Проект "Второй дом" ТК "МИР" рассказывает о судьбе беженцев из Донбасса в Беларуси

Построить жизнь с нуля

Проект «Второй дом», запущенный на телеканале «МИР», рассказал о судьбе беженцев из Украины, нашедших приют в Беларуси: кто они, как устроились на новом месте и какой прием оказали им наши сограждане.



Сценарист проекта Ольга Забелич убеждена — эти вопросы не оставили равнодушными никого:

— Мы слишком близки, слишком тесно связаны, кого ни возьми, найдутся родственники в Украине или друзья. Это та беда, которая рядом — не в Ливии, не в Сирии, не на Африканском континенте. Это вот здесь, по ту сторону границы. Страдают люди — точно такие же, как мы с вами, те, с кем у нас сотни лет общей истории. Мы хотели в своем проекте показать, как переживают простые люди такую беду, как гражданская война. Люди, которых мы снимали для цикла «Второй дом», говорят: «Нам казалось, что происходящее — лишь очередная «оранжевая революция», не более того, что люди пошумят и успокоятся...»

Семья Воробьевых нашла второй дом в Витебске.

Примерно то же сказала одна из героинь программы Ирина Воробьева, когда к ней обратились корреспонденты «СБ»:

— Разве же мы, когда заваривалась вся эта каша, думали, что нас будут истреблять?

Ирина, всю жизнь прожившая в Донецкой области, теперь обрела второй дом в Витебске с мужем и двумя детьми — Дашей и Мишей. Третий малыш, которого назвали Коленькой, родился уже здесь. Надежды на родственников мужа не оправдались — и то сказать, признают Воробьевы, если не видишься 35 лет, чего от них ожидать? Но именно из–за белорусских корней семья, спасаясь, перебралась в Беларусь. И о решении своем они не жалеют, говорит Ирина:

Переселенец поневоле Сергей Федосеев
 в Беларуси чувствует  себя очень комфортно. 

— Просто слезы на глазах, как нас здесь приняли, как бескорыстно помогали совершенно чужие люди. Посторонние поддержали так, как родные не смогли! Мужнина родня советовала сделать аборт — а тут Красный Крест оплатил мне кесарево сечение, 10 миллионов рублей! У нас ведь тогда ни вида на жительство, ничего не было, уезжали с одними паспортами.

Семья Воробьевых — простая, трудовая, крепкая. Лодырничать не привыкли — как работали всю жизнь в Донбассе, так готовы трудиться и здесь. Конечно, важно было найти крышу над головой, рассказывает Ирина:

— Потому что мы с детьми и по вокзалам ведь помытарились... И муж сказал: устроюсь туда, где дают общежитие. Он электрослесарь, его взяли на Витебскую ТЭЦ. Огромное спасибо руководству, которое и насчет вида на жительство походатайствовало — мы не догадались захватить с собой никаких документов, которые подтверждали бы, что родители мужа, бабушки–дедушки из Беларуси, это уже потом нужные бумаги нам с оказией передали.

На приеме у детского травматолога — Игорь Шиш, житель Николаевки.
 Он бежал в Минск как в тихое место, где можно отдышаться.
 Война отобрала у парня руку, в теле у мальчика до сих пор осколки снаряда, один глаз теперь не видит.

Еще одни герои — семья Мардарь из Донецка. 29–летние Дмитрий и Лариса в Беларуси уже год — пересекли границу в сентябре 2014–го. Осели в агрогородке Заостровечье Клецкого района. Дмитрий Владимирович нашел работу главного ветеринарного врача, еще будучи в Донецке, через интернет:

— Связался с волонтерами, они поговорили с руководителями хозяйства, и нам обещали: работа 100% будет, можете ехать. Мы ведь потому и выбрали Беларусь, что специальность у меня востребованная, нужная — ветеринару всегда найдется дело там, где развито сельское хозяйство. Сперва по контракту получили разрешение на работу на год, теперь подаем документы на получение вида на жительство.

На попечении Дмитрия — крупный рогатый скот и птица. Хороший ветврач — действительно важный человек на селе, у него каждая буренка под присмотром. Да и экология, чистый воздух — не последнее дело. А главное — мирное небо над головой и возможность заниматься любимым делом.

ovsepyan@sb.by

Советская Белоруссия № 189 (24819). Пятница, 2 октября 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter