Построим мосты

Нет определения, в большей степени, чем это, передающего смысл единения, — построим мосты. Значит, будем едины. Поразмышлять на эту тему мы попросили члена-корреспондента Международной Академии информатизации, кандидата технических наук, доцента кафедры “Мосты” МИИТа, одного из авторов книги “Мосты Москвы” Татьяну СкрЯбину.

— Татьяна Александровна, как оказалось, мостов в Белокаменной около ста пятидесяти. Скажите, какое определение дали бы вы мостам?
— Мосты входят в число инженерных сооружений, которые определяют лицо города, наряду с дорогами и транспортными развязками. Если в городе есть мосты, — а найти населенный пункт, в котором не было бы речной преграды, непросто, — движение в нем будет обеспечено, люди будут успевать по своим делам, и жизнь будет бить ключом. Не случайно в самих названиях мостов отражена история города, географическое его положение. Судите сами — Большой Устьинский, Большой Каменный, Бородинский, Лефортовский, Крымский, Лужков мост, “Багратион”... Мосты ведут своеобразную летопись Москвы. Говоря высоким стилем, московские мосты соединяют между собой берега исторической реки, не позволяя “распасться связи времен”.
Прогулку по Москве можно начать с Большого Каменного моста, который называют “восьмым чудом света”, именно его видим на картинах художников ХVIII и ХIХ веков, на медалях и на открытках и даже на 10-тысячной советской купюре, выпущенной в 1923 году. Поначалу мост этот был наплавным, по отдельным плашкоутам люди перебирались с одной стороны на другую. Затем его построили из камня, и имел он каменные пролеты. Специально для строительства моста в 1643 году из Страсбурга вызывали мастера Ягана Кристлера, который выполнил “мостовой образец” из дерева. Но пока образец утверждали у царя, мастер умер, и продолжил строительство монах Филарет. Он изменил число пролетов, поскольку проезжая часть была расширена. Что касается пролетов, невозможно сказать точно, сколько их было, на всех изображениях число их различно. Каменный мост много раз перестраивали, и в 1859 году он стал трехпролетным, а в 1937 году, когда в Москве было построено несколько больших мостов, однопролетным.
Следует знать, что многие мосты в столице символические, потому что речки, через которые они были проложены, убраны в трубы. Например, кирпичный мост между Троицкой и Кутафьей башнями Московского Кремля. Сохранилось девять арок этого моста, и все они, кроме одной, заложены, потому что речки Неглинки нет. Несколько лет назад на Манежной площади на глубине семи метров откопали Воскресенский мост, у которого полностью сохранилась прочная каменная конструкция. Одну плоскость моста откопали полностью, вторую частично, и сейчас этот мост используется как музей археологии.
— Как вы думаете, когда был построен людьми первый мост?
— Трудно сказать, думаю, первым мостом стало удачно упавшее дерево, которое позволило людям перебраться с одной стороны ручья или речки на другую. Но известно, что в IV тысячелетии до н.э. в районе города Ур существовали каменные своды над гробницами, а в III тысячелетии до н.э. в Двуречье, вблизи города Ашнунак, там, где протекают Тигр и Евфрат, каменные своды перекрывали уже каналы. В промежутке между 158 и 167 годами н.э. был построен Гардский акведук, который подавал воду в город Ним. Ныне он располагается на территории современной Франции.
А в России мосты начали строить при Ярославе Мудром — из дерева, без единого гвоздя, только с помощью топора. Назывались эти специалисты мостниками, и считалось это сословие привилегированным. Со временем в России появились обитаемые мосты, в которых можно было располагать магазины, кафе, центры досуга, эта традиция активно возрождается сегодня. Перед мостовиками Москвы и других крупных городов России ставится задача строительства мостов, в которых люди могли бы отдыхать. Например, Пушкинский и Киевский пешеходные мосты стали настоящим подарком москвичам в ХХI веке. Мосты настолько красивы, что благодаря им зародилась уже новая традиция — как к памятникам, после регистрации к ним приезжают молодожены сделать памятные фотографии. В Киевском, говорят, уже и свадьбы играют, мост очень удобен для прогулок — начинается у входа в гостиницу “Славянская” и имеет сходы на обе стороны Москвы-реки, а пол там покрыт паркетом. Пушкинский мост знаменит тем, что там, внутри. устраиваются выставки, а молодежи полюбилось кафе.
— Достаточно ли, на ваш взгляд, сегодня в Москве мостов?
— Конечно, нет, столице недостает едва ли не ста мостов. Все знают, как страдает наш город от “пробок”, а между тем проблема эта решаема. Возьмите Садовое кольцо, оно же незамкнуто, и некоторые дороги заканчиваются тупиком у Москвы-реки. Автомобилистам приходится ехать по набережной, искать место, где можно переехать на другую сторону, в то время  как каждый из таких тупиков должен бы заканчиваться мостом. Мосты через Москву-реку должны быть построены через триста-четыреста метров, как в Париже через Сену, а не через полтора километра, как у нас. Мы даже могли бы указать мостостроителям места, где “сам Бог велел” построить мосты...
Или возьмите “кольца”, которыми окружена Москва: Московская окружная дорога, которая имеет длину 54 км, МКАД, Третье транспортное кольцо — этим думали снизить транспортное напряжение, и — просчитались. Сейчас собираются строить Четвертое транспортное кольцо, есть надежда, что это поможет. А в целом проблему не решить введением улиц без движения транспорта или строительством очередных “колец”. Нужна комплексная программа строительства транспортных “развязок”, мостов, эстакад и путепроводов. В этом отношении, думаем, можно брать пример с таких городов, как Сан-Франциско и Мюнхен.
— Татьяна Александровна, а что касается назначения мостов — соединять берега, какую философию можно вывести по поводу объединения России с Беларусью?
— Однозначно такую, что ни при каких обстоятельствах нельзя было разделять славянские народы — украинцев, белорусов, русских. Мало того, что в основе у нас один язык, у нас реки общие, и свои мосты мы перекидываем вместе с украинцами через Днепр, вместе с белорусами через Западную Двину и Неман. У меня есть коллекция старинных открыток белорусских мостов, там есть деревянный мост со сквозными опорами через Днепр у Могилева, арочный мост через Двину в Витебске, низководный наплавной мост через Неман в Гродно, мосты через Березину у Бобруйска и через реку Сож у Гомеля.
В советское время существовала единая система строительства мостов в республиках, например, Мостоотряд № 88 из Минска и Мостопоезд № 425 из Витебска принадлежали Мостострою № 5, который располагался в Риге. Можно представить, сколько специалистов из разных республик трудились бок о бок, вместе, на одних и тех же объектах. Например, совместные проекты с белорусами были у моего мужа, профессора МИИТа А.Носарева, с которым мы вместе и написали книгу “Мосты Москвы”. У МИИТа всегда были прочные связи с БелИИЖТом, родственным институтом из Гомеля, студенты наши проходили практику в Беларуси, я сама в 80-е годы возила ребят в Гродно. Между прочим, сейчас специалисты нашей кафедры “Мосты” занимаются реконструкцией моста через Неман в городе Гродно. Так что я обеими руками голосую за объединение наших государств и как мостовик предлагаю, как можно скорее перекинуть между нашими берегами мосты, какие угодно — деревянные, каменные, металлические, понтонные, а мы будем следить за их прочностью.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter