а потом разом понесут заявления. Неужели нельзя как–то изменить эту «традицию»?


— Те, у кого результат высокий, документы подают сразу. А вот абитуриенты, не уверенные, что набрали проходной балл, действительно оттягивают до последнего. Особенно это заметно на престижных гуманитарных факультетах. На технических несколько иначе. Мы много думали над этой проблемой. Есть два пути. Первый — сделать, как в банке, то есть в 18.00 закрыть все окошки и объявить, что прием окончен. Но мы выбрали более мягкий — «магазинный» вариант. Запускаем всех, кто хочет сдать документы, в 18.00, и оформляем их хоть до 12 ночи. Как сделать так, чтобы вообще избежать нервотрепки? Пока придумать не получается. Если у вас есть какие–то предложения — присылайте, обязательно рассмотрим.


 — Меня зовут Александр Владимирович. Мой сын закончил барановичский колледж по специальности «Экономист». Сейчас хочет получить высшее экономическое образование, поступить в Гродненский государственный университет имени Янки Купалы. Пошел за медсправкой, а врач говорит, что ему нельзя учиться в вузе на экономиста. Потому что у него проблемы со зрением. А ведь в военкомате на учете сын стоит. Получается, воевать может, а учиться — нет...


— Нужно понять, что врач руководствуется своими инструкциями. Ведь он берет на себя ответственность. Кто из нас в состоянии определить, как учеба может в дальнейшем сказаться на здоровье молодого человека? Но если вы не согласны с решением, советую обратиться к главврачу того медучреждения, куда сын ходил за справкой. Не поможет — идите дальше, в облисполком, вплоть до Министерства здравоохранения. Другого выхода я не вижу.


 — Александр Михайлович, очень рад, что дозвонился. Меня зовут Виктор. В 1999 году окончил техникум. Оценки в аттестате выставлены по пятибалльной шкале. Сейчас решил поступать в вуз. Как переводятся баллы по пятибалльной системе в десятибалльную?


— В справочнике для абитуриентов, на сайтах есть шкала перевода оценок. Если возникнут какие–то сложности, обращайтесь в приемную комиссию, вам все объяснят. Поверьте, не отнимут ни одной сотой балла.


 — Добрый день. Хочу подать документы на заочную форму обучения в минский вуз и одновременно поступить на дневное отделение в российский. Возможно ли это?


— Чтобы учиться у нас, в вузе должен находиться аттестат. Причем речь может идти лишь о платном заочном, ведь в ином случае нужно работать по профилю.


 — Здравствуйте. Подскажите, документы в вузы второго потока подают с 16 по 25 июля. А если мы не поступим на «бюджет»? Что нам делать? Как оформить документы на платное?


— Сначала идет зачисление на «бюджет». Ну а потом у вас есть много различных вариантов. После бюджетного можно поступать на заочное, потом — на платное, дальше в ссуз. Предусмотрен целый каскад возможностей. Успехов вам!


О проходных баллах


 — С министром образования хочу поговорить. Подскажите, на какие специальности в этом году вырастет проходной балл?


— Проходной балл определяется только после того, когда все абитуриенты подадут документы на ту или иную специальность. Что касается прогнозов, то мы считаем, что проходные баллы будут где–то на уровне прошлогодних, может, на 3 — 5 пунктов выше. Хотя, повторюсь, сейчас трудно сказать, куда пойдет большинство абитуриентов: на «Ядерную энергетику», на «Химические волокна» или на «Строительство». А вы, кстати, куда хотите поступать и сколько баллов набрали?


— В Белгосуниверситет на факультет философии и социальных наук. Набрала 310 баллов. В прошлом году проходной был 275.


— Значит, запас есть. Все у вас получится!


 — Меня зовут Таиса, я из Минска. Александр Михайлович, а в медицинские вузы проходной балл каким ожидается?


— Медики сейчас очень нужны. Поэтому добавили врачам 600 мест — ваши шансы увеличиваются. Опять–таки ориентируйтесь на прошлогодний показатель, приплюсовав к нему около 5 баллов.


О целевом обучении


 — Как вы считаете, не отпугнет ли увеличенный срок распределения потенциальных целевиков? Я, например, все еще сомневаюсь, стоит ли овчинка выделки.


— Поступать или не поступать на условиях целевой подготовки — дело сугубо добровольное. Напомню, целевики участвуют в отдельном конкурсе и могут быть зачислены в вуз даже при отсутствии его. Если абитуриент принимает условия, получив целевое направление и подписав договор, то по распределению он должен отработать не менее 5 лет. Кстати, анализируя звонки, поступающие в наше министерство, можно сказать, что нововведение заинтересовало многих потенциальных студентов, претендующих на целевые места.


 — Меня зовут Игорь Веснин, я из Копыля. В этом году поступает сын. Хотим взять целевое направление. Как проследить, чтобы в договоре были все важные пункты о социальных гарантиях, жилье и прочем необходимом?


— Все обязательства организации, в том числе предоставление жилья и возможные социальные гарантии, должны отражаться в пунктах 2 и 6 Договора на целевую подготовку квалифицированных рабочих (служащих) и специалистов.


 — Александр Михайлович, вас беспокоит Валентина Ивановна Василенко из Костюковичей. Согласно Указу Президента № 243 абитуриенты из малых городов — до 20 тысяч населения — имеют право на целевой набор по железнодорожным специальностям. Я обратилась в приемную комиссию. Но там мне сказали, что, поскольку указ вышел 12 мая, его положения будут вводиться в действие только с будущего года.


— Обещаю разобраться и взять вопрос на контроль.


— Спасибо вам огромное. До свидания.


 — Александр Михайлович, здравствуйте. Меня зовут Людмила Николаевна Мороз. У меня непростой вопрос. Дочь закончила первый курс Гродненского медуниверситета. В этом году она сдала ЦТ, чтобы перепоступить на бюджетное обучение. Если она пройдет по конкурсу, могут ее зачислить сразу на второй курс? И стоит ли брать целевое направление?


— Зачислить могут. И, скорее всего, так и сделают. Но при условии, если ваша дочь хорошо училась. Насчет целевого направления — смотрите сами. По–моему, стоит брать. Во всяком случае, поступить будет легче. Но не забывайте, что придется отрабатывать по распределению 5 лет. Хотя и это хорошо в том плане, что ваша дочь будет обеспечена работой, да и с жильем помогут. За целевым направлением обращайтесь в районный отдел здравоохранения. Успехов вам!


О льготах при поступлении


 — Здравствуйте, Александр Михайлович. К вам обращается Дмитрий Антонович из Смолевичского района. Моя дочь закончила 11–й «штрих» класс. До этого училась в деревне, а заканчивала лицей в областном городе. Получается, что сельскую льготу она потеряла?


— Да, потеряла. Но вы не расстраивайтесь. Выпускники лицеев, как показали результаты ЦТ, имеют более высокий уровень подготовки. А сколько у вашей дочери баллов?


— Она собирается поступать в Витебский мед-университет, набрала 301 балл.


— Результат неплохой. Вполне возможно, что для поступления хватит.


 — Здравствуйте, меня зовут Мария Львовна из Могилева. Мой сын работает тренером по кикбоксингу. За 3 года он воспитал несколько чемпионок мира и обладателей кубка мира. Имеет ли он какие–либо льготы при поступлении на заочную форму обучения? Высшего образования у него нет.


— Пусть он поступает. И обязательно все свои результаты и достижения приложит к документам. При прочих равных условиях это ему зачтется. А вот специальных льгот нет.


О выборе профессии


 — Меня зовут Ксения. Можно у вас поинтересоваться, какой вуз выбрать, чтобы в будущем работать на АЭС?


— Если речь о строительстве станции, то специалистов готовит БНТУ. Если об эксплуатации ядерных реакторов — обращайтесь в БГУ. Там же экологическая безопасность. Как и в Международном государственном экологическом университете имени А.Д.Сахарова. А бетонщиков, прорабов, технологов, которые также нужны, готовят на любом строительном факультете, которые есть и в Гродно, и в Полоцке, и в других городах. Также понадобятся энергетики, инженеры–электрики. Пробуйте!


 — В следующем году хочу поступать на юридическую специальность. Скажите, пожалуйста, насколько сегодня востребованы юристы?


— Сейчас мы оптимизировали прием на юридические специальности — как на бюджетную, так и на платную форму. Все, кто получает юридическое образование, найдут себе работу. Но спрос на юридические специальности значительно уступает спросу на технические. Поверьте, инженеры, технологи, строители, энергетики, специалисты сельского хозяйства куда более востребованы на рынке труда. Им легче найти работу, получить приличный заработок. Поэтому желаю вам более вдумчиво подойти к выбору будущей профессии. Стоит обратить пристальное внимание на ссузы. Их выпускникам проблемы трудоустройства точно не грозят.


О проблеме общежитий


 — Меня зовут Алла. Моя дочь поступает в Белгосуниверситет на специальность «Международный туризм». Набрала 360 баллов. Какие у нее шансы поступить? И сразу же второй вопрос: как получить общежитие?


— Поздравляю вас. С такими баллами вам не стоит волноваться о поступлении. С общежитием сложнее. На первом курсе вы можете его и не получить. Во всяком случае, учитывайте возможные трудности. Если ваша семья, к примеру, многодетная или есть еще какие–то основания для льгот, это другое дело. Но в любом случае, как только дочь будет зачислена, сразу же пишите заявление на имя ректора с просьбой предоставить общежитие.


 — Звонит Оксана Алексеевна из Витебской области. У нас дочка учится на 3–м курсе Полоцкого университета. В этом году сын поступает в БНТУ. Существуют ли какие–либо преимущества для предоставления общежития, если в семье двое студентов?


— А почему бы и сыну не выбрать Полоцкий университет? Мне этот вуз очень нравится. Современный, с высоким уровнем преподавания. Да и к дому  будет ближе. А в Минске вы сразу же, увы, столкнетесь с проблемой общежития. Льготы, о которой вы спрашиваете, не существует.


О новациях в образовании


 — На проводе Алла Тарасовна Коваленко из Гомеля. У меня поступает дочка. Школу окончила хорошо, тестирование в целом тоже сдала нормально. Как мама просто хочу высказать пожелание: чтобы бланки или копии бланков выдавали детям на руки, пусть они видят свои ошибки.


— Поверьте, результаты мы перепроверяем не один раз, осечек быть не может. Но представьте, что будет, если выстроится очередь за бланками из всех сдававших ЦТ! У нас почти 500.000 человеко–тестов ежегодно.


 — У нас проходит тестирование по трем предметам. Почему бы не разрешить сдавать на платной основе дополнительно еще несколько? Это даст возможность выбрать профессию с учетом знаний.


— Не соглашусь с вами. Мы хотим, чтобы абитуриент был профессионально ориентирован, чтобы он изначально нацеливался не просто на университет, хотел не просто поступить куда–то, а планировал свою будущую профессию. Для этого нужно иметь соответствующую школьную подготовку. Хочешь быть инженером — налегай на математику и физику, врачом — на химию и биологию. Чтобы ориентация закладывалась уже на этапе выбора предметов для тестирования, и предполагаем сдачу трех испытаний. Иначе будет много суеты, беготни, растерянности. Это только уведет молодого человека от четкого определения своего будущего.


 — Когда–то депутат нашего округа во время предвыборной программы вела речь об открытии в Сморгони колледжа, но теперь об этом ничего не слышно. Почему? И еще вопрос. Будут ли открываться какие–либо учебные заведения в ближайших от Сморгони городах в связи со строительством АЭС?


— Начну со второго вопроса. Пока все наши учебные заведения, колледжи, профтехучилища способны обеспечить и количество, и качество подготовки специалистов по всем «атомным» направлениям и профилям. А вопрос открытия нового колледжа — инициатива заказчика. Организация, местная власть выходят с заявкой на профильное министерство, оттуда обращаются к нам. Оцениваем ситуацию, принимаем решение. В Сморгони, насколько я знаю, особой остроты в этом вопросе не возникало.


 — Не планирует ли министерство изменить форму экзамена в школе и сделать его в виде теста, как при поступлении? А то теперь приходится готовиться к испытаниям дважды.


— В ближайшие два года пересматривать перечень учебных предметов, по которым проводятся выпускные экзамены в общеобразовательных учреждениях, а также форму их проведения не планируем. Смысла в этом нет, ведь у экзамена и тестирования разные задачи: в одном случае — контроль, во втором — отбор.


Об учебных буднях


 — Меня зовут Евгения. Мой сын — студент Международного гуманитарно–экономического института. После 2 лет обучения всем студентам предложили перевестись на заочное обучение. Хотя это не было оговорено в договоре. Насколько правомерно это решение руководства вуза?


— Если такая возможность не была оговорена в договоре, то такое решение, конечно, неправомерно. Естественно, вы имеете право настаивать на продолжении обучения вашего сына на дневном обучении. У вас на руках договор, им и надо руководствоваться. Мы проверим, почему такое могло произойти.


— Александр Михайлович, а насколько законно взимание пени за несвоевременную, но с небольшой задержкой, оплату учебы?


— Это тоже должно быть в договоре: смотрите, если норма прописана, значит, все законно.


 — Меня зовут Эдуард Дмитриевич, я хотел бы задать вопрос министру Александру Михайловичу Радькову.


— Я вас слушаю.


— Когда наши вузовские дипломы будут признаваться за рубежом, в частности, в странах Евросоюза? Вот, например, диплом мехмата БГУ не признается в Испании.


— Эдуард Дмитриевич, за рубежом сейчас спрашивают, не что ты закончил, а что ты умеешь делать. Так принято во всем мире. Любой наниматель перед тем, как дать вам работу, захочет убедиться в том, что вы сможете ее выполнять. Это нормально. Точно так же делаем и мы, принимая на работу или на учебу иностранцев.


 — Мой сын закончил Несвижский государственный педагогический колледж по специальности «Физическая культура». В какие вузы он может поступить на сокращенный курс обучения?


— Хорошо знаю ваш колледж. На факультет физвоспитания на общих основаниях он может поступать в любой университет. А вот на сокращенный курс только в те вузы, с которыми у колледжа заключен соответствующий договор и есть согласованные учебные планы и программы. Чтобы узнать это, вы можете обратиться к директору колледжа.


— Но сын уже отработал год после учебы...


— Это не играет роли.


 — Правильно ли поступают в вузах, отчисляя студента за неуспеваемость? У нас такая история. Сын сдал на сессии три экзамена без всяких вопросов, а на последнем экзамене по теории получил «хорошо», а задачу решить не успел...


— Если студент не сдал хотя бы один зачет, его не допустят к экзаменам. Если он не сдал в течение сессии три экзамена, его отчисляют. В вашем случае он может просто пересдать экзамен до 1 сентября. Если не согласен с результатом либо видит предвзятое отношение со стороны преподавателя, может сдать заведующему кафедрой, обратиться к декану, ректору. И пересдать экзамен комиссии.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter