Построить «Стамбул»: что скрывает турецкий проект нового судоходного канала

Недавно президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган дал старт строительству нового судоходного канала под названием «Стамбул». Анкара утверждает, что он должен разгрузить Босфорский пролив, но эксперты говорят: на самом деле, причин появления «Стамбула» больше. И экономических, и геополитических.

Что такое «Стамбул»?

Это планируемый судоходный канал в районе Черного моря. Он как бы «вклинивается» в маршрут Дарданеллы – Мраморное море – Босфор. Вот инфографика – посмотрите, как это выглядит на карте и какие у «Стамбула» будут характеристики. Уточним, что ТАСС опубликовало эти данные в апреле 2021-го. Позже стоимость проекта стали оценивать выше.

Инфографика: ТАСС

Это все исходные данные по теме «Стамбула»?

Не совсем – еще нужно знать основные положения конвенции Монтрё о статусе проливов. Это документ, который регулирует проход судов через проливы в Черноморском регионе. Вот главное:

1. Торговые суда всех стран свободно проходят через проливы.

2. Для военных судов есть ограничение. Черноморским государствам предоставляется полная свобода, главное – заранее уведомить о таком маневре Турцию. Все остальные страны попадают под ограничения по классу и тоннажу военных судов, а также по количеству времени, в течение которого им можно находиться в данных водах.

Эрдоган ранее заявлял, что у канала «Стамбул» «нет никакой связи с конвенцией Монтрё». С таким подходом в мире много кто не согласен.

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган

Зачем Турция хочет построить «Стамбул»?

Официально – чтобы «укрепить суверенитет страны», разгрузить Босфор и снизить вероятность аварий в его пределах (наподобие той, что была весной в Суэцком канале). Однако по сути проект сильно выходит за рамки чисто транзитной проблемы.

Во-первых, за проход через Босфор суда платят Турции достаточно скромные сборы, а в случае «Стамбула» заработать на этом можно будет намного больше. Возникает вопрос: захотят ли владельцы судов платить больше? Вполне возможно: «Стамбул» более безопасен географически, что сокращает шансы аварий, да и заплатить за проход может оказаться выгоднее, чем ждать в долгой босфорской очереди. Кроме того, строительство канала потребует возведение дополнительной инфраструктуры вокруг него и ее эксплуатацию – то есть регион ждут новые инвестиции и рабочие места. Некоторые аналитики утверждают, что сам по себе «Стамбул» может окупиться уже через 4–5 лет. Но дело не только в экономике.

Во-вторых, Черное море служит проводником к Средиземному через Мраморное и поэтому является стратегически важным в области геополитики для целого ряда государств. Среди них – крупнейшие по влиянию в мире державы. Какая роль у «Стамбула» в этом контексте? Достаточно очевидная: усилить позиции Турции в морях и дать ей возможность выйти на уровень одного из главных геополитических игроков в регионе. Отчасти этому может послужить «обход» условия Монтрё в части военных судов. Впрочем, если оценивать ситуацию глобальнее, этот фактор играет не самую существенную роль. Главное в теме «Стамбула» – контроль над проливами, который Турция, очевидно, планирует расширять.

Строительная площадка моста через запланированный маршрут канала «Стамбул»

Получится ли у Анкары добиться грандиозных целей?

Да, но если «Стамбул» все-таки построят. Почему именно такая формулировка? Дело в том, что о проекте канала в Турции говорят уже очень давно: Эрдоган анонсировал его еще в 2011-м. С тех пор сроки начала строительства сдвигались, и нет гарантии, что это не произойдет в очередной раз.

В дополнение к этому стоит понимать: раз регион настолько важен для мировых держав, вряд ли одна Турция сможет спокойно перекроить расклад сил в нем на новый лад. Слишком уж много интересов разных стран замешано вокруг черноморских проливов. Как этот момент можно урегулировать? Через многочисленные переговоры и поиск компромиссов между заинтересованными сторонами. Правда, не факт, что до этого дойдет. 

Пока ясно одно: «Стамбул» для Турции действительно имеет шанс стать «проектом десятилетия», как его окрестил Эрдоган.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter