В модернизацию девяти плитных производств в последние годы вложено 1,2 миллиарда евро

Постучим по дереву

В модернизацию девяти плитных производств деревообрабатывающей отрасли в последние годы вложено 1,2 миллиарда евро
В модернизацию девяти плитных производств деревообрабатывающей отрасли в последние годы вложено 1,2 миллиарда евро. Обновлены лесопильные и спичечные заводы. Потрачена немалая сумма, логично, что и отдача должна быть соответствующей. Но на деле все не так гладко.



Все предприятия уже работают. Правда, на некоторых из них (в Речице, Витебске и Гомеле) отдельные инфраструктурные и вспомогательные объекты будут сданы в течение года. Но на производственном процессе это не отражается, успокаивает председатель концерна «Беллесбумпром» Юрий Назаров. И озвучивает предварительные результаты:

— По сравнению с 2010 годом выпуск плит МДФ вырос в 4 раза, фанеры — в 1,4. Получили мы и плиты высокой плотности, которые позволяют делать напольное покрытие в Гомеле, Витебске и Мостах. Но экономика складывается не так, как хотелось бы. И тому есть ряд объективных причин.

Одна из них связана с реализацией. Основной потребитель — Россия. На ее долю приходится чуть более 49% экспортных поставок. Еще 20% — на страны СНГ. Треть — на дальнее зарубежье. Сейчас в концерне активно ищут новые рынки сбыта. Из свежих вариантов — Азербайджан, Иран, Турция. Попасть в европейские страны сложно: не нужно забывать о таможенных и налоговых барьерах. В то же время специалисты говорят, что восточная соседка всегда была и будет оставаться приоритетным направлением. Ведь долгие годы предприятия вкладывали огромные деньги в продвижение, создание своих дилерских центров и фирменных магазинов. Неправильно было бы перечеркнуть все наработки одним махом.

— Взять, например, предприятие «Борисовдрев». Мы в Россию грузим плиту МДФ по цене 0,6 доллара за квадратный метр, в Европу – по 0,8—0,9, но объемы несравнимы. Чтобы производство работало, вынуждены продавать соседям с убытками, — делится наболевшим Юрий Назаров.

Как следствие, падение объемов продаж тянет за собой уменьшение потребления древесины. Так, изначально планировалось, что предприятия концерна переработают около 5 миллионов кубометров древесины, сейчас фигурирует другая цифра — на миллион меньше. Возможно, положение дел изменится, если продукция будет более конкурентоспособной. 

А значит, придется снижать затраты, которые отражаются на себестоимости, — на 10%, или на 1,4—1,5 триллиона рублей в денежном выражении. По словам главы концерна, предстоит сокращение «не только материальных, но и людских ресурсов».

В концерне нацелились получить от экспорта 470 миллионов долларов — это на 20 миллионов больше, чем в 2014-м. При этом рентабельность продаж должна быть на уровне 3—3,5% с учетом экспорта. В прошлом году этот показатель в крупных предприятиях, где только закончилась модернизация, был в минусе на 2 %. В то время как в целом по ведомству рентабельность продаж была в плюсе - на 1,8 %. Специалисты считают, что хорошие перспективы есть у производства плит МДФ, которые пойдут для выпуска напольного покрытия, фанеры.



— Хоть она сейчас и складируется, понимаем, что это сезонное замирание, рынок скоро оживет. Вместе с тем мы уже не получим прошлогодних результатов. В начале 2014-го за куб в Европе нам платили 350—390 евро, сейчас конкурируем с россиянами, и цена с доставкой — 220 евро, — приводит цифры Юрий Назаров.

Спросом у европейцев пользуется новинка — изоляционная древесно-волокнистая плита, экологичный, дорогостоящий утеплитель. Французы и итальянцы уже присматриваются к белорусскому продукту, но у него есть конкуренты в лице немецкого и польского производителей.

m_druk@mail.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter