Построить «Стамбул»: что скрывает турецкий проект нового судоходного канала
05.07.2021 13:15:00
Недавно президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган дал старт строительству нового судоходного канала под названием «Стамбул». Анкара утверждает, что он должен разгрузить Босфорский пролив, но эксперты говорят: на самом деле, причин появления «Стамбула» больше. И экономических, и геополитических.
Инфографика: ТАСС
1. Торговые суда всех стран свободно проходят через проливы.
2. Для военных судов есть ограничение. Черноморским государствам предоставляется полная свобода, главное – заранее уведомить о таком маневре Турцию. Все остальные страны попадают под ограничения по классу и тоннажу военных судов, а также по количеству времени, в течение которого им можно находиться в данных водах.
Эрдоган ранее заявлял, что у канала «Стамбул» «нет никакой связи с конвенцией Монтрё». С таким подходом в мире много кто не согласен.
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган
Во-первых, за проход через Босфор суда платят Турции достаточно скромные сборы, а в случае «Стамбула» заработать на этом можно будет намного больше. Возникает вопрос: захотят ли владельцы судов платить больше? Вполне возможно: «Стамбул» более безопасен географически, что сокращает шансы аварий, да и заплатить за проход может оказаться выгоднее, чем ждать в долгой босфорской очереди. Кроме того, строительство канала потребует возведение дополнительной инфраструктуры вокруг него и ее эксплуатацию – то есть регион ждут новые инвестиции и рабочие места. Некоторые аналитики утверждают, что сам по себе «Стамбул» может окупиться уже через 4–5 лет. Но дело не только в экономике.
Во-вторых, Черное море служит проводником к Средиземному через Мраморное и поэтому является стратегически важным в области геополитики для целого ряда государств. Среди них – крупнейшие по влиянию в мире державы. Какая роль у «Стамбула» в этом контексте? Достаточно очевидная: усилить позиции Турции в морях и дать ей возможность выйти на уровень одного из главных геополитических игроков в регионе. Отчасти этому может послужить «обход» условия Монтрё в части военных судов. Впрочем, если оценивать ситуацию глобальнее, этот фактор играет не самую существенную роль. Главное в теме «Стамбула» – контроль над проливами, который Турция, очевидно, планирует расширять.
Строительная площадка моста через запланированный маршрут канала «Стамбул»
В дополнение к этому стоит понимать: раз регион настолько важен для мировых держав, вряд ли одна Турция сможет спокойно перекроить расклад сил в нем на новый лад. Слишком уж много интересов разных стран замешано вокруг черноморских проливов. Как этот момент можно урегулировать? Через многочисленные переговоры и поиск компромиссов между заинтересованными сторонами. Правда, не факт, что до этого дойдет.
Пока ясно одно: «Стамбул» для Турции действительно имеет шанс стать «проектом десятилетия», как его окрестил Эрдоган.
Что такое «Стамбул»?
Это планируемый судоходный канал в районе Черного моря. Он как бы «вклинивается» в маршрут Дарданеллы – Мраморное море – Босфор. Вот инфографика – посмотрите, как это выглядит на карте и какие у «Стамбула» будут характеристики. Уточним, что ТАСС опубликовало эти данные в апреле 2021-го. Позже стоимость проекта стали оценивать выше.Инфографика: ТАСС
Это все исходные данные по теме «Стамбула»?
Не совсем – еще нужно знать основные положения конвенции Монтрё о статусе проливов. Это документ, который регулирует проход судов через проливы в Черноморском регионе. Вот главное:1. Торговые суда всех стран свободно проходят через проливы.
2. Для военных судов есть ограничение. Черноморским государствам предоставляется полная свобода, главное – заранее уведомить о таком маневре Турцию. Все остальные страны попадают под ограничения по классу и тоннажу военных судов, а также по количеству времени, в течение которого им можно находиться в данных водах.
Эрдоган ранее заявлял, что у канала «Стамбул» «нет никакой связи с конвенцией Монтрё». С таким подходом в мире много кто не согласен.
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган
Зачем Турция хочет построить «Стамбул»?
Официально – чтобы «укрепить суверенитет страны», разгрузить Босфор и снизить вероятность аварий в его пределах (наподобие той, что была весной в Суэцком канале). Однако по сути проект сильно выходит за рамки чисто транзитной проблемы.Во-первых, за проход через Босфор суда платят Турции достаточно скромные сборы, а в случае «Стамбула» заработать на этом можно будет намного больше. Возникает вопрос: захотят ли владельцы судов платить больше? Вполне возможно: «Стамбул» более безопасен географически, что сокращает шансы аварий, да и заплатить за проход может оказаться выгоднее, чем ждать в долгой босфорской очереди. Кроме того, строительство канала потребует возведение дополнительной инфраструктуры вокруг него и ее эксплуатацию – то есть регион ждут новые инвестиции и рабочие места. Некоторые аналитики утверждают, что сам по себе «Стамбул» может окупиться уже через 4–5 лет. Но дело не только в экономике.
Во-вторых, Черное море служит проводником к Средиземному через Мраморное и поэтому является стратегически важным в области геополитики для целого ряда государств. Среди них – крупнейшие по влиянию в мире державы. Какая роль у «Стамбула» в этом контексте? Достаточно очевидная: усилить позиции Турции в морях и дать ей возможность выйти на уровень одного из главных геополитических игроков в регионе. Отчасти этому может послужить «обход» условия Монтрё в части военных судов. Впрочем, если оценивать ситуацию глобальнее, этот фактор играет не самую существенную роль. Главное в теме «Стамбула» – контроль над проливами, который Турция, очевидно, планирует расширять.
Строительная площадка моста через запланированный маршрут канала «Стамбул»
Получится ли у Анкары добиться грандиозных целей?
Да, но если «Стамбул» все-таки построят. Почему именно такая формулировка? Дело в том, что о проекте канала в Турции говорят уже очень давно: Эрдоган анонсировал его еще в 2011-м. С тех пор сроки начала строительства сдвигались, и нет гарантии, что это не произойдет в очередной раз.В дополнение к этому стоит понимать: раз регион настолько важен для мировых держав, вряд ли одна Турция сможет спокойно перекроить расклад сил в нем на новый лад. Слишком уж много интересов разных стран замешано вокруг черноморских проливов. Как этот момент можно урегулировать? Через многочисленные переговоры и поиск компромиссов между заинтересованными сторонами. Правда, не факт, что до этого дойдет.
Пока ясно одно: «Стамбул» для Турции действительно имеет шанс стать «проектом десятилетия», как его окрестил Эрдоган.