Юбиляр этой недели, народный артист России Константин Райкин особые чувства испытывает к Беларуси

Постоянство таланта

Народный артист России художественный руководитель Российского государственного театра «Сатирикон» им. А. Райкина Константин Райкин на этой неделе отметил 70-летний юбилей. Сегодня на телеканале «Культура» завершится документальный цикл «Один на один со зрителем», рассказывающий о насыщенном творческом пути актера, а завтра телезрители увидят запись спектакля «Вечер с Достоевским» с участием Константина Аркадьевича в постановке режиссера Валерия Фокина. Константин Райкин регулярно выступает в Беларуси и признается, что всегда испытывает особые чувства к нашей стране.

youtube.com

«Вы знаете, я ведь православный и считаю себя русским человеком, но по крови я — еврей, — говорил артист в интервью «Народной газете» в сентябре прошлого года. — Папа знал идиш, ходил в хедер когда-то, и его отец не мог принять то, что он захотел стать артистом, считал, что недостойно еврею быть клоуном. И родители мои, советские люди, мне объяснили: если в тебе есть еврейская кровь, ты должен знать, что Беларусь — особая страна, которая защищала и прятала евреев от фашистов, а белорусы рисковали собственной жизнью. Очень самоотверженно и великодушно вели себя по отношению к нашим братьям по крови. Притом что я воспитывался интернационалистом, я это как-то запомнил. А уж потом, когда здесь появилось много друзей и довелось встретить сердечных людей, мне кажется, что они действительно какие-то особенные».

Надо сказать, что и белорусский зритель Константина Райкина любит, чрезвычайно ценит и благодарен любой возможности встретиться с ним, человеком, чей вклад в развитие театральной культуры столь огромен. Некоторое время назад артист выступал в Минске с поэтическим моноспектаклем «Над балаганом небо…». Вечер в концертном зале «Минск» прошел с аншлагом. В прошлом году украсил своим появлением последний день XXIV Международного театрального фестиваля «Белая вежа» в Бресте. Сначала в программе форума с постановкой «Школа. Метро. Сны» выступили студенты Высшей школы сценических искусств (Театральной школы Константина Райкина), а позже и сам Константин Аркадьевич с моноспектаклем «Обычные слова». Его всегда тепло принимает искушенная фестивальная публика и простые зрители. Потому что общение с ним обогащает и дает вдохновение. Масштаб личности и таланта не оставляет шанса быть равнодушным.

Сын народного артиста СССР, легендарного Аркадия Райкина, Константин Райкин сегодня — один из лидеров современного театрального процесса. Он продолжил династию, нашел себя и свой собственный стиль, несмотря на груз знаменитой фамилии. От тени великого отца, работавшего на эстраде на невероятной высоте, которого обожали все, от сильных мира сего до гардеробщиков, спрятаться было некуда. Поначалу Константин думал связать судьбу с биологией, которой всерьез увлекался, но все же поступил в Щукинское театральное училище, поражая педагогов энергий и работоспособностью, после десять лет отработал у Галины Волчек в «Современнике». Перешел в Ленинградский театр миниатюр, которому суждено было переехать в Москву и трансформироваться сначала в Государственный театр миниатюр, а затем в «Сатирикон». Вместе с отцом сыграл в спектаклях «Его Величество Театр» и «Мир дому твоему». Его постоянно сравнивали с отцом, и это психологическое давление он сумел преодолеть, оно по-своему сформировало волевой и целеустремленный характер.

Константин стал сниматься в кино, однако оно никогда не было для него главным. Но даже те немногочисленные работы, которые появились, запомнились оригинальностью. Всю свою пластичность и темперамент Константин Аркадьевич проявил в картинах «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Труффальдино из Бергамо», «Остров погибших кораблей», «Тень, или Может быть, все обойдется» и других. Даже с нашим белорусским режиссером Валерием Рубинчиком довелось поработать в «Комедии о Лисистрате».

Но все же главным для него всегда был театр. Ко всем достоинствам психологического театра он добавил отточенность формы, зрелищность, невероятную энергетику, высокую степень актерской самоотдачи. Спектакли Российского государственного театра «Сатирикон» им. А. Райкина с участием Константина Аркадьевича («Служанки», «Сирано де Бержерак», «Великолепный рогоносец», «Превращение», «Трехгрошовая опера», «Контрабас», «Ричард III») становились событием для всего постсоветского пространства. Театральные режиссеры с индивидуальным почерком всегда найдут в этом коллективе отклик и понимание. Сейчас Райкин играет в спектаклях «Дон Жуан» и «Человек из ресторана» Егора Перегудова, «Шутники» Евгения Марчелли, поэтическом моноспектакле «Своим голосом». «У нас по-настоящему рабочий театр, — говорит худрук. — Любое талантливое семя всегда дает хорошие плоды. В этом смысле «Сатирикон» — благодатная почва для любого серьезного режиссера. Конечно, он как-то должен быть близок нам по духу. Есть замечательные режиссеры, которых я никогда не приглашу к нам. Они талантливые, но чужие по каким-то своим эстетическим установкам».

Константин Аркадьевич из числа тех, чье присутствие в театральном процессе, несмотря на все сегодняшние временные трудности, вселяет оптимизм, веру в лучшее. Ведь к невероятному артистическому таланту добавлен большой дар организатора театрального дела. Мастер всегда высказывает свое неравнодушное отношение к различным проблемам театрального процесса, поддерживает коллег в сложной ситуации. Кроме того, что он артист невероятной энергетики, бешеного темперамента, большого интеллекта и вкуса, еще и человек с активной гражданской позицией. Творец ищущий, сомневающийся. Он органически не переносит фальшь ни в жизни, ни на сцене. У него свой круг единомышленников, преданных ремеслу. Супруга Елена Бутенко-Райкина и дочь Полина тоже работают в «Сатириконе». Елена не только играет, но и реализует себя как режиссер. Дочь Полина талантливо, с большой самоотдачей задействована в спектаклях театра, таких как «Чайка» в постановке Юрия Бутусова, удостоенной премии «Золотая маска», недавней премьере «Всем, кого касается». Не будучи до конца удовлетворенным выпускниками театральных учебных заведений, в своей школе Константин Райкин готовит молодых актеров по высоким стандартам: «Я в конечном итоге все это и создал, чтобы воспитать учеников для себя. Наша школа — высшее учебное заведение. Оно негосударственное, но поскольку мы имеем государственную аккредитацию, по выходу из него студенты получают государственные дипломы о высшем актерском образовании». Так уж он устроен: не может не думать о завтрашнем дне своей профессии, которой отдал все.

ЦИТАТА

«Я как-то никогда не задумывался о том, кто такой, например, Дон Жуан — герой или антигерой… Это свойство великих произведений. «Дон Жуан», как и «Гамлет», в каждом времени находит свое созвучие и отголосок. Режиссеру важно распознать замысел автора и сделать так, чтобы герой был узнан современным зрителем. А вообще, это произведение Мольера меня всегда поражало. Как можно было в те времена написать так смело и так точно, и это так попадает в нас сегодняшних! Поскольку люди, наполовину к счастью, а наполовину к несчастью, не меняются или меняются, но очень мало, великие произведения попадают в каждое время. Меняются только одежда и какие-то ритмы, суть человека не меняется…»

pepel@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter