Постоянный ток

О внешней политике Беларуси

У Беларуси сейчас такая активная внешняя политика, что график встреч и переговоров Сергея Мартынова составляется, невзирая на выходные и праздничные дни. В минувшую субботу он побывал в Вильнюсе.


Меньше месяца назад министр Мартынов посетил столицу ЕС. В Брюсселе он провел переговоры с так называемой тройкой Евросоюза, ответственной за общую внешнюю политику 27 государств.


В середине прошлой недели Сергей Николаевич побывал в Германии, где встретился со своим германским коллегой Франком–Вальтером Штайнмайером. Сильно не ошибусь, если назову Берлин неформальной столицей Европейского союза — все важные решения принимаются или по крайней мере одобряются здесь. Характерный пример — восточное партнерство — инициатива польско–шведская, но без поддержки ФРГ вряд ли бы прошла.


И вот следующая остановка Вильнюс — для тех, кто не в курсе — официальная культурная столица Европы этого года.


Правда, говорили дипломаты больше не о культуре, хотя и посетили книжную ярмарку, а об экономике. В переговорах участвовали заместители министров энергетики, что говорит само за себя.


Глава МИДа Литвы Вигаудас Ушацкас рассказал на итоговой пресс–конференции, что со следующего года закрывается Игналинская АЭС и в стране будет дефицит электроэнергии. Беларусь готова помочь электричеством и может предоставить свои линии электропередачи для его транзита из Украины. Этот вопрос в Чернигове обсуждали президенты Беларуси и Украины наряду с другими проектами энерготранзита.


«Мы работали над тем, чтобы как можно лучше использовать энергетические возможности наших стран, — сказал журналистам Сергей Мартынов. — Но мы исходим из того, что, кроме энергетики, есть еще масса вопросов, в которых можно успешно сотрудничать: транспорт, логистика и многое другое». Хорошим примером здесь может служить литовско–белорусско–украинский поезд «Викинг», который перевозит грузы в контейнерах от Балтийского моря к Черному и обратно.


В Вильнюсе, судя по официальным сообщениям, обсуждались чисто практические, можно даже сказать, приземленные вопросы. Нашлись, правда, и те, кто полез в архив за пыльным проектом Балто–Черноморской дуги, санитарного кордона между Россией и Европой. Помните, в начале 90–х некоторые политики в нашем регионе реанимировали эту средневековую идею. Но Минск четко дал понять, что не согласен с английским писателем Киплингом и не намерен делать выбор между Западом и Востоком.


Примечательно, что в то время, когда Сергей Мартынов путешествовал между Берлином и Вильнюсом, в Минске с визитом побывала делегация Калининградской области во главе с губернатором Георгием Боосом. Беларусь как страна без выхода к морю одинаково заинтересована в сотрудничестве с этим российским эксклавом и балтийскими странами.


А как страна с выгодным географическим положением — заинтересована в том, чтобы как можно полнее были использованы ее транзитные возможности. Балто–Черноморский коридор для Беларуси — не геополитика, а экономика. Этакий современный вариант пути «из варяг в греки»: линии электропередачи, трубопроводы, железная дорога, автомагистраль.


Так, Беларусь лоббирует прокладку новой автомагистрали Калининград — Одесса через Клайпеду, Минск и Киев. Российская дипломатия пока скептически относится к восточному партнерству Евросоюза (надо полагать, потому что Россию туда не пригласили), называя его аморфной идеей без финансирования. Если бы подобные проекты удалось включить в партнерство, оно стало бы более осязаемым и понятным для его участников.


Беларусь, как показала встреча в Вильнюсе, может быть полезна Литве. В свою очередь Литва тоже может быть полезна Беларуси. Как самостоятельное государство и как член Евросоюза.


Между восточноевропейскими членами ЕС нешуточная конкуренция за то, чтобы быть связующим звеном между Брюсселем и нашим регионом. Вильнюс смотрится очень выигрышно. Хотя и конкуренты не дремлют. Министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский, отвечая на критику оппозиции в сейме, заявил, что правительство выступает против изоляции Беларуси и этот вопрос настолько важен, что «ради него стоит рисковать и подвергать себя критике оппозиции». Последняя новость: в Минск едет премьер–министр Латвийской Республики Ивар Годманис.


Впрочем, как отметил Сергей Мартынов в интервью немецкой «Франкфуртер альгемайне цайтунг», визиты — не самое важное. «Мы хотим не политических лобызаний с ЕС, похлопываний по плечу, — сказал он. — Мы хотим серьезных и прагматичных экономических отношений на равноправной основе».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
СтранNIK
Министр совершенно прав. Лобызания, дело хорошее, но коэффициент полезного действия у них крайне малый. Пожали руки и разъехались. А сейчас нужно работать, решать проблемы сообща. Вон в Латвии какой кризис. И едет к нам их Премьер не просто потому, что ЕС так сказал, а потому, что Риге нужны партнеры, которые помогут выйти из патовой ситуации в которой оказалась прибалтийская страна. Понятна и активность Украины. Раз там люди так просто готовы расстаться с почками, значит не все хорошо в обществе. Значит, бедствует, не побоюсь этого слова, общество. И опять же, выход из кризиса лучше искать сообща. с партнерами по региону, "з суседзямi". <br /><br />И Брюсселю самое время перейти к заключению договоров о сотрудничестве и взаимодействии с Минском в различных сферах. А что касается Москвы, то и с россиянами нужно контачить. Все таки, Союзное государство строим. Проект, в принципе, нужный. <br /><br />Одно можно с уверенностью сказать. Сейчас внешняя политика Беларуси действительно становиться много векторной. И дружить мы начинаем с, действительно, достойными партнерами.
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?
Новости
Все новости